Интерпретация теста рисунок человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:16, реферат

Краткое описание

Эмоциональные особенности (формальные показатели рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Интерпретация теста рисунок человека.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Интерпретация результатов теста

В ходе интерпретации  определяются индивидуальные особенности личности:

  1. Эмоциональные особенности (формальные показатели рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п. Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется), в том числе
    • регуляцию психомоторного тонуса (сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, – важный показатель уровня активности);
    • тревога, тревожность, страхи (ослаблен нажим на карандаш и минимизировано количество деталей);
    • депрессия, снижение настроения (резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния. В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.
 
  1. Сфера общения:
  • интровертированность (Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ изображения отдельных частей человеческого тела и лица. Учитываются также общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа);
  • экстравертированность (Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны. Кисти рук нормального размера, детально проработаны (признак благополучия в сфере общения).
  • Демонстративность (Изображение клоуна, шута и других подобных персонажей).
  • Отказ от общения, отстраненность (руки спрятаны за спиной, что интерпретируется как признак отказа от общения. Так же интерпретируется изображение рук, спрятанных в карманы, скрещенных на груди или упертых в бока).
  1. Сфера социальных отношений (Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и антисоциальность. Агрессивностью называют стремление причинять вред другим людям. Однако речь идет не обязательно о физической агрессии. Наряду с ней существует и значительно менее опасная вербальная агрессия – склонность ругаться с окружающими, делать им замечания и т.п. Агрессия часто бывает защитной, т.е. вызывается ощущением угрозы со стороны окружающих и стремлением защититься от них. Однако такая защита нередко становится опережающей: ожидая нападения, респондент спешит «дать сдачи» заранее. Негативизм – противодействие требованиям окружающих – может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. Иногда негативизм служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам):
  • Агрессивность (Преувеличенные, очень тщательно проработанные кисти рук говорят о высокой, но недостаточно удовлетворенной потребности в общении – признак агрессивности, являющейся нередким ответом на неудачно складывающиеся контакты со сверстниками).
  • Негативизм (Некоторая демонстративность проявляется в детально нарисованном узоре на одежде. Негативизм может выражаться посредством изображения персонажа не только со спины, но и в профиль)
  1. Сексуальная сфера (изображение преувеличенных половых органов, попытка прикрыть их на изображении, рисунок только верхней половины человеческого тела). Характерна для подростков).

 

Краткая версия обработки  графической информации: 

     Ответы  на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли респондент каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок респондента по следующим пунктам:

  1. У человека нарисована голова.
  2. У него две ноги.
  3. Две руки.
  4. Туловище достаточно отделено от головы.
  5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
  6. Плечи хорошо прорисованы.
  7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
  8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
  9. Шея ясно просматривается.
  10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  11. У человека нарисованы глаза.
  12. У него нарисован нос.
  13. Нарисован рот.
  14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
  15. Видны ноздри.
  16. Нарисованы волосы.
  17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  18. Человек нарисован в одежде.
  19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  22. На руках изображены пальцы.
  23. На каждой руке пять пальцев.
  24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
  26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
  27. Прорисован локтевой сустав.
  28. Прорисован коленный сустав.
  29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
  34. На ногах можно различить пятки.
  35. Форма головы правильная.
  36. Форма тела в целом правильная.
  37. Очертания конечностей переданы точно.
  38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  39. Уши хорошо различимы.
  40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
  41. На лице прорисованы ресницы и брови.
  42. Зрачки расположены правильно.
  43. Глаза пропорциональны размерам лица.
  44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  45. Четко различимы лоб и подбородок.
  46. Подбородок отделен от нижней губы.
 

     Выводы  сделать очень легко. В целом  рисунок респондента должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы.

     Нормально умственно развитый респондент должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.  

    5 лет  10 очков.
    6 лет  14 очков. 
    7 лет  18 очков. 
    8 лет  22 очка.
    9 лет  26 очков. 
    10 лет  30 очков. 
    11 лет  34 очка.
    12 лет  38 очков. 
    13 лет  42 очка.
    14 лет  - свыше 42 очков
    15-17 лет свыше 53 очков
    18-27 лет свыше 57очков
    27-35 лет свыше 60 очков

 

     В пользу респондента говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

     На  рисунке могут присутствовать и  негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
 

     Отметьте  прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок  человеческой фигуры символизирует  образ тела, который считается  очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние респондента, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

     Чем значительнее расстройство респондента, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок респондента может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

     Еще один значимый негативный фактор - это  изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как  часто принято считать. Это может  быть выражением спутанной сексуальной  роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола. 

Символические значения фигуры человека 

     Каждая  часть изображенной фигуры приобретает  особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни респондента.

При интерпретации  данного теста неприемлемы поспешные  заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения  эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни респондента изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое. 

     Голова, лоб

     Олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" респондента, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Если  респондент уделяет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

Отсутствие  лба обозначает, что респондент сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

     Если  у человека непропорционально большая  голова - это может быть знаком того, что респондент страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для респондента возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.  

     Волосы 

Выделение волос на голове может свидетельствовать  о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование  девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании. 

     Лицо 

     Символ  сферы общения, важнейший центр  коммуникации. Его принято считать  самой социальной частью рисунка.

     Респондент, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

     Показателен и тот случай, когда лицо респондент рисует в последнюю очередь. Отношения такого респондента очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

     Об  агрессии и враждебности мы можем  говорить и в случае изображения  соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо  прорисованные черты лица говорят  о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность  на этой части, чрезмерное подчеркивание  и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Информация о работе Интерпретация теста рисунок человека