Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:21, курсовая работа
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Исследование личности с помощью 16 - факторного
опросника Кеттела (форма С)
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует
4 формы опросника: А и В (187 вопросов)
и С и Д (105 вопросов). В России
чаще всего используют формы А
и С. Наибольшее распространение
опросник получил в медицинской
психологии при диагностике
Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.
Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.
2. Шеснадцатифакторный опросник Кеттела
Инструкция испытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:
а) да в) иногда с) нет
а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.
а) да в) не знаю с) нет
а) котенку в) собаке с) мальчику.
На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало.
Если Вам что-нибудь не ясно, обратитесь
к экспериментатору за разъяснениями.
Не начинайте без сигнала
4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.
а) Да в) Трудно сказать с) нет
а) Да в) Иногда с) Нет.
а) Гангстером в) Святым с) Тучей
а) насыпаю мгновенно в) нечто среднее с) засыпаю медленно, с трудом.
а) Если бы остался позади других машин б) Не знаю
с) Если бы я обогнал все идущие впереди машины
а) Да в) Иногда с) Нет
а) верно в) трудно сказать с) неверно
а) Да в) Иногда с) Нет.
а) Фехтованием и танцами в) Затрудняюсь сказать с) Борьбой и ручным мячом.
а) Да в) Иногда с) Нет
а) Всегдa в) Иногда с) Редко
а) Верно в) Не знаю с) Неверно.
а) Верно в) Не знаю с) Неверно.
а) Верно в) Не знаю с) Неверно
а) Да в) Иногда с) Нет
а) Верно в) Нечто среднее с) Нет
а) Верно в) Не знаю с) Неверно
а) Да в) Не знаю с) Нет
а) моим друзьям в) Не знаю с) В своем дневнике
а) Небрежный в) Тщательный с) Приблизительный
а) Да в) Трудно сказать с) Нет
а) Своими непристойными шутками вгоняют других в краску
в) Не знаю
с) Опаздывают на условленную встречу и заставляют меня волноваться
а) Верно в) Не знаю с) Неверно
а) Некоторые виды работ не возможно выполнить так же тщательно, как другие
в) Затрудняюсь сказать
с) Любую работу следует делать тщательно, если Вы вообще за нее взялись
а) Да в) Возможно с) Нет
а) Спрашивают моего совета
б) Делают то и другое наполовину
с) Дают мне советы
а) Да в) Иногда с) Нет
а) Имеет действие и практические интересы
в) Не знаю
с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь
а) Верно в) Затрудняюсь ответить с) Неверно
а) Верно в) Не знаю с) Неверно
а) Играть в шахматы в) Затрудняюсь сказать с) Играть в городки
а) Да в) Не знаю с) Нет
а) Да в) Трудно сказать с) Нет
а) Да в) Иногда с) Нет
Конец второго столбца в бланке ответов
а) Да в) Иногда с) Нет
а) Работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
в) Трудно сказать
с) Беседовать с другими и принимать их на работу
а) Кошка в) Близко с) Солнце
Информация о работе Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела (форма С)