Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:40, курсовая работа
Высшая школа как социальная организация и элемент общественной структуры не может находиться вне противоречий и столкновений, переживаемых обществом. Это порождает проблемы в управлении учебным процессом, снижает эффективность воспитания студентов, отрицательно влияет на уровень социального самочувствия профессорско-преподавательского состава.
В настоящее время конфликты в вузе наиболее полно изучены с точки зрения управленческой практики и администрирования образовательного процесса.
стр.
РАЗДЕЛ I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ…………………………...
3
РАЗДЕЛ II.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ…...............
18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…
24
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………...…………………
Для проведения пилотажного исследования была выбрана стихийная выборка. Она включает в себя 50 респондентов. Это количество является достаточно репрезентативным для утверждения или отрицания поставленных гипотез. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов. Однако, более половины опрошенных (29 человек) обучаются на 1 курсе, что позволяет подробно изучить конфликтную ситуацию в наиболее чувствительной к внешним изменениям среде – среде молодых людей, проходящих процесс адаптации в вузе.
В исследовании приняли участие студенты Института государственного и муниципального управления НИУ «БелГУ» как типичные представители студенческой молодежи. Половозрастной состав выборочной совокупности охватывает три возрастные группы (16-17, 18-19, 20-25 лет) обоих полов. Подобная группировка позволяет изучить степень конфликтности, особенности конфликтного поведения студентов разных возрастов.
Методы сбора и обработки информации. При проведении исследования для сбора первичных данных использовался метод опроса (анкетирования). Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить распределения человеческих мнений, аттитюдов и типов поведения, задавая людям вопросы, на которые они дают определенные ответы.
Положительными качествами данного метода сбора первичной информации, являются:
1) экономность – и в смысле затраты средств, и в отношении времени сбора первичной информации.
2) широта охвата разнообразных проблем конфликтности.
3) возможность использования современных возможностей стандартизации вопросов анкеты (с использованием закрытых вариантов вопросов и ответов).
Метод опроса используется ввиду следующих особенностей предмета исследования:
Инструментарий исследования. В качестве инструментария исследования использована специально разработанная анкета.
Анкета - совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Познавательные возможности метода реализуются в вопрос-ответном общении социолога и респондента. Поэтому главным познавательным инструментом опроса выступает вопрос, т.к. именно при помощи вопросов социологи получают в виде ответов респондентов совокупность единиц эмпирической информации, которая позволяет установить социальные факты, служит основой для построения индексов и показателей. Поэтому самый сложный этап составления анкеты - формулировка вопросов, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты.
По смыслу формулировки: 1) прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций; 2) личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту; 3) косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые вопросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа; 4) трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем; 5) прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.
По содержанию получаемой информации: 1) вопросы о фактах, т.е. о действиях в прошлом и настоящем. Эти вопросы могут касаться как мнения респондента относительно происходящих событий (т.е. вопросы о фактах сознания), так и нести информацию о его действиях и поведении - поступках, результатах деятельности (т.е. вопросы о фактах поведения); 2) вопросы о знаниях, т.е. о том, что знает и что может изложить респондент. Цель этих вопросов - выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Поэтому часто эти вопросы экзаменационного характера, могут содержать задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания определенных фактов, событий, имен; 3) вопросы о статусе респондента или демографические вопросы, которые позволяют получить сведения об образовании, возрасте, месте жительства респондента и др.
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и, обязательно, гарантируется анонимность ответов.
Вторая часть анкеты – основная, направленная на получение необходимой информации. Она содержит три блока вопросов:
В третьей части анкеты – «паспортичке» – выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, год обучения. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение.
Данная структура анкеты соответствует требованиям к содержанию, принятым в научном сообществе.
В анкете используются следующие виды вопросов:
1) открытые (ответ формулирует респондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1,2), прямые, косвенные (согласен, несогласен).
2) дихтолические (да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов).
В анкету включены вопросы, направленные на исследование конфликтности студента (вопросы 4, 5, 6), конфликтности преподавателей (1-3,8), конфликтной ситуации в студенческой среде (10, 12), контрольный вопрос (16), вопрос о причинах (9) и о значении и последствиях конфликтов (7, 8, 14, 15).
Количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут несет в себе больше случайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента). Поэтому наиболее оптимальным считается заполнение анкеты в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов. Однако при проведении, например, оперативных социологических исследований оптимальный объем опросника составляет 10-15 вопросов.
Обработка первичной информации производилась в программе Еxcel пакета программ Microsoft Office 2007, данная программа позволяет облегчить работу исследователя, проводящего анализ первичных данных, а также включает возможность логических и прочих вычислений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. М., 2000; Шереги Ф.Э. Социология образования, прикладные исследования. М., 2001; Бабинцев В.П. Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста. Белгород, 2010; Данакин Н. С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Механизмы социальной регуляции и технологии управления конфликтом // Социально-политический журнал. 1998. №3.
2 Астраханцева Ю.Л. Социально-психологическая архитектоника совершенствования межличностных отношений студентов в современных вузах социального профиля: дисс. …канд. псих. наук. М., 2001. С. 101-102.
3 Азарова Ю.П. Мастерство воспитателя. М., 1991.