Исторический, культурный и психологический анализ синестезий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:04, реферат

Краткое описание

Синестезией называют, прежде всего: а) межчувственные связи в психике. Но, кроме того, синестезией называют и результаты их проявлений в конкретных областях искусства: б) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; в) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже г) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми).

Вложенные файлы: 1 файл

Исторический, культурный и психологический анализ синестезий.docx

— 219.45 Кб (Скачать файл)

    В комплексе навыка восприятия может  доминировать определенный канал. В  западной цивилизации  это чаще зрение. Конечно, не исключены синестетические ощущения, которые реализуются в недоминантных модальностях. Некоторые синестеты связывают звуки речи со вкусом, некоторые слышат наблюдаемые движения и т.д. Все может зависеть и от особенностей организма, от модальности, на которую он опирается во взаимодействии со средой. Когда синестет узнает, что его восприятие сугубо индивидуально, навык уже сформирован на таком уровне интеграции, который невозможно скорректировать произвольно. Это как эмоциональная реакция. Взаимодействия культуры и физиологии вырабатывают у нас свойства внимания, избегания и склонности. Поэтому синестезия – как счастье: несмотря на чувственную конкретность, механизм её проявления не может быть осознан полностью.

    Наиболее  значимы для искусства, как известно, - это "ассоциации по сходству" (соответственно, на них основываются в языке метафоры, сравнения). В отличие от "ассоциаций по смежности" в этих ассоциациях  уже больше общего для всех людей. Конечно, в "ассоциациях по сходству", и соответственно, в метафорах  тоже имеется субъективный, личностный момент.

    Синестезия  как сущностное свойство художественного  мышления содействует выполнению компенсаторных функций по опосредованному возмещению неполноты самой чувственности  в моносенсорных искусствах.

    Таким образом, ограничения, накладываемые  природой и естественным общественным развитием (развитием технологии) на удовлетворение извечной потребности  к комплексному, аудиовизуальному интонационному мышлению, вели не только к дифференциации искусств, но постоянно корректировали процесс становления специфического, управляли им.

    Одним из существенных свойств синестезии является историзм, т.е. зависимость  изменения синестетических идей от социокультурного контекста. Идеи целостного восприятия могут оформляться в синестетические концепции, т.е. обладать исторически обусловленной логикой, структурой. Синестетическая концепция, таким образом, представляет собой систему взглядов на познание, в центре которого находится синестетическое восприятие.

    В современном информационно-техническом  обществе происходит тотальная фрагментация личности, которая уже в принципе не способна являться реальным представителем мира культуры. Восприятию целостности мира способствует синестезия как концентрированная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений. Синестезия как специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения есть проявление сущностных сил человека. Это не некий эпифеномен, не аномалия, но норма — хотя, ввиду возможной «скрытости» своего происхождения в каждом конкретном случае, она и не всегда доступна для поверхностного научного анализа. Осмысление и развитие синестезии, которая способствует гармонизации познания и мироустройства, во всей своей противоречивости и сложности  может способствовать решению многих проблем современности. (Зайцева)

    Синестезия  с точки зрения психологии

    Драматичность судьбы синестезии как объекта научного, прежде всего, психологического исследования состоит в том, что основным "полигоном", где она, синестезия, формируется  и функционирует, является язык и  искусство, т.е., шире, культура. Этим и объясняется парадоксальность ситуации - что, даже изучая природу синестезии как феномена психики, как межчувственной связи (ассоциации, аналогии и т.д.), мы видим, что большую результативность в этой области мы имеем у филологов, теоретиков искусства и философов, нежели у самих психологов (которые, кстати, зачастую редуцируют эту межчувственную связь до клинического "соощущения", продолжая апеллировать при этом, увы, к примерам именно из искусства).

    Эксплицитная  и имплицитная  синестезия

    Прежде  всего, есть две противоположные  трактовки. Та, что укоренилась в массовом сознании, смешивает синестезию эксплицитную (врожденную, явную) и имплицитную (потенциальную, творческую).

    Врожденная - непроизвольна и четко закономерна. Ее обладателей принято называть синестетами. В какой мере она генетически наследуется – пока не вполне понятно: влияние среды может оказаться значительным, а набор ответственных генов - слишком общим. В отечественной науке этот тип было принято называть «патологическим» или «клиническим». Но такая терминология вводит в заблуждение: особых препятствий такая синестезия, по признаниям многих синестетов, не создает. Правда, и термин «эксплицитная» надо употреблять не без оговорок. Ведь синестезии, вызванные травмами, психотропными веществами, гипнозом, тоже в известной степени непроизвольны - хотя и отличаются по проявлениям и следуют другим закономерностям.

    Непонятно, по каким субъективным критериям  происходит узнавание сходства  в «системе координат» человека, если до этого он сравниваемые предметы в один ряд никогда не ставил. Тем не менее, каждому из нас - при условии, что мы принадлежим одной культуре - синестетические образы доступны в полной мере. До этого момента с исследователями от эстетики и психологии можно согласиться: синестезия – банальный познавательный механизм. Но вот парадокс: СМИ подают как универсальный тип эксплицитную, непроизвольную синестезию, и поэтому любой случай синестезии воспринимается как некая запредельная способность, дар и диковинка. А поскольку такие случаи редки, стереотип закрепляется.

    Врожденность  синестезия также спорна. Тем более, что речь идёт исключительно о культурных явлениях, которые сопровождаются синестетическими переживаниями. В самом деле: насколько «врождены» понятия «цифр», «букв», «музыки»?

    Увы, виды синестезий смешивают и ученые. Впрочем, последние тяготеют к иному заблуждению. Так, существует строгое разграничение: ученые-нейрофизиологи сосредоточиваются на объективно измеримых проявлениях и изучают то, что такому тестированию лучше поддается. То, что вполне реально поймать и на томографии.

    Гуманитарий же, лингвист или культуролог, смотрит  на глобальные взаимодействия человека и мира, применяя диахронные описательные методы - те, что сосредотачиваются на развитии какого-то одного явления и трактует его постфактум. Увы, такой исследователь пасует перед «микромиром» психики, которая развивается во времени во всей своей совокупности, синхронно.

    Какой бы сложной ни была категория, в виде соотношения она существует только в нас. Это наш опыт взаимодействия с миром, выражающийся как чувственно самодостаточный навык восприятия. Произвольно-творческая синестезия выявляет не связь предметов в действительности, не ассоциацию, а активное желание системности через создание нового смысла, существующее в каждом моменте сознания допредметно.

    Характеристика  синестетиков

    Существуют  люди, которые способны «скрещивать» сенсорные каналы и получать при  этом единый интегральный образ. Синестезией обладали многие известные люди. Например, французский поэт Артюр Рембо связывал гласные звуки с определенными цветами. Цвет музыкальных нот видел композитор Александр Скрябин. Художник-абстракционист Василий Кандинский, напротив, слышал звучание красок. К синестетикам относят Льва Толстого, Максима Горького, Марину Цветаеву, Константина Бальмонта, Бориса Пастернака, Андрея Вознесенского.

    Однако  способность к синестезии наблюдается  не только у специфически одаренных  личностей. Можно отметить, что и  среднестатистический человек использует нередко синестетические оценки. Когда мы определяем, например, цвет как теплый или холодный, звук как мягкий или жесткий, наше восприятие является синестетическим. Если вы начнете вспоминать, то обязательно обнаружите, что непроизвольно, бессознательно прибегали к синестезиям. Это говорит о том, что в каждом из нас заложены способности к подобного рода восприятию.(14)

    Однако  в основной своей массе синестетики не отличаются высоким интеллектом. Слабы в математике. Плохо ориентируются в пространстве. Страдают маниакальной страстью к порядку и симметрии. И память у них неточная. Например, типичный синестетик вполне может сказать: «Я не помню, как называется эта улица, но помню, что ее имя оранжевое». Свою особенность передают по наследству. Большинство - левши. Синестетики нередко попадают в цель благодаря своей сильно развитой интуиции.(4)

    Что интересно, синестезия гораздо чаще встречается у творческих людей — художников, писателей, поэтов. Всех их объединяет способность к метафорическому мышлению, умение видеть связи между несхожими вещами. Рамачандран выдвигает предположение, что у людей, склонных к метафорическому мышлению, ген, вызывающий «перекрёстную активацию», имеет большую распространённость, не локализуется лишь в двух участках мозга, а создаёт «гиперсвязанность». (7)

    .Как  выяснилось, при определении дат  синестеты ошибались в среднем на четыре года, тогда как представители контрольной группы — на целых восемь лет. Кроме того, синестеты могли вспомнить в два раза больше различных событий из своей собственной жизни, которые произошли в тот или иной указанный учеными год.

    Исследователям  также удалось обнаружить связь  между синестезией и редчайшим  гипертиместическим синдромом, при развитии которого люди приобретают способность запоминать буквально все, что происходило с ними.

    Выводы по работе

    По  результатам проведённого анализа  литературных источников, теоретических  предпосылок автора и экспериментального исследования, можно сделать следующие  общие выводы:

    1. Анализ исторической «традиции»  обращения к синестезии демонстрирует  противоречивость синестетических схем, выделяемых различными авторами.

    2. В настоящее время активно  используется более 10 методов  исследования синестезии. Данные  методы направлены на исследование  разных аспектов явления, «рассматривают»  его с разных сторон. Комплексное изучение синестезии должно проходить с использованием сразу нескольких методов, «компенсирующих» взаимные проблемные зоны.

    3. Экспериментальное исследование  показывает невозможность создания  однозначной для всех людей  системы цвето-звуковых соответствий по принципу «цвет-звук».

    4. В современных подходах к исследованию синестезии данное явление понимается неоднозначно. В результате этого появляется рассогласованность результатов и общая неясность предмета исследования.

    5. Выделяют два вида синестезии – эксплицитную и имплицитную.

    6. Очевидна связь синестезии с  культурой и социумом, в котором  вырос синестет.

    7. Синестезию можно связать с  экстрасенсорными способностями  на основе различных исследований.

    8. Механизмы синестезии изучаются  психологами., филологами и используются  в НЛП (нейро-лингвистическом программировании).

    9. Синестетов мало – в основном это люди, обладающие творческими способностями.

    9. Считается, что синестезия передаётся  по наследству, но её можно  также развить самостоятельно.

    10. Память у синестетов лучше, чем у обычных людей за счёт лучше развитого механизма ассоциации. Но существует и противоположное мнение. – память у синестетов хуже (неточная), слабые способности к точным наукам, плохая ориентация в пространстве, маниакальная страсть к порядку и симметрии.

    Заключение

    В результате теоретического анализа  существующих подходов к синестезии и проведения собственных экспериментальных  исследований мы выделяем три феномена, по отношению к которым применяется  понятие «синестезия». Каждый из данных феноменов требует дополнительной разработки.

    Изучение  синестезии как метафоры может позволить  не только сделать более явным  механизм образования ассоциаций и  интериоризации культурного и индивидуального опыта в субъективное пространство, но также привести к целому пласту открытий в области эстетики и восприятия искусства.

    Исследование  синестезии как непроизвольных неспецифических  ощущений, помимо прочего, может дать дополнительные ценные сведения о работе головного мозга, строении нейронных  путей и существующих физиологических  взаимосвязях между разнородными объектами.

    Наиболее  перспективной нам кажется разработка синестезии, понимаемой как механизм предварительной оценки образов. Мы считаем, что этот механизм является даже более задействованным, чем  это описывается в данной работе и, возможно, используется для оценки и структурирования всех психических  явлений. Есть основания полагать, что  он связан с такими крупными процессами как восприятие, внимание, память, включён в эмоциональную сферу и определенным образом соотносится с физиологическим состоянием организма.

    Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что проблематика, связанная с синестезией, требует  неоднократного обращения к ней  и является перспективной и многообещающей исследовательской областью, позволяющей  выявить способы гармонизации как восприятия, так и познания  художественных объектов и мироздания в целом.

Информация о работе Исторический, культурный и психологический анализ синестезий