Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель: изучение уровня школьной тревожности.
Объект: тревожность детей младшего школьного возраста
Предмет: уровень тревожности у детей младшего школьного возраста
средней общеобразовательной школы п. Новопавловка, Забайкальского края.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Определение тревожности …………………………………………. 4
Глава 2. Практическая часть
2.1. Определение типа личностной тревожности подростков ……………. 10
2.2. Изучение чувства страха у детей дошкольного возраста ………….. 12
2.3. Рисунок несуществующего животного ……………………………….. 15
2.4. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» …………………………… 21
2.5. Влияние типа семьи на уровень тревожности ………………………. 36
Заключение …………………………………………………………………. 42
Список литературы ………………………………………………………….. 45
3. Исследование школьной тревожности
3.1 Организация и методы исследования тревожность младший школьный коррекционный
Эксперимент проводился в условиях средней общеобразовательной школы п. Новопавловка, Забайкальского края.
Обследуемая группа - школьники 3 «А» и 3 «Б» класса в количестве 20 человек, в возрасте 9 - 10 лет. Дети характеризуются нормальным развитием, легко идут на контакт, отказов выполнять задание не было. Инструкцию понимают хорошо, реагируют положительно.
Исследование проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента.
Методика №1 «Тест школьной тревожности Филипса»
Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитать школьникам, а но и предложить в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом, - это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений
по всему тесту. Если оно
больше 50%, можно говорить о повышенной
тревожности ребенка, если
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделены в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае.
Анализируется общее внутреннее
эмоциональное состояние
Содержательная характеристика каждого синдрома
Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состоянии ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты.
Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку реализовать свои потреб в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Страх самовыражения - негативное
эмоциональное переживай
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний достижений, возможностей.
Страх не соответствовать
ожиданиям окружающих - ориентация
значимость других в оценке своих
результатов, поступков и мыслей,
тревогу по поводу оценок, даваемых
окружающим, ожидание негативных оценок
Низкая физиологическая
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Методика №2 «Паровозик»
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.
Направлена на определение
степени позитивного и
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков. Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Процедура измерения: Коэффициент корреляции Пирсона
Данный коэффициент вычисляется по следующей формуле:
где xi и уi значения двух переменных, х- и у- их средние значения, a sx и sy их стандартные отклонения; n количество пар значений.
На основании данных исследования нам нужно рассчитать коэффициент корреляции по Пирсону попарно для выбранных переменных.
В нашем исследовании, для обработки данных использована программа SPPS 15.0
Если коэффициент корреляции отрицательный, это означает наличие противоположной связи: чем выше значение одной переменной, тем ниже значение другой. Сила связи характеризуется также и абсолютной величиной коэффициента корреляции. Для словесного описания величины коэффициента корреляции используются следуюшие градации:
Значение Интерпретация до 0,2 Очень слабая корреляция
до 0,5 Слабая корреляция
до 0,7 Средняя корреляция
до 0,9 Высокая корреляция
свыше 0,9 Очень высокая корреляция
3.2 Анализ результатов исследования
Результаты по методике Тейлора
Многие испытуемые, с самого начала не проявили готовности к проведению методики. Некоторые из них вели себя очень настороженно и боялись любой новой для них задачи. Не выслушав до конца инструкцию, эти дети говорили: «Я так не умею», «Я так раньше никогда не делал. Мне не справиться». У некоторых детей задания вызывали повышенную двигательную и речевую активность игрового характера.
«Тест школьной тревожности
Филлипса» позволяет изучить
уровень и характер тревожности,
связанный со школой у детей младшего
школьного возраста. Мы предполагаем,
что тревожность в школе тесно
связана с взаимоотношениями
детей с родителями. Чем более
заинтересованы родители в успехах
своих детей, тем менее проявляется
тревожность в различных
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Используя данную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.
Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих, а самые низкие показатели по шкале низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
Также было установлено, что
в начальных классах
Таблица 1. Показатели тревожности
№ п/п |
Факторы тревожности |
Количество испытуемых в процентах |
|||
Общая тревожность в школе |
Выс. |
Средн. |
Низк. |
||
35% |
20% |
45% |
|||
Переживания социального стресса |
5% |
35% |
60% |
||
Фрустрация потребности в достижении успеха |
45% |
35% |
20% |
||
Страх самовыражения |
25% |
35% |
40% |
||
Страх ситуации проверки знаний |
45% |
35% |
20% |
||
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
65% |
15% |
35% |
||
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
65% |
30% |
15% |
||
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
40% |
30% |
30% |
||
Рис. 1. Процентное соотношение уровней различных проявлений тревожности
Результаты по методике «Паровозик»
Результаты по методике «Паровозик»
показали, что большинство детей
получили 4-6 баллов, что свидетельствует
о негативном психическом состоянии
низкой степени. Большинство дошкольников
поставили вагончики
Рис. 2. Показатели уровня развития тревожности по методике «Паровозик» у старших дошкольников
Наблюдения за детьми, в ходе эксперимента, показали, что тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
Предложенная система
методов позволяет увидеть
Далее проведем корреляционный анализ между видами тревожности и психическим состоянием у младших школьников.
Баллы по методике психическое состояние |
|||
Общая тревожность в школе |
Pearson Correlation Sig.) |
1,000 35 |
|
Переживания социального стресса |
Pearson Correlation Sig.) |
0,8695 |
|
Фрустрация потребности в достижении успеха |
Pearson Correlation Sig.) |
0,6543 |
|
Страх самовыражения |
Pearson Correlation Sig.) |
0,23142 |
|
Страх ситуации проверки знаний |
Pearson Correlation Sig.) |
0,8546 |
|
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
Pearson Correlation Sig.) |
0,32147 |
|
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
Pearson Correlation Sig.) |
0,2314 |
|
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Pearson Correlation Sig.) |
0,8654 |
|
Желтый цвет - Корреляция является значимой на уровне 0,01.
Голубой цвет - Корреляция является значимой на уровне 0,05
Корреляционный анализ, позволяет
говорить о том, что негативное психическое
состояние и уровень
В результате нам удалось выявить важные особенности тревожных детей.
Во-первых, это сравнительно высокий уровень обучаемости таких детей, что противоречит точке зрения учителей на них как на плохо обучаемых или совсем не обучаемых.
Во-вторых, неумение детей вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности.
В-третьих, отказ от решения
задачи после неуспеха, причем неуспех
связывается ими не с неумением
решать ту или иную задачу, а с
отсутствием необходимых
Кроме того, эту группу тревожных детей отличал достаточно низкий уровень самооценки, как общей, так и самооценки в деятельности Ребенок в такой ситуации выглядел полностью дезориентированным, он как бы терял всякие критерии правильного или неправильного ответа, правильного поведения.
Отметим, что для детей
других школьных возрастов подобное
поведение несвойственно. Можно
полагать, что оно специфично именно
для первых этапов обучения, когда
тревожность возникает как
3.3 Описание и анализ коррекционной работы по преодолению тревожности
С целью снижения тревожности в поведении детей младшего школьного возраста была сделана попытка составления коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также на развитие коммуникативных умений.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
составить коррекционно-развивающую программу, направленную на отработку с детьми младшего школьного возраста ситуаций, позволяющих им более эффективно вступать во взаимодействие и добиваться положительных результатов;
включить данную программу
в систему образовательных
Методологической основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг: Н.В. Клюевой, Р.В. Касаткиной «Учим детей общению», Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В. Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг».
Формирующая работа должна иметь несколько направлений.
Первое направление включает в себя работу с непосредственно занимающихся с детьми 2-го класса.
В работе с тревожными детьми,
основной акцент должен быть сделан на
том, что в младшем школьном возрасте
одной из основных причин возникновения
неадекватного поведения