Исследование брачно-семейнных отношений в рамках культурно-исторической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 04:36, курсовая работа

Краткое описание

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Так еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты преобразования. В настоящее же время в современной психологии рассматривают такие аспекты брачно-семейных отношений как: эмоциональные отношения в браке, готовность к браку и семейной жизни, психологический климат семьи, особенности и функции современной семьи и т д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БРАК В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ТИПОЛОГИЯ И ФОРМЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 5
1.1 ПОНЯТИЕ БРАКА В ПСИХОЛОГИИ 5
1.2 БРАК В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 8
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ. 12
2.1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ 12
2.2 ВИДЫ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ 14
2.3 СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ 17
ВЫВОДЫ: 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

Курсовая работа

студентки V курса

специальности «Психология»

социально-гуманитарного факультета

Федотовой Екатерины Александровны

 

 

Научный руководитель:

кандидат психологический наук,

доцент

Якунина Юлия Евгеньевна

 

 

 

 

 

Магадан,  2013 г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность работы. Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Так еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты преобразования. В настоящее же время в современной психологии рассматривают такие аспекты брачно-семейных отношений как: эмоциональные отношения в браке, готовность к браку и семейной жизни, психологический климат семьи, особенности и функции современной семьи и т д.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Уже в античные времена имелись представления, как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитет». В Средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безраздельно. Трансформация института семьи и брака, наблюдающаяся в последние годы и изменения в стиле и образе жизни, вероятно, отражаются и на представлении людей о семейных отношениях в целом. То есть семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении - от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства. Швейцарский психолог А. Гуггенбюль-Крейг рассматривает брак как выражение архетипического начала, более фундаментального, чем можно было бы предполагать, судя по социальным и личным проблемам, свойственным браку[13].

Семья является одним из важнейших социальных институтов культуры. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социально-культурный институт.

Традиционно брак и семейные отношения являются первичной культурной средой, в которой происходит сплачивание стабилизация любого общества.

Вопрос о специфике брачно-семейных отношений в контексте культурно-исторической теории представляет собой актуальный интерес для культурологического исследования. Брачно-семейные отношения выступают фундаментальной основой институализации социальных, религиозных и этических представлений и традиций, делающих общество устойчивым и способным к прогрессивному развитию.

В основе культурно-исторической теории лежат две основные идеи: идея исторического подхода и идея ведущей роли в развитии психики знаков и социальных факторов[2]. Брачно-семейных отношений являются одновременно и культурным и историческим образованием. В разных культурах в разные временные периоды у человека были разные представления о браке и семье. Возможность охарактеризовать трансформационные процессы брачно-семейных отношений в истории позволит прогнозировать вероятные сценарии их дальнейшего развития.

Цель работы: изучение брачно-семейных отношений в контексте культурно-исторической теории.         

Объект исследования: брачно-семейные отношения.

Предмет исследования: брачно-семейные отношения в контексте культурно-исторической теории.

Для реализации поставленной цели и проверки общей гипотезы были поставлены следующие задачи: 

  1. Провести анализ литературы с целью определения понятия «брак»;
  2. Провести анализ литературы с целью определения понятия «семья»;
  3. Рассмотреть типологии и формы брачно-семейных отношений;
  4. Рассмотреть брак в контексте культурно-исторической теории.

Практическая значимость. Теоретические положения работы могут быть использованы в процессе коррекционной и консультативной работы с супружескими парами.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы. Основной текст занимает 22 страницы, список литературы составляет 14 наименований. Общий объем работы -22 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Брак в культурно-исторической теории. Типология и формы брачно-семейных отношений.

 

1.1 Понятие брака  в психологии

 

Брак (брачный союз, супружество) – регулируемая обществом (государством) семейная связь между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям[13].

Брак – свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважении, заключаемый в целях создания семьи, путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают лишь с момента регистрации. За лицами, не зарегистрировавшими брак, права супругов не признаются[13].

Брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а так же воспитание ими детей.

А.И. Антонов [13] утверждает, что брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

А.Г. Харчев [11]определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».

В определении А.Г. Харчева [11] ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании.

Так, в разных обществах устанавливается определенный возраст для вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака (например, период с момента подачи заявления до его официального оформления, виды и формы брачных свидетельств) и его расторжения.

Супружеские узы как искусство жить в браке определяют отношения, дуальные по форме, универсальные по значению и специфические по интенсивности и силе согласно определению М. Фуко [7].

Дуальность семейных отношений обусловлена половым диморфизмом, с одной стороны, и двойственностью целей брака — продолжением рода и дружной совместной семейной жизнью, с другой.

Универсальность брака и семьи связана с долгом всякого человеческого существа, желающего жить сообразно природе, и, одновременно, с обязанностью индивидуума, который намерен вести жизнь, полезную для окружающих и человечества в целом. Матримониальная связь представляет собой универсальный закон.

Уникальность брака и семьи кроется в их эмоциональном и кровно родственном потенциале. Понимаемые как наиболее важнее и тесные  из всех возможных отношений, супружеские узы определяют весь способ существования.

Согласно К. Юнгу, брак имеет  ряд особенностей [7]:

  1. Цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний.
  2. Неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые.
  3. Возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни.
  4. Взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.

В.В. Юстицкий выделяет следующие типы семейно-брачных союзов [12]:

«Недоверчивая семья». Характерной чертой такой семьи является повышенная недоверчивость к окружающим, с которыми им приходится общаться. Члены такой семьи считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье - враждебными. Такая семья, как правило, слабо поддерживает контакты с соседями, а отношения членов семьи с родственниками и сослуживцами нередко приобретает остроконфликтный характер.

«Легкомысленная семья». Характерной чертой такой семьи является беззаботное отношение к будущему. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям. Планы на будущее у них, как правило, неопределенны. Такая семья почти постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, противоречия очень легко переходят в многочисленные конфликты, ссоры мгновенно вспыхивают по любому пустяку.

«Хитрая семья». В такой семье, прежде всего, ценится предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным в такой семье считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи легко переходят границы допустимого поведения, законы и нравственные нормы для них являются нечто относительным. Также характерной особенностью такой семьи является стремление использовать окружающих в своих целях.

В свою очередь, американский социолог П. Хербст выделили четыре ведущих типа брака[10]:

Автономный образец. В такой семье у мужа и жены имеются разные отношения к жизни и различные ценностные ориентации. Решения принимаются сообща и носят компромиссный характер. Различие характеров и мировоззрений не играет здесь негативной роли, поскольку предполагается самой системой возникающих в такой системе взаимоотношений.

Следующий тип семьи - это когда во внутрисемейных отношениях ведущую роль играет муж. Таким образом, особенности его личности, мировоззрения и отношения к жизни являются определяющими для всех членов семьи. Роль жены в такой семье менее важна и в основном очерчена кругом «женских» обязанностей.

Тип семьи, в котором решающую роль играет жена. Так, особенности ее личности, мировоззрения и отношения к жизни являются определяющими. Однако значение мужа здесь больше, чем жены во втором типе. Муж не ограничивается выполнением сугубо «мужских обязанностей», а выполняет некоторые чисто «женские» функции.

Четвертый тип - «синкретическая семья», которая, по мнению П. Хербста, является идеальной моделью брака. Роли в такой семье распределены равномерно, решение принимается на основе признания самостоятельности каждого из супругов, а не на основании компромисса.

Формы брачно-семейных отношений[5]:

  1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех начинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют экономическую выгоду. Степень свободы каждого из супруга в таких семьях максимальна, а личная вовлеченность – минимальная.
  2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь от брака односторонние выгоды и тем самым  наносят ущерб партнерам.
  3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из будущих супругов несколько «осаждает» другого, в результате которого, другой соглашается на компромисс. Ощущение свободы в таком браке абсолютно исключено.
  4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. Это брак не любви и не расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.
  5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью. В таком браке ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные. Брачно-семейные отношения в этом варианте, есть высшая степень объединения людей, оба супруга сохраняют свою самостоятельность и индивидуальность при поддержке друг друга. Такая форма отношений построена на доверии. 

Выделяют следующие психологические задачи брака[6]:

  1. Отделить себя эмоционально от семьи своего детства с тем, чтобы можно было в полной мере вложить силы и чувства в свой семейный союз, но, в тоже время, переоценить возможные точки соприкосновения с обеими родительскими семьями. Во вторых браках в эту задачу входит сопротивление привязанностям к прошлым партнерам.
  2. Задача создания общности, основанной на взаимной идентификации, разделяемой близости и широком сознании, относящимся к обоим партнерам, одновременно с этим - установление границ, защищающих автономию каждого партнера. Центральной проблемой современного брака является постоянная напряженность при сохранении баланса между общностью и автономией партнеров.

Стадии семейно – брачных отношений[13]:

  1. Добрачное общение. Достижение частичной  психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера. Брак – принятие супружеских социальных ролей.
  2. Этап «медовый месяц». Принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с родительской семьей, организация быта своей семьи.
  3. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода – возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Распределение ролей связанных с отцовством и материнством.
  4. Зрелая семья. Семья успешно выполняет свои функции. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи.
  5. Семья людей старшего возраста.  На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается повое содержание семейным функциям.

Информация о работе Исследование брачно-семейнных отношений в рамках культурно-исторической теории