Исследование роли рефлективности в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определение по психодиагностической методике индивидуальной меры рефлексивности и обоснование возможности ее диагностики как средства исследования социально-психологических закономерностей регуляции управленческой деятельности в кафе «Еуwа Glade».
Данная цель обусловила постановку следующих основных задач:
1) дать социально—психологическую характеристику рефлексии;
2) провести исследование по типам рефлексиии у сотрудников кафе «Еуwа Glade»
З) проанализировать полученные данные;

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование роли рефлективности в управленческой деятельности..doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

По методике диагностики  А.В. Карпова, было установлено, что Ольга имеет высокий уровень рефлексивности.

В результате использования методики изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО)  личности, было выявлено, что для Ольги имеет место высокая степень значимости  внешних ценностей, для нее характерна высокая степень значимости внутренних ценностей, высокая степень реализации внешних ценностей, имеют высокую степень реализации внутренних ценностей. При этом, она показала наличие низкого уровня конфликтности осуществления внешних ценностных ориентаций, низкого уровня конфликтности осуществления внутренних ценностных ориентаций и  среднюю степень конфликтности осуществления ценностных ориентаций.

Результаты использования теста, направленного на определение уровня развития управленческих способностей, было установлено, что Ольга имеет сильный уровень развития управленческих способностей. Это говори о том, что Ольга имеет высокую способность к управлению людьми в различных жизненных сферах (на производстве, в быту, семье и т. д.), высокую способность к управлению своими собственными мыслями и поступками. Такого руководителя обычно называют сильными личностями. Сильную личность определяет наличие интеллектуальной энергии и направленность на реализацию этой энергии в управленческой сфере. Для нее характерна высокая степень стремления доминировать над другими людьми даже в случайной компании.

 Таким образом, нами установлено, что управляющая кафе Ольга имеет высокий уровень рефлексивности, высокий  уровень стремлений при низком уровне конфликтности в достижении целей. Для Ольги характерен высокий уровень развития управленческих способностей. Можно сказать, что Ольга обладает рефлексивной компетентностью в профессиональном управлении организацией, которая обусловлена профессиональным ростом.

У Дмитрия степень рефлективности в социально — психологической сфере - 7, частота активизации социально психологической рефлексии 8, частота активизации рефлексии в предметной сфере 3, общая рефлексия 9.

Анализируя результаты использования методики Дмитрием, можно утверждать, что он показывает преобладание к рефлексии в социально-психологической сфере, что говорит о том, что он связан с меньшей адекватностью всех уровней личностной рефлексии и зацикленностью на использовании контрольной функции рефлексии в ситуации, когда необходима функция конструктивная.

По методике диагностики  А.В. Карпова, было установлено, что Дмитрий имеет средний уровень рефлексивности.

Анализируя результаты использования методики Дмитрием, можно утверждать, что он показывает преобладание В результате использования методики изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО)  личности, было выявлено, что для Дмитрия имеет место высокая степень значимости  внешних ценностей, для него характерна высокая степень значимости внутренних ценностей, высокая степень реализации внешних ценностей, имеют высокую степень реализации внутренних ценностей. При этом, он показал наличие низкого уровня конфликтности осуществления внешних ценностных ориентаций, низкого уровня конфликтности осуществления внутренних ценностных ориентаций и  низкую степень конфликтности осуществления ценностных ориентаций.

Результаты использования теста, направленного на определение уровня развития управленческих способностей, было установлено, что Дмитрий имеет сильный уровень развития управленческих способностей. Это говори о том, что Дмитрий имеет высокую способность к управлению людьми в различных жизненных сферах (на производстве, в быту, семье и т. д.), высокую способность к управлению своими собственными мыслями и поступками. Такого руководителя обычно называют сильными личностями. Сильную личность определяет наличие интеллектуальной энергии и направленность на реализацию этой энергии в управленческой сфере. Для нее характерна высокая степень стремления доминировать над другими людьми даже в случайной компании.

 Таким образом, нами установлено, что старший официант имеет высокий уровень рефлексивности, высокий  уровень стремлений при низком уровне конфликтности в достижении целей. Для Дмитрия характерен высокий уровень развития управленческих способностей. Можно сказать, что Дмитрий обладает рефлексивной компетентностью в профессиональном управлении организацией, которая обусловлена профессиональным ростом.

У шеф-повара Владимира степень рефлективности в социально — психологической сфере 10, частота активизации социально — психологической рефлексии 3, частота активизации рефлексии в предметной сфере 9, общая рефлексия 6.

Анализируя результаты использования методики Владимиром, можно утверждать, что он показывает преобладающей склонность к предметной рефлексии, которая в большей мере связана с адекватностью межличностной и внутриличностной рефлексии.

То есть склонность анализировать способы решения задач может рассматриваться как косвенный показатель более высокого уровня развития социально-психологической рефлексии. Фактически, это означает, что человек, обращающийся в затруднительных для него ситуациях к анализу содержания действий, а не их назначения, смысла, на самом деле адекватнее этот самый смысл себе представляет.

В результате использования методики Карпова А.В. было установлено, что Владимир имеет средний уровень развития рефлексивности.

Анализируя результаты использования методики Владимиром, можно утверждать, что он показывает преобладание среднего уровня по степени стремления. В результате использования методики изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО)  личности, было выявлено, что для Владимира имеет место средняя степень значимости  внешних ценностей, для него характерна средняя степень значимости внутренних ценностей, средняя высокая степень реализации внешних ценностей, имеет средняя степень реализации внутренних ценностей. При этом, он показал наличие среднего уровня конфликтности осуществления внешних ценностных ориентаций, среднего уровня конфликтности осуществления внутренних ценностных ориентаций и среднюю степень конфликтности осуществления ценностных ориентаций.

Результаты использования теста, направленного на определение уровня развития управленческих способностей, было установлено, что Владимир имеет средний уровень развития управленческих способностей. Это говори о том, что Владимир имеет среднюю способность к управлению людьми в различных жизненных сферах (на производстве, в быту, семье и т. д.), среднюю способность к управлению своими собственными мыслями и поступками, среднюю степень стремления доминировать над другими людьми даже в случайной компании.

Таким образом, нами установлено, что шеф-повар имеет средний уровень рефлексивности, средний уровень стремлений при среднем уровне конфликтности в достижении целей. Для Владимира характерен средний уровень развития управленческих способностей. Можно сказать, что Владимир в недостаточной степени обладает рефлексивной компетентностью в профессиональном управлении организацией, которая обусловлена профессиональным ростом.

Итак, нами было показано, что динамика рефлексивности в процессе развития уровня управленческого профессионализма имеет тенденцию роста, т.е. рефлексивность зависит от уровня профессиональности развития управленческих способностей.

Данный вывод подтверждает гипотезу исследования.

 

 

ВЫВОД

 

Управляющая кафе Ольга имеет высокий уровень рефлексивности, высокий  уровень стремлений при низком уровне конфликтности в достижении целей. Для Ольги характерен высокий уровень развития управленческих способностей. Можно сказать, что Ольга обладает рефлексивной компетентностью в профессиональном управлении организацией, которая обусловлена профессиональным ростом.

Старший официант имеет высокий уровень рефлексивности, высокий  уровень стремлений при низком уровне конфликтности в достижении целей. Для Дмитрия характерен высокий уровень развития управленческих способностей. Можно сказать, что Дмитрий обладает рефлексивной компетентностью в профессиональном управлении организацией, которая обусловлена профессиональным ростом.

Шеф-повар имеет средний уровень рефлексивности, средний уровень стремлений при среднем уровне конфликтности в достижении целей. Для Владимира характерен средний уровень развития управленческих способностей. Можно сказать, что Владимир в недостаточной степени обладает рефлексивной компетентностью в профессиональном управлении организацией, которая обусловлена профессиональным ростом.

Итак, нами было показано, что динамика рефлексивности в процессе развития уровня управленческого профессионализма имеет тенденцию роста, т.е. рефлексивность зависит от уровня профессиональности развития управленческих способностей.

Данный вывод подтверждает гипотезу исследования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все рассмотренные процессы находят комплексное проявление в процессе рефлексии — наиболее общем и важном коммуникативном процессе. Эта форма синтеза коммуникативных процессов характеризуется уникальной особенностью: она обладает наивысшей степенью сложности, интегративности среди всех известных психических процессов. Рефлексия — продукт интеграции трех основных классов процессов психики: когнитивных, регулятивных, коммуникативных. Результатом ее является возникновение у человека феномена сознания. Это — результативная сторона рефлексии и одновременно ее условие.

Наиболее важен этот процесс именно для управленческой деятельности, так как ее основной предмет — социальные объекты, тоже наделенны свойством рефлексивности, осознаваемости своего поведения.

В психологии рефлексия определяется как особый психический процесс, как свойство личности и как психическое состояние. Как специфическая человеческая способность рефлексия дает возможность восприятия как внешнего, так и внутреннего мира. Способность к самоотражению своей психики является основой свойства и феномена сознания. Это — процесс «мышления о мышлении», погруженность в свои мысли и чувства. В предельных случаях такое состояние трансформируется в медитацию. Выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.

В структуру рефлексии включены четыре ее основных аспекта:

1. Кооперативный аспект связан  с координацией профессиональных  позиций и групповых ролей субъектов, кооперацией их действий. Данный аспект предполагает опору на прогнозирование и предвосхищение ответных действий, поставив себя в позицию других.

2. Коммуникативный аспект. Рефлексия — необходимый компонент общения и межличностного восприятия. Человек пытается размышлять за другое лицо; хочет понять, что думают другие люди, как воспринимают его партнеры по общению.

3. Личностный аспект. Рефлексия интегрирует в целостную систему такие подструктуры, как «Я» — физическое тело, «Я» — биологический организм, «Я» — социальное существо, «Я» — субъект своего поведения.

4. Интеллектуальный аспект —  рефлексия как умение человека  выделять, анализировать и соотносить  свои действия с предметной ситуацией, регулировать интеллектуальную деятельность.

Рефлексия собственной деятельности рассматривается в трех основных формах: ситуативной, ретроспективной и перспективной — это зависит от функций, которые она выполняет во времени.

Объектом может выступать также рефлексия и сознание других людей. Основой любого вида рефлексии является механизм децентрации, когда имеет место мысленный выход за пределы непосредственного процесса жизни, чтобы занять позицию вне ее для суждения о ней.

Рефлексивные процессы играют ведущую роль в реализации основных управленческих функций. Эффективность их определяет точность произвольного контроля за ними, а это требует подключения именно рефлексивных процессов. В структуре практически-социального интеллекта рефлексия тоже занимает ключевое место. Как показали психологические исследования, именно свойство рефлексивности имеет наибольшее количество связей с основными параметрами интеллектуальной деятельности.

Наиболее эффективная деятельность характерна для руководителей, имеющих средний индекс рефлексивности.

Для процедуры исследования были взяты методики на определение рефлексии и управленческой комптентности.

Можно сделать следующие выводы:

1. Методики являются констатирующим признаком личности, и формируется вместе с ней. Рефлексия позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;

2. Рефлексия существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а рефлексия - знание себя.

Нет единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.

Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. По мере проведения исследования цели, поставленные передо мной, я достиг, задачи выполнил.

Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней, выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям.

Я прикоснулся только к некоторым азам сложной и трудной науки познания себя и понял, что работа над собой - это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни.

«Не верь в успех, если он представляется (тебе) совершенным, когда, преуспев, ты видишь, что многое ещё предстоит сделать, радуйся и продолжай путь свой, ибо многотруден и долог путь к подлинному совершенству». Шри Аурубиндо

Информация о работе Исследование роли рефлективности в управленческой деятельности