Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 22:19, доклад
Современный процесс информатизации российского общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования, в том числе и дошкольного образования. В информационном обществе и детский сад нового поколения должен быть информационным. Основополагающим элементом развивающегося детского сада становится информационно-технологическая среда с интенсивно развивающимся пространством
О.А. Дегтярева педагог-психолог
МБДОУ д-с № 52
Использование флештренингов в работе по профилактике и коррекции детско-родительских отношений
Современный процесс информатизации российского общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования, в том числе и дошкольного образования. В информационном обществе и детский сад нового поколения должен быть информационным. Основополагающим элементом развивающегося детского сада становится информационно-технологическая среда с интенсивно развивающимся пространством. Новое содержание обучения строится на основе инновационных технологий: использование компьютера, проектора, разработке и внедрении нетрадиционных форм занятий и психолого-педагогической работы: презентации, анимации, флештренинги и др. Применение компьютерной анимации позволяет сделать наглядный материал более ярким и запоминающимся, показывает процессы и явления в их динамике, что улучшает восприятие и усвоение материала.
Для педагога-психолога в детском саду компьютер также может и должен стать неотъемлемой частью организационно-методической и практической работы.
В отечественной психологии исследованиями флештренинговой технологии в психокоррекционной работе занимались О.В Самсонова, М.Н. Калистратова
В своей статье О.В Самсоновой, (5) флэштренинг определялся как «направление арттерапии… Арттерапия (терапия искусством) – один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Флэштренинг (от англ. flash – вспышка, проблеск, яркий свет, краткое сообщение и training – обучение, тренировка) – инновационное направление в практической психологии, стоящее на стыке арттерапии, артпедагогики, сказкотерапии, искусства фотографии и компьютерных технологий (программ) и обеспечивающее за счет их синтеза достижение положительных изменений в личностном (включая многообразные аспекты, в том числе когнитивный и эмоциональный) и социальном развитии человека. Это метод, использующий возможности искусства, сказки, фотографии и компьютерных технологий для:
В ДОУ данная технология может быть использована в разных направлениях деятельности педагога-психолога:
В консультативной, психокоррекционной практике:
а) Проведение анализа для осознания и интерпретации того, что увидел, услышал, почувствовал клиент;
б) Изменение сюжета;
в) Придумывание новой притчи, сказки, истории; встречи.
5. Можно использовать
метод флэштренинга как в
В психологическом сопровождении воспитательно - образовательного процесса:
1. В диагностической работе – для диагностики проблемы человека, обратившегося за помощью (родителя, педагога).
2. Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика, подсказки
определенного решения в ходе коррекционной и консультативной работы.
3.Для использования на тренингах, методобъединениях, педсоветах, родительских собраний в качестве «разогрева» при обсуждении определенного круга проблем, чаще всего нравственной направленности, о человеческих ценностях, взаимоотношениях, семье и т.д.
4. В качестве релаксирующего средства после аттестации педагогов и аккредитации учреждения, в ходе проведения занятий художественно-эстетического цикла, праздников и развлечений
Вопросы детско-родительских отношений поднимались и исследовались как зарубежными, так и отечествнными авторами Х.Джайнот, Д,Баумриид, А.ЕЛичко, А.Я.
Варга, А.А.Бодалевым, В.В.Столиным, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.С.Спиваковской,
О.А.Карабановой.О. Д. Столяренко, С.И.Самыгиной, А.В. Петровским, И.М.Балинским,
В.Н. Мясищевым и другими.
Детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга. Оптимальная родительская позиция работает на главных трех требованиях: адекватность, гибкость и прогностичность.
Адекватность родителей базируется на реальной и точной оценке
особенностей своего ребенка. Для родителей важно умение видеть, понимать и уважать
индивидуальность своего чада. Если родители концентрируются на желании добиться от
своих детей, какого-то определенного результата, не учитывая его знания возможности и
склонности, то возможны негативные последствия такой установки.
Гибкость убеждений родителей состоит в готовности и способности
видоизменения стиля общения, способов воздействия на ребенка, т.к. он взрослеет, а так
же условия жизни семьи подвластны временным изменениям. При условии отсутствия
подобных позиций, неспособность родителей приводит к препятствиям для общения,
бунта, непослушания на все нормы и требования.
Прогностичность позиции взрослых заключается в умении предвидеть будущие
шаги и предпринимать своевременные меры (а именно изменение общего подхода к
ребенку) для оптимального развития ребенка.
В нашем учреждении выстроена система мероприятий, направленных на
коррекцию детско-родительских отношений. Осуществляется она в трех направлениях:
1. Профилактика стрессовых состояний.
2. Коррекция стилей
индивидуальных встреч или посредством участия в психологической группе помощи
родителям.
3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи и отдельной личности в период
жизненных кризисов. Психологическая помощь заключается в определении и проработке
собственных психологических затруднений обратившихся за психологической
консультацией родителей.
План-программа тренинговых занятий с родителями с использованием
флештренингового метода по определению родительских
позиций и стилей взаимодействия с детьми
Цель: Изменение неадекватности родительских позиций через гармонизацию стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье и оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.-
План занятий |
Основные задачи |
Занятие 1 Упражнение1«Самопрезентация». Флештренинг « Яма с дегтем» Упражнение 2 Игра-разминка. Упражнение 3 «Ребенок в нас». Упражнение 4 «Родительские установки». Флештренинг « Урок бабочки» Подведение итогов занятия. |
- знакомство участников друг с другом и с правилами групповой работы; - осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;
|
Занятие 2 Упражнение 1.«Памятник чувству». Упражнение 2. «Принятие чувств». Флештренинг « Час твоего времени» Упражнение 3. Ролевая игра «Достижение базовых целей». Подведение итогов занятия. |
- знакомство с концепцией Адлера-Дрейкурса об «ошибочных целях» поведения; -обучение навыкам активного слушания; -осознание неэффективных
паттернов реагирования в |
Занятие 3. Упражнение 1. «Доверие». Упражнение 2. «Строгий родитель». Флештренинг « Разумное воспитание» Упражнение 3. «Рисуем Строго родителя». Подведение итогов занятия. |
- знакомство с содержанием
и условиями благоприятного -осознание своих невербальных и вербальных проявлений.
|
Занятие 4. Упражнение 1. «Я хороший родитель». Упражнение 2. «Наказание». Упражнение 3. «Дисциплина». Флештренинг «Невротический ребенок» Подведение итогов занятия. |
-осознание психотравмирующего
влияния физического и -обучение навыку применения
принципов логических |
Занятие 5. Психологическая разминка. Упражнение 1. «Праздник хвастунов». Упражнение 2. «Мозговой штурм». Флештренинг « Результаты воспитания» Упражнение 3. «Неформальное общение». Упражнение 4. «Похвала и поддержка». Подведение итогов занятия. |
- знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, понятием неформального общения; -обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания; -осознание роли ребенка в семейной структуре. |
ФЛЭШТРЕНИНГ «ЧАС ТВОЕГО ВРЕМЕНИ»
Использование в индивидуальной и групповой работе.
Тема: детско-родительские отношения.
Цель: Определение отношений «детей к родителям» и «родителей к детям»,
Задачи:
Один час твоего времени
«Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо плача ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на «глупые» просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»
Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твого времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами.»
Вы все еще хотите быть на работе? И у вас не колотится сердце?!
Какой бы ни была ваша семья, и какими бы натянутыми отношения ни были – семья – это ваша ЖИЗНЬ!!!
И именно в ваших руках сделать так, что бы она была единой! Посмотрите на суть ваших ссор или на то — за что вы злитесь на детей или родителей… представьте (только на секунду) что их завтра не станет! Вы все еще будете на них злиться? Вы почувствуете пустоту и одиночество, и работа не заменит вам живой ласки после бурной ночи любви и того, как родитель смешно поучает- что верно или нет, ведь вы для родителей всегда останетесь детьми сколько бы вам лет не было!
А как давно вы видели своих родителей? Давно? Специально для вас… очередной жизненный опыт…
Исходные материалы: притча неизвестного автора «Час твоего времени», видеоряд с детской тематикой, музыкальный альбом Enya «A Day Without Rain”, композиция «A Day Without Rain”
Продолжительность: 2 мин. 40 сек.
Технология использования: просмотр флэштренинга, рассказ о своей семье и родителях, анализ важности гармоничных отношений детей и родителе.
Таким образом данная технология флэштренинга позволит родителям и педагогам, обратившимся за помощью к педагогу-психологу улучшить свои отношений с детьми, окружающими, облегчит преодоление эмоциональных проблем, даст возможность задуматься о своей человеческой сути и найти выход из кажущейся безнадежной ситуации.
Список литературы и полезных Интернет-ресурсов