Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Объектом исследования является уровень тревожности представителей разнотипных профессий.
Предметом исследования выступает влияние уровня показателей тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. В процессе теоретического анализа провести сопоставление взглядов на проблему интеллекта и выявить возможности понимания этого феномена как системного свойства человека.
2. Изучить психологическую литературу по проблемам тревожности.
3. В процессе исследования удостовериться в наличии закономерностей и адекватности использованных методик цели и гипотезе исследования, заявленным в работе.
4. В психологическом исследовании выявить влияние тревожности на уровень интеллекта, а следовательно и успешность профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблем тревожности и ее влияния на интеллектуальный уровень развития личности 6
1.1.Анализ понятия тревожности в психологических исследованиях 6
1.2. Понятие интеллекта. Стадии развития интеллекта по М.Пиаже 12
Выводы по главе 1: 15
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению влияния уровня тревожности 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Анализ интерпретация результатов исследования 21
Выводы по главе 2: 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Вложенные файлы: 1 файл

9095. Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта (ИЭУиП, Курсовая).doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)
 

      Методы  исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: обзорно — аналитическое исследование психолого-педагогической и специальной психологической литературы; эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, психологическое тестирование, беседа; математическая обработка полученных данных. 

      Характеристика  методов исследования

      Метод тестирования – наиболее частый применяемый  метод в психодиагностики, позволяющий определить наличие у человека тех или иных психических качеств, свойств, уровень их развития и сравнить полученные результаты с имеющимися нормами.

      Для диагностики психических состояний  и свойств личности сотрудников отделений были выбраны:

    I. Методика Айзенка — EPQ предназначена для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: экстра-интроверсии, нейротизма.

    Методика  содержит шкалы, рассматриваемые как  элементы структуры личности: экстраверсия-интроверсия, нейротизм.

  1. Экстраверсия-интроверсия. В этой шкале учитывается общительность и обращенность испытуемого вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют об экстраверсии, которой свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность высокая социальная адаптированность. При невысоких оценках выделяют интровертов. Им присущи необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации.
  2. Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Высокие баллы по шкале нейротизм выражаются в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания. Личность с высоким уровнем нейротизма характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

      II. Шкала оценки личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

      Данный  тест является надежным информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реактивная тревожность  как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

      Показатели  личностной тревожности и ситуативной  тревожности подсчитываются по формулам:

      РТ= ,

      где - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6,9,12,13,14,17,18;

       - сумма остальных зачеркнутых  цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).

      ЛТ= ,

      где - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,25,28,29,31,34,37,40;

       - сумма остальных цифр по  пунктам – 21,26,27,30,33,36,39.

      При интерпретации результат можно  оценить так: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность, 46 и  более – высокая тревожность.

      Личностная  тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

      Но  тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги".

      Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно  оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1 -20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности.

      Значительные  отклонения от уровня умеренной тревожности  требуют особого внимания, высокая  тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

      Низкая  тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

      Шкалу можно успешно использовать в  целях саморегуляции, руководства  и психокоррекционной деятельности. 
 

      2.2. Анализ интерпретация  результатов исследования 

      Проведенные общепсихологические исследования с применением методов наблюдения, опроса, беседы и т.д. подтверждают данные литературы об особенностях эмоциональной  и рефлексивной сферы лиц.

    Процентное  соотношение показателей выраженной экстраверсии и интроверсии в группах представлены в таблице 2.

Таблица 2.

     Процентное  соотношение показателей выраженной экстраверсии и интроверсии у  испытуемых в контрольной и экспериментальной группах (при р<0,05) 

Испытуемые Экстраверсия Интроверсия
Эксперимент.гр. 53,3% 46,7%
Контроль. гр. 42,7% 57,3%
 

    Больший процент испытуемых экспериментальной группы с выраженным показателем экстраверсии свидетельствуют о том, что в данной группе психическая активность у большей части расходуется на формирование внутриличностной структуры, используется в общении с другими людьми.

    Диаграмма 1.

    Оценка нейротизма в экспериментальной и контрольной группах  

 

      Оценка  нейротизма показала его отклонение от среднего уровня в 55,3% случаев, причем показатели высокого уровня нейротизма составили в целом у 48,8% испытуемых экспериментальной группы. Данный показатель отражает формирование у испытуемых нейродинамических нервно-психических расстройств, которые характеризуются нарушениями преимущественно аффективно-динамической экспрессии. Показатели низкого уровня нейротизма незначительны. Они составляют 6,5% (р>0,05). 

      Диаграмма 2.

      Оценка  тревожности испытуемых контрольной  и экспериментальной групп 

      

      С помощью оценки тревожности анализируются  психодинамические отклонения субъектных свойств испытуемых. В среднем по всей экспериментальной группе показатели ситуационной тревожности (СТ) составили 36,6 баллов, личностной тревожности (ЛТ) — 39,4 балла.

      При рассмотрении результатов по уровням  отмечено, что отклонения от среднего диапазона, составили: по ЛТ - 61,8% испытуемых экспериментальной группы, по СТ -79,2%, что отражает особенности эмоционально-личностной сферы испытуемых.

Таблица 2.

Процентное соотношение испытуемых по уровням ситуационной и личностной тревожности 

Группа Тревожность Показатель  тревожности, % Итого
Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Экспериментальная гр. Личностная 5 15,4 38,2 25 16,4 100
Ситуационная 15,1 37,6 20,8 16 10,5 100
 
Контрольная гр.
Личностная 10 34,1 46 7,8 2,1 100
Ситуационная 20 33,4 39,1 6 1,5 100
 

    Анализ  результатов выявил, что показатели низкого уровня тревожности у испытуемых экспериментальной группы наблюдаются в среднем в 36,6% случаев. Причем по ЛТ низкая и очень низкая тревожность проявляется у 20,4% испытуемых, а по СТ - в 52,7% (р<0,05). В контрольной группе показатели низкого уровня тревожности наблюдается в среднем 46% случаев. Причем по ЛТ низкая и очень низкая тревожность проявляется у 32%,4% испытуемых, а по СТ - в 62,3% (р<0,05).

      Повышенные  показатели личностной тревожности  отмечаются в 41,4%, а ситуационной тревожности  — в 26,5% случаев. Из этого следует, что в целом для испытуемых экспериментальной группы характерна высокая личностная тревожность, т.е. черта личности, отражающая ее предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, жизненных ценностей). 

      Выводы по главе 2:

      В основном экспериментальном исследовании приняли участие 20 человек, работающих операторами такси («человек-человек») (экспериментальная группа). Контрольная группа составляла 20 человек – инженеров КОМЗа («человек-знаковая система»). Уровень тревожности сопоставлялся с психологическим статусом и уровнем интеллекта в двух группах.

      Полученные нами данные об изучаемых характеристиках в разных профессиональных группах свидетельствуют о том, что наиболее высокие показатели интеллекта чаще встречаются у людей, занятых профессиональным трудом в системе «человек-знак», в то время как у представителей профессии «человек-человек» преобладают низкие значения социального интеллекта. Кроме того, у операторов такси в силу различных факторов отмечаются наиболее высокие показатели по всем видам тревожности, при чем низкий уровень тревожности, связанной с деятельностью, с взаимоотношениями и с самооценкой, не обнаружен ни  одного оператора.

      Выявленная  взаимосвязь позволяет нам говорить о том, что, содействуя становлению интеллекта, мы сможем снижать тревогу, а, с другой стороны, купируя проявления тревожности, мы тем самым, будем способствовать более успешной самореализации человека через развитие социального интеллекта.  

 

      

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Учитывая, что интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает в таких видах профессиональной деятельности, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим. Сегодня развитие науки проявило еще один, ранее не очень заметный аспект с интеллекта - его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах деятельности, которая во многом зависит от эффективности социального взаимодействия, непосредственно связанной с уровнем развития интеллекта.

      С другой стороны, невозможность успешной самореализации может стать основанием для развития различных негативных проявлений, к числу которых можно  отнести и тревожность личности. Известно, что тревожность блокирует личностную активность, мешает правильно воспринимать и оценивать межличностные отношения (Р.Мэй, С.Кьеркегор, Ч.Спилбергер, З.Фрейд, К.Хорни, О.Х.Маурер, Дж.Тейлор, Г.Селье, Г.С.Салливен, Ф.Б.Березин, А,А,Бодалев, А.И.Захаров, Н.Д.Левитов, A.M.Прихожан, Ю.Л.Ханин и др.).

Информация о работе Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта