Использование флештренингов в работепо профилактике и коррекции детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 22:19, доклад

Краткое описание

Современный процесс информатизации российского общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования, в том числе и дошкольного образования. В информационном обществе и детский сад нового поколения должен быть информационным. Основополагающим элементом развивающегося детского сада становится информационно-технологическая среда с интенсивно развивающимся пространством

Вложенные файлы: 1 файл

Статья для (2).docx

— 35.37 Кб (Скачать файл)

О.А. Дегтярева            педагог-психолог

МБДОУ д-с № 52

 

Использование флештренингов в работе по профилактике и коррекции детско-родительских отношений

 

Современный процесс информатизации российского общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования, в том числе и дошкольного образования. В информационном обществе и детский сад нового поколения должен быть информационным. Основополагающим элементом развивающегося детского сада становится информационно-технологическая среда с интенсивно развивающимся пространством. Новое содержание обучения строится на основе инновационных технологий: использование компьютера, проектора, разработке и внедрении нетрадиционных форм занятий и психолого-педагогической работы: презентации, анимации, флештренинги и др. Применение компьютерной анимации позволяет сделать наглядный материал более ярким и запоминающимся, показывает процессы и явления в их динамике, что улучшает восприятие и усвоение материала.

Для педагога-психолога в детском саду компьютер также может и должен стать неотъемлемой частью организационно-методической  и практической работы.

В отечественной психологии исследованиями флештренинговой технологии в психокоррекционной работе занимались О.В Самсонова, М.Н. Калистратова

В своей статье О.В Самсоновой, (5) флэштренинг определялся как «направление арттерапии… Арттерапия (терапия искусством) – один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Флэштренинг (от англ. flash – вспышка, проблеск, яркий свет, краткое сообщение и training – обучение, тренировка) – инновационное направление в практической психологии, стоящее на стыке арттерапии, артпедагогики, сказкотерапии, искусства фотографии и компьютерных технологий (программ) и обеспечивающее за счет их синтеза достижение положительных изменений в личностном (включая многообразные аспекты, в том числе когнитивный и эмоциональный) и социальном развитии человека. Это метод, использующий возможности искусства, сказки, фотографии и компьютерных технологий для:

    • стимуляции (вспышки, инсайта – вот откуда и название) человека к осознанию своих мыслей, чувств, поведения, на основании которых  строится его собственная жизнь и облегчению их трансформации в избранном человеком направлении;
    • оптимального движения человека от своего «Я» в «Мир» (общество) и наоборот;
    • развития творческих способностей психолога (как создателя флэшек), а после применения этой технологии и творчества клиента.

В ДОУ данная технология может быть использована в разных направлениях деятельности педагога-психолога:

В консультативной, психокоррекционной практике:

  1. Поучительные и забавные притчи, сказки или истории, сопровождаемые зрительным и звуковым рядом, помогают выявить и отреагировать на проблемы как детей, так и взрослых. Они помогают увидеть себя как бы со стороны понять и принять ( без обид) проблему. Мы все любим давать советы как поступить в той или иной ситуации, для представленных героев легче придумать выход из положения — ведь в притче, сказке, истории все можно! В итоге оказывается самостоятельно найденный выход можно использовать и для себя.
  2. Как начальный этап работы, где происходит знакомство с клиентом.
  3. Как заключительный этап проведение дискуссии, обсуждения по поводу просмотренного флэштренинга, что позволяет понять ценности клиента, выявить его систему оценок в категориях «хорошо-плохо».
  4. Творческая работа по мотивам флэштренинга:

а) Проведение анализа для осознания и интерпретации того, что  увидел, услышал, почувствовал клиент;

б) Изменение сюжета;

в) Придумывание новой притчи, сказки, истории; встречи.

5. Можно использовать  метод флэштренинга как в индивидуальной  работе с клиентом, так и работая  с группой.

В психологическом сопровождении воспитательно - образовательного процесса:

1. В диагностической работе  – для диагностики проблемы  человека, обратившегося за помощью (родителя, педагога).

2. Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика, подсказки

определенного решения в ходе коррекционной и консультативной работы.

3.Для использования на тренингах, методобъединениях, педсоветах, родительских собраний в качестве «разогрева» при обсуждении определенного круга проблем, чаще всего нравственной направленности, о человеческих ценностях, взаимоотношениях, семье и т.д.

4. В качестве релаксирующего  средства после аттестации педагогов и аккредитации учреждения, в ходе проведения занятий художественно-эстетического цикла, праздников и развлечений

Вопросы детско-родительских отношений поднимались и исследовались как зарубежными, так и отечествнными авторами Х.Джайнот, Д,Баумриид, А.ЕЛичко, А.Я.

Варга, А.А.Бодалевым, В.В.Столиным, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.С.Спиваковской,

О.А.Карабановой.О. Д. Столяренко, С.И.Самыгиной, А.В. Петровским, И.М.Балинским,

В.Н. Мясищевым и другими.

Детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга. Оптимальная родительская позиция работает на главных трех требованиях: адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность родителей базируется на реальной и точной оценке

особенностей своего ребенка. Для родителей важно умение видеть, понимать и уважать

индивидуальность своего чада. Если родители концентрируются на желании добиться от

своих детей, какого-то определенного результата, не учитывая его знания возможности и

склонности, то возможны негативные последствия такой установки.

Гибкость убеждений родителей состоит в готовности и способности

видоизменения стиля общения, способов воздействия на ребенка, т.к. он взрослеет, а так

же условия жизни семьи подвластны временным изменениям. При условии отсутствия

подобных позиций, неспособность родителей приводит к препятствиям для общения,

бунта, непослушания на все нормы и требования.

Прогностичность позиции взрослых заключается в умении предвидеть будущие

шаги и предпринимать своевременные меры (а именно изменение общего подхода к

ребенку) для оптимального развития ребенка.

В нашем учреждении выстроена система мероприятий, направленных на

коррекцию детско-родительских отношений. Осуществляется она в трех направлениях:

1. Профилактика стрессовых  состояний.

2. Коррекция стилей деструктивного поведения родителей. Она проходит в формате

индивидуальных встреч или посредством участия в психологической группе помощи

родителям.

3. Психолого-педагогическое  сопровождение семьи и отдельной личности в период

жизненных кризисов. Психологическая помощь заключается в определении и проработке

собственных психологических затруднений обратившихся за психологической

консультацией родителей.

План-программа тренинговых занятий с родителями с использованием

флештренингового метода по определению родительских

позиций и стилей взаимодействия с детьми

 

Цель: Изменение неадекватности родительских позиций через гармонизацию стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье и оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.-

 

План занятий

Основные задачи

Занятие 1

Упражнение1«Самопрезентация».

Флештренинг « Яма с дегтем»

Упражнение 2 Игра-разминка.

Упражнение 3 «Ребенок в нас».

Упражнение 4 «Родительские установки».

Флештренинг « Урок бабочки»

Подведение итогов занятия.

- знакомство участников друг с другом и с правилами групповой работы;

- осознание родительских  установок, дифференциация их на  «мешающие» и

«помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;

  • знакомство участников друг с другом.
  • создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
  • активизация детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы.

Занятие 2

Упражнение 1.«Памятник чувству».

Упражнение 2. «Принятие чувств».

Флештренинг « Час твоего времени»

Упражнение 3. Ролевая игра «Достижение базовых целей».

Подведение итогов занятия.

- знакомство с концепцией  Адлера-Дрейкурса об «ошибочных целях» поведения;

-обучение навыкам активного  слушания;

-осознание неэффективных  паттернов реагирования в ситуации, когда ребенок преследует «ошибочную  цель».

Занятие 3.

Упражнение 1. «Доверие».

Упражнение 2. «Строгий родитель».

Флештренинг « Разумное воспитание»

Упражнение 3. «Рисуем Строго родителя».

Подведение итогов занятия.

- знакомство с содержанием  и условиями благоприятного прохождения  основных этапов формирования личности;

-осознание своих невербальных  и вербальных проявлений.

 

Занятие 4.

Упражнение 1. «Я хороший родитель».

Упражнение 2. «Наказание».

Упражнение 3. «Дисциплина».

Флештренинг «Невротический ребенок»

Подведение итогов занятия.

-осознание психотравмирующего  влияния физического и эмоционального  насилия на формирование личности  ребенка;

-обучение навыку применения  принципов логических последствий, предоставления выбора для установления  границ дозволенного поведения.

Занятие 5.

Психологическая разминка.

Упражнение 1. «Праздник хвастунов».

Упражнение 2. «Мозговой штурм».

Флештренинг « Результаты воспитания»

Упражнение 3. «Неформальное общение».

Упражнение 4. «Похвала и поддержка».

Подведение итогов занятия.

- знакомство с концепцией  эффективного и неэффективного  одобрения, понятием неформального  общения;

-обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного  слушания;

-осознание роли ребенка  в семейной структуре.


 

ФЛЭШТРЕНИНГ «ЧАС ТВОЕГО ВРЕМЕНИ»

 

Использование в индивидуальной и групповой работе.

Тема: детско-родительские отношения.

Цель: Определение отношений «детей к родителям» и «родителей к детям»,

Задачи:

  1. Осознание важности гармоничных отношений детей и родителей.
  2. Обучение навыкам активного слушания
  3. Развитие чувства ответственности.

Один час твоего времени

«Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо плача ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на «глупые» просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»

Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твого времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами.»

Вы все еще хотите быть на работе? И у вас не колотится сердце?!

Какой бы ни была ваша семья, и какими бы натянутыми отношения ни были – семья – это ваша ЖИЗНЬ!!!

И именно в ваших руках сделать так, что бы она была единой! Посмотрите на суть ваших ссор или на то — за что вы злитесь на детей или родителей… представьте (только на секунду) что их завтра не станет! Вы все еще будете на них злиться? Вы почувствуете пустоту и одиночество, и работа не заменит вам живой ласки после бурной ночи любви и того, как родитель смешно поучает- что верно или нет, ведь вы для родителей всегда останетесь детьми сколько бы вам лет не было!

А как давно вы видели своих родителей? Давно? Специально для вас… очередной жизненный опыт…

Исходные материалы: притча неизвестного автора «Час твоего времени», видеоряд с детской тематикой, музыкальный альбом Enya «A Day Without Rain”, композиция «A Day Without Rain”

Продолжительность: 2 мин. 40 сек.

Технология  использования: просмотр флэштренинга, рассказ о своей семье и родителях, анализ важности гармоничных отношений детей и родителе.

Таким образом данная технология флэштренинга позволит родителям и педагогам, обратившимся за помощью к педагогу-психологу улучшить свои отношений с детьми, окружающими, облегчит преодоление эмоциональных проблем, даст возможность задуматься о своей человеческой сути и найти выход из кажущейся безнадежной ситуации.

Список литературы и полезных Интернет-ресурсов

  1. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. : Питер; СПб.; 2009
  2. Калистратова В.Н.Применение флештренинга в работе педагога-психолога. Теоретические основы и руководство к практическому применению. Минск,2010
  3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. СПб., 1995
  4. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006.
  5. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2002.
  6. http://5ka.su/ref/Psihologiya.../0_object107087.html
  7. http://prichi.net/elias_hajemi.php
  8. http://pritchi.castle.by/ras-03-18.html
  9. www.liveinternet.ru/showjournal.php?...10
  10. http://exlyziv.ru/pritchi-narodov-mira.html
  11. www.liveinternet.ru/users/.../post132965213/

Информация о работе Использование флештренингов в работепо профилактике и коррекции детско-родительских отношений