Исследование методов противодействия психологическому влиянию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:53, контрольная работа

Краткое описание

Поэтому целью данной работы является исследование методов противодействия влияния и выявить склонность к манипуляции молодых людей.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить разные источники по данной проблеме;
2. Проанализировать существующие методы оценки воздействия;
3. Исследовать методику «Мак-шкала IV»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1. 1. Определение влияния и его исследование 4
1. 2. Классификация видов влияния и противостояния влиянию 6
ГЛОССАРИЙ 8
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
2. Определение методики для выявления уровня склонности к манипулированию. 9
ВЫВОД 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Приложение 19

Вложенные файлы: 1 файл

индз.docx

— 61.97 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

Харьковский национальный экономический университет

 

 

Кафедра социологии и психологии управления

 

 

 

ОТЧЕТ

по контрольной  работе

курса «Психология»

на тему: «Исследование методов противодействия психологическому влиянию»

 

 

 

 

 

Проверила:


Доцент каф. СиПУ

Михайленко Д. Г.


Выполнила:

студентка группы ЭИ 4-10

Дегтярёва Е. С.

 

 

 

 

 

 

Харьков

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4

1. 1. Определение влияния и его исследование 4

1. 2. Классификация видов влияния и противостояния влиянию 6

ГЛОССАРИЙ 8

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9

2. Определение методики для выявления уровня склонности к манипулированию. 9

ВЫВОД 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Приложение  19

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях непрекращающегося  научно–технического прогресса, люди остро чувствуют переизбыток  информации, стараются его не замечать, но это невозможно. Как говорится, кто владеет информацией –  тот владеет миром. Однако считать  властелином мира человека, находящегося под давлением буквально лавины информации, у которого, возможно, уже  информационный стресс,- нереально, да и просто смешно. Люди пытаются отсеять  лишнюю «шелуху», найти «зерно истины» - то, что действительно для них  важно. К сожалению, этому препятствует социально – психологическое  воздействие, которое навязывает нам  определенные стереотипы поведения, способы  действий, мнение – манипулирует нами. Конечно, от влияния никуда не уйти – мы все в определенной степени  воздействуем друг на друга, поэтому  актуальность проблемы влияния несомненна. Но мы можем научиться противостоять  влиянию, отстаивать свои позиции, мыслить  критически. Было бы желание.

Поэтому целью данной работы является исследование методов противодействия влияния и выявить склонность к манипуляции молодых людей.

Для этого необходимо выполнить  следующие задачи:

1. Изучить разные источники  по данной проблеме;

2. Проанализировать существующие  методы оценки воздействия;

3. Исследовать методику «Мак-шкала IV»;

4. Продиагностировать уровень  выраженности способности к манипулированию – «макиавеллизма» – у учащихся 4 курса.

5. Дать советы по формированию  навыков противодействовать влиянию  на основании диагностики.

Объектом данного исследования является методы противодействия влияния, а предметом – уровень склонности к манипулированию окружающими. 

Феномен влияния активно  исследуется как зарубежными, так  и отечественными психологами и  социологами, потому что эта тема затрагивает интересы каждого человека и всего общества в целом.

 

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1. 1. Определение влияния и его исследование

Для того что бы в полной мере изучить термин влияние необходимо проанализировать определения данные учёными которые изучали данную тему.

В Неофрейдистские теории А. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм представили такое определение: Влияние – процесс реализации бессознательной базовой мотивации личности, например, потребности в безопасности, во власти, в любви, регулирующийся механизмами идентификации и психологической защиты

Из трансактного анализа Э. Берна следует: психологическое влияние – обмен трансакциями, т.е. действиями-стимулами и реакциями, которые по содержанию соответствуют трёхкомпонентной структуре личности, включающей позиции эмоционального «ребёнка», нормативно-стереотипного «родителя» и разумно-рационального «взрослого»

В теории социального обмена Г. Хоманса влияние представляет собой обмен ресурсами определённого рода (любовью, статусами, услугами, товарами, информацией, деньгами и т.д.). Разные типы ресурсов предполагают разные правила обмена.

В теории символического интеракционизма Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун определили что влияние – психологическое взаимодействие посредством символов (жестов, мимики, стиля одежды и т.д.), в котором проявляются их индивидуальное и социальное значение, а также социальные роли.

Теория структурного баланса  Ф. Хайдера  даёт такое определение: влияние – это информационный обмен, в котором участвуют когнитивные процессы и структуры (установки, идеи, убеждения). Каждый человек стремится к сбалансированности когнитивных структур.

Различные психоаналитические теории содержат идеи, объясняющие  природу влияния. К ним относятся теория З. Фрейда, неофрейдистские теории К. Хорни, Г.  Салливана, Э. Фромма, А. Фрейд, трансактный анализ Э. Берна. 

Из данных определений можно сделать вывод, что очень много учёных рассматривали данную тему в своих психологических теориях. Каждый из них дает своё определение которое рассматривает влияние в разрезе той теории которую он представляет.  Исходя из существующих определений можно вывести своё определение которое будет подходить под время, в котором мы живём.

Психологическое влияние  — это воздействие на сознание человека, его мысли и чувства исключительно психологическими средствами, иногда с предоставлением права ответа на воздействие.

По своей сути, психологическое  воздействие – это «проникновение» в чужую психику. Его целью и, одновременно, результатом этого «проникновения» являются: изменение, перестройка взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний человека и т.п.

В процессе воздействия участвуют  две стороны, инициатор и адресат. Инициатором влияния называют ту, которая изначально стремится повлиять на другую сторону (адресат). Инициатор  и адресат могут быть представлены, как индивидами, так и группами. Может быть и такая ситуация, когда на одного человека воздействуют сразу несколько инициаторов.

Обычно, у инициатора есть существенные преимущества, так как  он инициирует воздействие и изначально инициатива на его стороне. Он имеет  возможность подготовиться к  контакту, чем создает еще больший  перевес в возможностях влияния.

Для того что бы не стать марионеткой в чужих руках, необходимо защитить себя от негативного влияния необходимо знать виды влияния и каким образом противостоять каждому из них.

 

1. 2. Классификация видов влияния и противостояния влиянию

Виды влияния  и контр влияния представлены в таблице 1.

Табл. 1

Классификация видов влияния и контрвлияния

Виды  влияния

Характеристика  цивилизованности – варварства

Цивилизованные  виды контрвлияния

Варварские  или спорные виды контрвлияния

Аргументация

Цивилизованный  вид влияния при условии, что  мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия

– Контраргументация

– Игнорирование

– Принуждение

– Нападение

– Манипуляция

Самопродвижение

Цивилизованный  вид влияния при условии, что  инициатор не использует обманных «трюков» и раскрывает свои истинные цели и  запросы

– Конструктивная критика

– Отказ

–Нападение

– Игнорирование

Манипуляция

Переходный (от варварства к цивилизации) вид  влияния

– Эмоциональный мониторинг

– Психологическая самооборона

– Информационный диалог

– Конструктивная критика

– Конфронтация

– Уклонение

– Игнорирование (не личности партнера, но его нападок)

– Встречная манипуляция

– Нападение

Внушение

Спорный вид  влияния; внушение – это всегда проникновение  через «черный вход»

– Конструктивная критика

– Энергетическая мобилизация

– Уклонение

– Нападение

– Манипуляция

– Принуждение

Заражение

Спорный вид  влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием, и именно сейчас

– Конструктивная критика

– Энергетическая мобилизация

– Уклонение

– Нападение

– Манипуляция

– Принуждение

Пробуждение импульса к подражанию

Спорный вид  влияния; считается приемлемым в  воспитании детей и передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу

– Творчество

– Конструктивная критика

– Уклонение

– Нападение

– Игнорирование

Формирование  благосклонности

Спорный вид  влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией

Конструктивная  критика

Уклонение

Энергетическая мобилизация

Нападение

Игнорирование

Просьба

Спорный вид  влияния; в российской культуре считается  разрушительным для того, кто просит; в американской культуре считается  оправданным

Отказ

Уклонение

Нападение

Игнорирование

Игнорирование

Спорный вид  влияния

Самопродвижение

Конфронтация

Нападение

Встречное игнорирование

Манипуляция

Нападение:

Деструкти 
вная критика;

Деструктив 
ные констатации; деструктив 
ные советы

Варварский  вид влияния

Психологическая самооборона

Информационный диалог

Конструктивная критика

Конфронтация

Уклонение

Ответное  нападение (ответная деструктивная  критика и т.п.)

Манипуляция

Принуждение

Игнорирование

Принуждение

Варварский  вид влияния; считается допустимым и эффективным в некоторых  педагогических и политических системах, а также аварийных ситуациях

Контраргументация

Конфронтация

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

Влияние – прямое и/или косвенное воздействие на людей (индивидуумы, группы), вызывающее изменение их поведения. При этом влияющий субъект может осознавать или нет целей и последствий своего влияния.

Внушение – сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. 

Деструктивная критика –  Высказывание пренебрежительных или  оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное  осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики – в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Контраргументация  –  сознательный аргументированный ответ  на попытку убеждения, опровергающий  или оспаривающий доводы инициатора воздействия

Конфронтация – Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия

Макиавеллизм – неагрессивное манипулирование людьми, игнорирование их эмоций и потребностей, преследование во взаимодействии с ними своей личной выгоды.

Манипуляция – скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Психологическая самооборона  – применение речевых формул и  интонационных средств, позволяющих  сохранить присутствие духа и  выиграть время для обдумывания  дальнейших шагов в ситуации деструктивной  критики, манипуляции или принуждения

Энергетическая мобилизация  – сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или  способ действий 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. Определение методики для выявления уровня склонности к манипулированию.

Для проверки уровня влияния  можно использовать такие методики «Мак-шкала», тест «Социальная адаптация» (К.Роджерс, Р.Даймонд) и тест «Субъективное благополучие». Тест «Субъективное благополучие» представляет собой шкалу из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. 

Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как  добродетельная, «правильная» жизнь. Такие  определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного  благополучия сводится к понятию  удовлетворенности жизнью и связывается  со стандартами респондента в  отношении того, что является хорошей  жизнью.

Третье значение понятия  субъективного благополучия тесно  связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных  эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Тест «Социальная адаптация» показывает, насколько респондент воспринимает себя адаптированным в обществе.

Методика предназначена  для диагностики приспособленности  человека к условиям взаимодействия с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Социально-психологическая адаптация зависит от умения личности ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать  способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Адаптивность означает  соответствие целей и ценностных ориентаций личности результатам, достигаемым в процессе деятельности. Намерения человека, как правило, совпадают с поступками, замыслы – с воплощением, побуждения к действию – с его итогами. Следует отметить, что неадаптивность может иметь не только негативный, но и, возможно позитивный характер. Существование противоречивых отношений между целью и результатом может быть источником динамики деятельности, ее реализации и развития  Результаты тестирования оцениваются по 13 первичным и 6 интегральным показателям. Каждая первичная шкала разбивается на три зоны: низких, средних и высоких оценок. Интегральные показатели отражают процентное соотношение противоположных тенденций (например, адаптивность – неадаптивность). Опросник состоит из 101 утверждения.

В данной работе будем использовать метод «Мак-шкала». Он активно используется в западной социальной психологии и психологии личности. Этот метод позволяет за короткое время получить результаты, о том насколько поддаётся влиянию. В Мак-шкале имеются 20 оценочных высказываний о других людях, их интеллекте, нравственности, поведении и, соответственно, о правильном поведении с ними. Как считают разработчики Мак-шкалы, суммарная оценка согласия или несогласия человека с этими высказываниями характеризует уровень его макиавеллизм. Макиавеллизмом психологи называют способность человека манипулировать другими людьми Макиавеллизм обычно определяется, как склонность человека в межличностном общении манипулировать другими людьми при помощи тонких, едва уловимых или нефизически агрессивных способами, такими, как лесть, обман, подкуп или запугивание. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения; вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели. Макиавеллизм как личностная характеристика в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей Высокие оценки по Мак-шкале положительно коррелируют с экстернальностью, подозрительностью, враждебностью.

Информация о работе Исследование методов противодействия психологическому влиянию