Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель исследования – изучить методологию использования методов визуализации в нейропсихологии, определить области применения в данной науке.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- изучить литературу о современных методах визуализации;
- выявить возможности применения данных методов в сфере деятельности нейропсихолога;
- делать выводы по поводу необходимости применения нейровизуализации при нейропсихологическом обследовании.
Объект исследования – возможности применения методов визуализации в нейропсихологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Метод электроэнцефалографии……………………………………………...5
Магниторезонансная томография……………………………………………7
Компьютерная томография…………………………………………………..8
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
2.1 Применение ЭЭГ в нейропсихологии……………………………………...10
2.2 Использование КТ и МРТ в практике нейропсихолога…………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..18
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
2.1 Применение ЭЭГ в
нейропсихологии…………………………………….
2.2 Использование КТ и
МРТ в практике нейропсихолога…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая актуальность исследования – использования различных методов визуализации в нейропсихологии позволяет разработать определённую методологию изучения ВПФ. Современные методы визуализации позволяют нейропсихологии сделать более удобным и результативным изучение ВПФ при локальных поражениях головного мозга.
Практическая актуальность исследования – применение методов визуализации, таких как МРТ, КТ, нейросонография и других, поможет нейропсихологам более точно установить очаг поражения в головном мозге, что минимизирует постановку неверного заключения и соответственно позволит психологу подобрать адекватные методы коррекции дефекта. Но наличие данных о структурных изменениях мозговых структур не может заменить потребность в оценке функционального состояния головного мозга.
Цель исследования – изучить методологию использования методов визуализации в нейропсихологии, определить области применения в данной науке.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- изучить литературу о современных методах визуализации;
- выявить возможности
применения данных методов в
сфере деятельности
- делать выводы по поводу
необходимости применения
Объект исследования – возможности применения методов визуализации в нейропсихологии.
Предмет исследования – современные методы визуализации.
Гипотеза – применение методов визуализации может помочь нейропсихологу в определении локализации поражения головного мозга, что позволит более точно написать заключение и подобрать методы реабилитации больных. Точное топическое определение поражения позволит учесть все возможные проявления дефекта.
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
В неврологической практике имеется несколько методов визуализации – это ЭЭГ, МРТ, КТ, нейросонография.
До открытия ЭЭГ мозг представлял собой как бы "чёрный ящик": изучать его можно было, только сравнивая действующие сигналы и ответ организма. ЭЭГ позволила заглянуть внутрь этого ящика, узнать, как действует мозг. Информация, содержащаяся в каждой конкретной электроэнцефалограмме, весьма обильна и может быть использована в различных аспектах: для раскрытия механизмов высшей нервной деятельности, при проведении нейропсихологических исследований, для диагностических целей в клинической практике и т.д.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это метод регистрации биотоков мозга. Анализ ЭЭГ позволяет выявить волны, отличающиеся по частоте колебаний, амплитуде, форме, регулярности и выраженности на внешние раздражители (световые и звуковые).
На ЭЭГ грудных детей преобладают медленные волны. Так, у новорождённых преобладают низкоамплитудные дельта-волны и лишь эпизодически – альфа-волны. С возрастом постепенно нарастает удельные вес более быстрых волн.
Электроэнцефалографическое исследование детей проводится при наличии эпилептических припадков, внутричерепных травм, задержек психического развития, очаговых поражений головного мозга. При различных заболеваниях головного мозга нарушается нормальное течение электрических процессов. На ЭЭГ появляются патологические волны. При эпилепсии возникает так называемая пик-волна (сочетание острой и медленной волны), исчезает или дезорганизуется альфа-ритм, выявляются медленные, высокоамплитудные колебания. Выявлению скрытых патологических процессов помогает проведение функциональных проб с нагрузкой (звуковые, световые раздражения, гипервентиляция).1
Наибольших успехов применение
метода клинической
Важно учитывать современные
нейрофизиологические представления
о генезе колебаний биопотенциалов
коры мозга – то, что они отражают
собой степень созревания ЭЭГ
в онтогенезе и степень организованности
корково-подкорковых
В перспективе использования
электроэнцефалографии
Магнитно-резонансная томография (МРТ) – метод получения изображения внутренних структур тела человека при помощи магнитно-резонансного томографа. Метод позволяет оценивать как анатомические, так и функциональные особенности строения.2
Магнитно-резонансная
Магнитный резонанс является методом
томографического отображения, служащим
для получения послойных ЯМР-
Магнитно-резонансная
МР томография позволяет
получить серию тонких срезов, построить
трехмерную реконструкцию исследуемой
области, выделить сосудистую сеть и
даже отдельные нервные стволы. Такая
реконструкция оказывает
Компьютерная томография (КТ) – это современный метод рентгенологического исследования органов и тканей, который позволяет исследовать их послойно, при этом вся полученная информация обрабатывается на компьютере. Принцип КТ заключается в следующем. Больной помещается в специальную камеру, при этом он вводится в нее постепенно, на специальном столе. В это время вокруг него движется сам аппарат, который излучает рентгеновский луч. При этом получается изображение под разными углами. Вся эта информация далее обрабатывается компьютером, после чего больной вновь смещается в камере на определенное небольшое расстояние. В итоге мы имеем послойное изображение того или иного органа и может точно знать его размеры, глубину залегания и отношения к соседним органам и тканям.
Изменение плотности в виде более светлых или темных участков на снимках, смещение сосудов и других структур наблюдаются при опухолях головного мозга, внутричерепных гематомах, атрофии, инфаркте, отеке, а также врожденных аномалиях развития мозга, в частности водянке головного мозга.
Опухоли головного мозга значительно
отличаются друг от друга по своим
особенностям. Метастазы обычно вызывают
значительный отек на ранней стадии и
могут быть распознаны при контрастной
КТ. Первичные опухоли отличаются
по своей плотности и степени
выраженности отека, смещения желудочков
и накопления контрастного вещества
при его введении. Так, астроцитомы
имеют небольшую плотность, у
менингиом большая плотность, и
их обычно удается диагностировать
при контрастировании головного
мозга. Глиобластомы дают нечеткую картину,
но резкость их изображения также
усиливается при
Атрофия головного мозга обычно
проявляется увеличением
В норме сосуды головного мозга
на компьютерных томограммах не видны.
Но при артериовенозной
Факторы, влияющие на результат исследования:
- Движения головой (плохое качество изображения).
- Оставление на пациенте металлических предметов, находящихся в сканируемой зоне (плохое качество изображения).
- Кровотечение (возможен ложноотрицательный результат).
Компьютерная томография – совершенно безопасный метод. Наиболее частой проблемой может быть реакция на контрастное вещество, которое иногда применяется. Доза рентгеновского облучения, которую получает больной при КТ, минимальна. Она не вызывает никаких побочных эффектов.
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАБОТЕ НЕЙРОПСИХОЛОГА
Проблема применения различных методов визуализации в нейропсихологии является плохо изученной. Литературы по данной тематике крайне мало, хотя значение применения данных методов велико. Нет чётких принципов и методологии для использования нейровизуализации при нейропсихологическом обследовании.
2.1 Применение ЭЭГ в нейропсихологии
Следует отметить, что А.Р. Лурия считал необходимым тесное объединение нейропсихологических знаний с собственно-неврологическими и нейрохирургическими клиническими данными для более тщательного уточнения структурных и функциональных основ нейропсихологических синдромов. Тесная связь с клиникой - со всем арсеналом клинических исследований больного (неврологическим, ангеографическим, ЭЭГ, рентгенографическим, отоневрологическим и др.) - была основой всей нейропсихологической работы А.Р. Лурия.
Информация о работе Использование методов визуализации в нейропсихологии