Исследование роли ощущений в познавательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

ель исследования: изучить роль ощущений в познавательной деятельности. Задачи исследования:
• Дать общую характеристику ощущений;
• Рассмотреть основные теории ощущений;
• Изучить классификацию ощущений и их свойства;
• Дать характеристику познавательной деятельности;
• Установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3;


Глава 1. Теоретическое исследование.

1.1 Понятие об ощущениях……………………………………………..6;

1.2 Теории ощущений……………………………………………….8;

1.3 Классификация видов ощущений……………………………….....10;

1.4 Общие свойства ощущений………………………………………..17;



Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Исследование тактильных ощущений ………...………………..20;

Заключение………………………………………………………………..….23;

Список литературы…………………………………………………………...24.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

1.4 Общие свойства ощущений. Нарушения ощущений.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

               Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

              При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.[11] 

Нарушения ощущений

Анализатор состоит из трех частей. Каждая из них может иметь какое-либо отклонение от нормы - заболевание (например, воспаление), органическое поражение. Но ясно, что при этом характер нарушений будет различным. Например, одно дело, если есть какое-то воспаление, скажем, среднего уха. И совсем другое дело, когда это поражение височной коры, где происходит обработка звукового сигнала. Надо добавить и еще нарушения структурной организации психических процессов, когда собственно височные поля сохранны, а нарушены связи в коре больших полушарий. Нарушения ощущений встречаются как у психически здоровых людей (обычно это кратковременные нарушения), так и у больных. Есть несколько видов нарушений.

 

Слабость  ощущений

Это неотчетливость и слабость ощущений в сравнении  с силой раздражителя. Этот вид  нарушения можно наблюдать при  инсулиновой гипогликемии, при травме, при интоксикации. Отмечается также  у больных с органическими  поражениями мозга, при шизофрении. В предельном виде это приводит к анестезиям, т.е. к отсутствию ощущений при любом, самом сильном раздражителе. Например, у истерических больных могут быть нечувствительные участки кожи. Кстати, это можно и внушить таким больным.

 

Чрезмерные ощущения

 При этом свет кажется слишком ярким, звук - чрезмерно громким, прикосновение - болезненным. Тяжело переносятся медицинские процедуры. Такие состояния возникают при менингитах, лихорадке, в постоперационном периоде. Сюда же относят и неприятные ощущения от внутренних органов; иногда они переходят в галлюцинации. В крайних случаях возникают так называемые парестезии, т.е. ощущения, которые возникают вообще без внешнего раздражения. Человек при этом ощущает холод, жар, онемение, мурашки. Эти ощущения возникают при невритах, расстройствах кровообращения или при центральных нарушениях, т.е. нарушениях головного или спинного мозга.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эмпирическое исследование

2.1 Исследование тактильных ощущений.

Так как кожные ощущения – это наиболее широко представленный вид чувственности, мы проведем исследование тактильных ощущений.

Ощущения  тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом  субъекта.

При проведении эмпирического  исследования, главной целью являлось установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного  распознавания (булавка, ключ, ватка  и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

 

Процедура исследования

                   Описание выборки

В исследовании приняли участие  10 студентов в возрасте 18-25 лет

 

Исследование  тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним  испытуемым.

Задача первой серии была : установить особенности  тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемых, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемомым завязывали глаза и давали следующую инструкцию.

Инструкция  испытуемому в первой серии:

 «Разверните  руку ладонью вверх. На ладони  во время нашего исследования  Вы будете ощущать некоторые  воздействия. Не совершая ощупывающих  движений рукой, дайте словесный  отчет тех ощущений, которые Вы  будете испытывать. Все, что будете  ощущать, говорите вслух».

Далее последовательно  предъявлись  предметы для тактильного  распознавания их испытуемым. Время  предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирался с руки, а в протоколе производилась  запись словесного отчета испытуемого.

Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям  испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается  их ощупывать этой же рукою.

Вторая серия  исследований проводилась через  две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемомым завязывали глаза и перед предъявлением предметов набора предоставляли инструкцию.

Инструкция  испытуемому во второй серии:

 «Разверните  руку ладонью вверх. Во время  нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки».

Во второй серии экспериментатор последовательно  предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

 

По окончании  двух серий исследования испытуемые дают самоотчет о том, каким образом они ориентировались в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Протокол  исследования двух серий опытов представлен  на одном общем бланке.(см  в «приложении» )

 

 

 Обработка и анализ результатов.

Количество  названных ощущений в первой и второй сериях считаться показателем распознавания «П1» и «П2».

Проводя анализ результатов, по группе студентов были сравнены  величины показателей тактильного распознавания в первой (П1=0) и второй (П2=3) сериях и внимание было обращено  на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. В первой серии испытуемый дает отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробовал  его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемый  сначала определил предмет, называя его (например: «булавка»), а потом давал словесный отчет о его свойствах.  

В ходе исследования были получены следующие  групповые  результаты:

Количество  названных ощущений в серии П1 составило – 0 %.

Количество  названных ощущений в серии П2 составило – 100%.

Из данных  результатов следует вывод, что  тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют расширяют познавательные возможности индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Заключение

В работе был  проведен краткий анализ ощущений в  жизни человека. В результате этого  анализа была оценена глобальная роль ощущений.

 Прежде  всего, было описано понятие  ощущения, в результате чего было  дано его четкое определение, и установлено каким образом информация из внешней среды поступает в мозг человека.

Классификация ощущений показала многообразие и специфику  ощущений в жизни каждого здорового  человека, и помогла сформировать общее представление о видах  ощущения.

В ходе эксперементального исследования было выявлено, что тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное применение этого средства поможет переключить внимание и в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях предстоящего экзамена, ожидания оценки и т.д. ощущения оказывают огромное влияние на деятельность человека. Без них невозможна или была бы  очень затруднена, какая либо деятельность. Если же у человека полностью или частично отсутствует один из познавательных процессов (слух, зрение, обоняние, вкус и т. п.), то это резко снижает рамки выбираемой профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 
1)Лурия Александр Романович, Лекции по общей психологии – СПб . : Питер, 2004. – 320 с.

 

2)Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие в 3 ч. Ч. 2. /В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2004. - 368 с

 

3)Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

 

4)Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов вузов: В 3 кн. М., 1998. Кн. 1. Общие основы психологии.

 

5)Кравков С. В.  Взаимодействие органов чувств. М.- Л.

 

6)Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм. – полн. СОБР.соч, т. 18, с 50.

 

7)Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо.

 

8)Петровский А.В. Общая психология.  2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976 - 479 с.

 

9)Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., Питер. 2002. – 650 с/

 

10)Ленотьев А. Н. Проблема возникновения ощущений. – В  кН. : Леонтьев А.Н. Пролемы развития психики.

 

11)Шриффман X. Р. Ощущения и восприятие. СПб., 2003

 

12) П. А. Рудик «Психология» (изд. 2-е, М 1964), стр. 47. 227

______________________________________________________________

13) http://nesterova.on.ufanet.ru/issledovaniya/005.htm.




Информация о работе Исследование роли ощущений в познавательной деятельности