Исследование ситуативной и личностной тревожности у студентов с табачной аддикцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности ситуативной и личностной тревожности студентов с табачной аддикцией.
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить основные аспекты проблемы тревожности в психологии
2. Исследовать особенности табачной аддикции у студентов
3. Провести экспериментальное исследование ситуативной и личностной тревожности и выявить связь между их различными проявлениями и табачной аддикцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.............6
1.1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии ………6
1.2. Табачная аддикция: понятие и последствия..…………………….14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИЕЙ………………………………………….…………18
2.1. Цель, задачи, методики исследования…………………………....18
2.2. Анализ и обработка результатов.....................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

deviant_kur.docx

— 87.95 Кб (Скачать файл)

Проблема тревожности – одна из актуальных вопросов психологической науки. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей способствует преодолению ряда трудностей, например, таких как табачная аддикция. А табак, в свою очередь, является второй по значимости причиной в структуре смертности в мире. Среди предотвратимых причин смертности курение табака занимает первое место в мире, однако от 3,5 до 5,4 миллионов человек ежегодно умирают в результате проблем со здоровьем, вызванных курением. В развитых странах (например, в США) продолжительность жизни курильщиков в среднем на 13 лет меньше, по сравнению с некурящими. При сохранении текущих тенденций в области курения к 2030 году табак будет ежегодно приводить к 10 миллионам случаев смерти. Половина курящих сегодня людей (около 650 миллионов человек) в конечном итоге погибнет от табака

 

ГЛАВА 2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИЕЙ

2.1. Цель, задачи, методики исследования.

 

      Цель: эмпирическое исследование тревожности у студентов с табачной аддикцией.

      Задачи:

- определение выборки,  в которую были включены только  студенты очного отделения различных  вузов г. Чебоксары;

- определить степень никотиновой  зависимости у экспериментальной группы, состоящей из 15 студентов;

- определение ситуативной  и личностной тревожности как  у экспериментальной, так и  у контрольной группы;

- обработка результатов  и их количественный и качественный  анализ.

      Для изучения ситуативной и личностной тревожности студентов и ее изменений в зависимости от стажа курения были использованы следующие методики:

  1. Тест для определения никотиновой зависимости (Тест Фагерстрома),
  2. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

Тест для определения  никотиновой зависимости

Автор: шведский врач Карл Фагерстром.

     Цель методики: определение степени никотиновой зависимости.

     Описание методики: опросник "Степень никотиновой зависимости", который определяет связь между индивидуальным баллом и тяжестью проявления абстинентного синдрома. Чем выше балл, тем сильнее будет проявляться абстиненция и тем больше сил надо будет приложить для преодоления этой вредной привычки. На самом деле тест на никотиновую зависимость содержит не так много вопросов, и пройти его можно всего за минуту. Сама методика представлена в приложении 1.

Тест «Исследование тревожности»

Автор: Ч.Д.Спилбергер (адаптирован Ю.Л.Ханиным.)

     Цель методики: определение уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

     Описание методики: измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

      Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

      Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

      Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным. Шкалы и стимульный материал представлены в приложении.

 

    1. Анализ и обработка результатов

     На первом этапе мы исследовали степень тяжести никотиновой зависимости у курящих студентов. Результаты показаны на рис. 1.

Рис. 1. Степень тяжести  никотиновой зависимости.

     Легкая никотиновая  зависимость выявлена у большинства  студентов(8 – 53%). У четверых(26.%) испытуемых умеренная степень никотиновой зависимости, и у троих(21%) тяжелая форма.

     Данные полученные  с помощью методики  «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) были разделены на две части для того чтобы наглядно увидеть разницу между курящими и некурящими испытуемыми. На рисунке 2 продемонстрированы результаты некурящих испытуемых.


 
Рис. 2 Уровень ситуативной и личностной тревожности у некурящих студентов.

 

     Низкий уровень  ситуативной тревожности (менее  30 баллов) выражен у 5(33%) испытуемых. Средняя степень(31 – 44 балла) выявлена у 9 студентов(60%). И всего у одного(7%) показатели говорят о высоком уровне (более 45 баллов). Среднегрупповой показатель ситуативной тревожности у некурящих студентов равен 32,5.

     С личностной  тревожностью у некурящих студентов  ситуация сложилась немного иначе:  низкий показатель  - 4 человека(27%), средний уровень – 6(40%) и высокий у 5(33%) испытуемых. Среднегрупповой уровень личностной тревожности равен 37,9 балла, что на почти 5 баллов выше ситуативной тревожности.

     На рисунке  3 изображены результаты исследования  тревожности у курящих испытуемых, которые расположены по степени  возрастания тяжести никотиновой  зависимости с лева на право.     

Рисунок 3. Ситуативная и  личностная тревожность студентов  с никотиновой аддикцией.

 

      На рисунке видны следующие показатели ситуативной тревожности у курящих студентов: низкая степень выявлена у 6(40%) испытуемых, средняя у 5(33%) высокая у 4(27%). Средний результат по группе курящих = 32,8.

     По шкале  «личностная тревожность» у испытуемых  с табачной аддикцией получены  следующие показатели: низкий уровень  – 0(0%), средний уровень – 9(60%), высокий – 6(40%). Среднегрупповой показатель личностной тревожности равен 43,8.

     Итак, обобщив  все данные мы сможем сделать  следующие выводы:

- что среднегрупповой уровень ситуативной тревожности примерно равен как у аддиктивных (32,8 балла) так и у не курящих студентов(32,5 балла). Таким образом мы можем предположить что этот вид тревожности не является отличительной чертой курильщиков.

- по шкале «личностная тревожность» у подгруппы с курящими испытуемыми более высокие результаты, чем у второй: 37,9 балла – не курящие испытуемые и 43,8 у испытуемых с табачной аддикцией. Эти результаты дают основание предполагать, что возникновению табачной аддикции способствует предрасположенность субъекта к тревоге и наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

     Таким образом,  экспериментальная гипотеза, заявленная в работе получила лишь частичное подтверждение, т.к. у студентов с табачной аддикцией от некурящих студентов отличаются более высоким уровнем личностной тревожности.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Темой данной работы  является «Исследование ситуативной и личностной тревожности у студентов с табачной аддикцией». Цель работы заключалась в изучении особенностей ситуативной и личностной тревожности студентов с табачной аддикцией.

     Для достижения  поставленной цели и проверки  выдвинутой гипотезы (студенты с табачной аддикцией имеют более высокие уровни ситуативной и личностной тревожности по сравнению с некурящими) был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям проблемам тревожности и табачной аддикции, выбраны и проведены методики для проведения экспериментального исследования: тест для определения никотиновой зависимости (Тест Фагерстрома), тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

     Во второй главе курсовой работы «Экспериментальные исследования особенностей ситуативной и личностной тревожности у студентов с табачной аддикцией»  рассматривали особенности тревожности курящих студентов в сравнении с некурящими. В исследовании приняли участие студенты очного отделения различных вузов  г. Чебоксары в возрасте от 18 до 24 лет.  Сначала экспериментальным путем определили степень тяжести никотиновой зависимости курящих испытуемых для обнаружения связи между тревожностью и интенсивностью табакокурения. Далее определили уровни ситуативной и личностной тревожности у подгруппы курящих отдельно от подгруппы некурящих. И в заключении сопоставили и статистически обработали результаты. Опираясь на результаты данного экспериментального исследования мы пришли к следующим выводам:

-  ситуативная тревожность не является отличительной чертой курильщиков и примерна равна результату подгруппы некурящих студентов;

- по шкале «личностная тревожность» у подгруппы с курящими испытуемыми более высокие результаты, чем у второй. Эти результаты дают основание предполагать, что возникновению табачной аддикции способствует предрасположенность субъекта к тревоге и наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

     Таким образом,  экспериментальная гипотеза, заявленная  в работе получила лишь частичное  подтверждение, т.к. у студентов  с табачной аддикцией от некурящих  студентов отличаются более высоким  уровнем личностной тревожности.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Т. И., Красовский К. С. Табак и здоровье. — Киев, 2004. — 224 с.
  2. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с.
  3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666 с.
  4. Вартанян Ф. Е., Гэн Цинн Жу, Рожецкая С. В. 2002. Курение и здоровье населения// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья №3. – с. 32–34
  5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  6. Дэвид Брайзер Как бросить курить для «чайников» = Quitting Smoking For Dummies — М.: «Диалектика», 2005. — С. 304.
  7. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 288 с.
  8. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 2003.- 346с.
  9. Кислицына О. Я. 2007. Социально-экономические детерминанты здоровья россиян// Народонаселение №2. – с. 24–37.
  10. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.
  11. Котова М.Б. Профилактика курения у подростков (в соавт. Александров А.А., Розанов В.Б.) // Вопросы психологии. – 2008. - № 2. – С. 55-60.
  12. Масленникова Г. Я., Оганов Р. Г. 2002. Влияние курения на здоровье населения: место России в Европе//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья №6. – с.17-20
  13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.
  14. Микляева А.В., Румянцева П.В. Тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь, 2004.-247 с.
  15. Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различении состояний психической напряженности. В сб. «Психологические исследования». Изд-во МГУ, 1970.
  16. Оганов Р. Г. 2002. Влияние курения на здоровье населения: место России в Европе// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья №6. – с.17–20.
  17. Поваляева А.С. Соотнесенность уровня тревожности и мотива достижения успеха  у подростков с девиантным поведением.- М.:  Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. – 62 с.
  18. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / Истратова О.Н. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 375 с.
  19. Такмакова М.В. Девиантное поведение у детей подросткового возраста и психологические причины его формирования // РАГС при Президенте РФ (электронное издание). 2010. - № 5.- с.13 – 15.
  20. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М8: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
  21. Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2005. – 808с.
  22. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. - М.: ОПТИМ. – 2003. – 87с.
  23. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Р-н-Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
  24. Шнейдер Л.Б.   Девиантное поведение детей и подростков. -  М.: Академический проект, -  2005. – 320 с.
  25. Герасименко Н. Ф., Заридзе Д. Г., Сахарова Г. М. (ред). Здоровье или табак: Цифры и факты. - М.: Материалы Форума «Здоровье или табак?», 2007. - http://www.antitabak.ru/
  26. РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ВОЗ ПО БОРЬБЕ ПРОТИВ ТАБАКА (Женева, 21 мая 2003 года). - http://www.conventions.ru/view_base.php?id=416

Информация о работе Исследование ситуативной и личностной тревожности у студентов с табачной аддикцией