Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:19, реферат
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие непроизвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Так, Е.П. Ильин понимает волевые качества личности, как феноптическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врождённого и приобретённого [6,с. 117]. В качестве врождённого компонента выступает способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретённого компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при неоднократном успешном преодолении таких трудностей. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.
3 Диагностика волевых качеств личности
Студенческий возраст является ранним периодом зрелости, первые годы которого имеют прямое отношение к периоду обучения в высшем учебном заведении (18-24 года). Данный возраст характеризуется тем, что человек обладает большой работоспособностью, максимально способен к творчеству, овладению сложными способами интеллектуальной активности. На это время приходится очень важный этап, характеризующийся вхождением человека в профессию, становлением будущего специалиста, профессионала.
Считается, что профессия накладывает на человека неизгладимый след. Профессионал – это развивающаяся личность, которая обладает высокой профессиональной квалификацией и компетентностью, разнообразием навыков и умений, а также включает в себя высокий уровень профессионально важных качеств или личностно-деловых качеств, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.
5.Современные исследования в области волевого усилия
А. И. Высоцкий выделил четыре формы самостимуляции, которая по природе есть усвоенная внешняя стимуляция:
прямая форма стимуляции через самоприказы, самоободрение, самовнушение, т. е. реальные звуки, слова, фразы;
косвенная форма самостимуляции через образы, представления последствий;
абстрактная форма самостимуляции через различные мысли и форма,
комбинированная из трех предыдущих.
Интенсивность волевых усилий оказалась связанной со следующим:
степенью трудности препятствий и значимостью действий (Н. Ф. Добрынин);
отношением к действию (Е. И. Игнатьев, В. Н. Мясищев);
побудительной силой мотивов (В. К. Калин, М. Н. Ильин, П. А. Рудик, В. И. Селиванов, О. А. Черникова и др.).
Эффективность волевых усилий оказалась более высокой на фоне повышенного уровня активности, высокого тонуса человека, в то время как утомление, стресс, страх, ужас снижают интенсивность волевых усилий (Ю. А. Аргентов).
Интенсивность волевых усилий зависит и от инструкции в эксперименте: если действие задается как обязательное для исполнения, то волевые усилия оказываются более интенсивными, чем при инструкции «делать сколько можешь».
Так же действует на волевое усилие и внушение (А. Б. Воронин, В. Н. Куликов, П. А. Рудик).
Большое влияние на волевое усилие оказывает включение человека в коллективную деятельность, причем принадлежность к более сплоченному коллективу дает большие волевые усилия при соревновании разных коллективов (Л. И. Акатов, М. Н. Ильина, А. П. Поварницын), как и большие усилия, чем в соревновании «за себя».
В исследованиях этого направления подтвердилась зависимость способности к волевому усилию от возраста.
Так, при исследовании эффективности волевых усилий при мышечном утомлении кривая утомления у детей и взрослых имеет плавный характер, хотя у взрослых она идет выше, т. е. усилия снижаются с меньшей скоростью. У подростков такая кривая имеет ступенчатый характер, с временными подъемами, что свидетельствует об эпизодических попытках подростков компенсировать мышечное утомление волевыми усилиями. Иначе говоря, если младшие дети еще не способны длительно поддерживать волевые усилия, а взрослые владеют этим достаточно хорошо, то подростки пока не способны к длительному поддержанию волевого усилия, но могут осуществлять их кратковременно по ходу действия. Эти результаты могут свидетельствовать и о различиях в мотивации разных групп испытуемых. Высказывается мнение, что старший подростковый возраст наиболее сензитивен для развития волевых усилий, а сознательная саморегуляция основных видов поведения начинается в юношеском возрасте.
Заключение
Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Зачастую достаточно высокий уровень развития волевых качеств наблюдается у людей творческого типа, увлеченных какой-либо деятельностью. Это происходит потому, что увлеченность каким-нибудь занятием всегда сопровождается систематическим трудом и, следовательно, способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности. Воля в психологии определяется, как способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей цели. Волевая сфера личности раскрывается в волевых качествах. Все волевые качества личности делятся на два больших класса: собственно волевые качества (простые качества) и морально-волевые качества (сложные). В свою очередь, собственно волевые качества делятся на две группы. В первую входят волевые качества, связанные с целеустремлённостью личности (терпеливость, упорство, настойчивость), а во вторую группу входят волевые качества, которые характеризуют самообладание (выдержка, смелость, решительность и др.).
Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем, что делает человек, во всех его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль. Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности.
Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. Этому процессу многое содействует, многие факторы оказывают на него влияние - и общение ребёнка со сверстниками, и игры, в которых он принимает участие. Большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная и профессиональная деятельность.
Список использованных источников:
1.Петровский А.В., М.М. Бахтин, Ф.М. Достоевский: психология вчера и сегодня 2009 г С. 56 - 58.
2.Челпанов Г. И. Задачи современной психологии Вопр. философии и психологии.2008. С. 285-308.
3.Журавлёв А.А Социальная психология издательство форум С 134-147
Дополнительные источники:
1.http://psychosoma.ho.ua/
2.http://psyznaiyka.net/