Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 22:40, контрольная работа
Краткое описание
Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в начале XXI столетия, с другой--возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.
Содержание
Введение 1.История античной психологии 1.1.Корни греческого чуда 1.2.Основные этапы психологии Древней Греции 1.2.1.Зарождение и становление психологии 1.2.2.Период классической греческой психологии 1.2.3. Период эллинизма 1.3.Основные теории Римской империи Заключение
Знание о душе росло в зависимости
от уровня знаний о внешней природе, с
одной стороны, и от общения с ценностями
культуры - с другой. Ни природа, ни культура
сами по себе не образуют область психического.
Однако ее нет без взаимодействия с ними.
Софисты и Сократ в объяснениях души пришли
к пониманию ее деятельности как феномена
культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные
понятия и нравственные идеалы не выводимы
из вещества природы. Они порождения духовной
культуры. При этом предполагалось, что
душа заносится в организм извне.
Работа по построению предмета
психологии принадлежал Аристотелю, древнегреческому
философу и естествоиспытателю, жившему
в IV веке до н.э., открывшему новую эпоху
в понимании души как предмета психологического
знания. Не физические тела и не бестелесные
идеи стали для него источником знания,
а организм, где телесное и духовное образуют
нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю,
это не самостоятельная сущность, а форма,
способ организации живого тела. "Правильно
думают те, - говорил Аристотель, - кому
представляется, что душа не может существовать
без тела и не является телом". Психологическое
учение Аристотеля строилось на обобщении
медико-биологических фактов. Но это обобщение
привело к преобразованию главных принципов
психологии: организации (системности)
, развития и причинности.
По Аристотелю уже само слово
"организм" следует рассматривать
в связи с родственным словом "организация",
которое имеет значение "продуманное
устройство", которое подчиняет себе
свои части для решения какой-либо задачи;
устройство этого целого и его работа
(функция) не разделимы; душа организма
- это его функция, деятельность. Трактуя
организм как систему, Аристотель выделял
в ней различные уровни способностей к
деятельности. Это позволило подразделять
возможности организма (заложенные в нем
психологические ресурсы) и их реализацию
на деле. При этом намечалась иерархия
способностей - функций души: а) вегетативная
(имеется у животных, растений и человека)
; б) чувственно-двигательная (имеется
у животных и у человека) ; в) разумная (присущая
только человеку). Функции души - уровни
ее развития, где из низшей и на ее основе
возникает функция более высокого уровня:
вслед за вегетативной формируется способность
ощущать, из которой развивается способность
мыслить. В отдельном человеке при его
превращении из младенца в зрелое существо
повторяются те ступени, которые прошел
за свою историю весь органический мир.
Впоследствии это было названо биогенетическим
законом.
Объясняя закономерности развития
характера, Аристотель утверждал, что
человек становится тем, что он есть, совершая
те или иные поступки. Мысль о формировании
характера в реальных поступках, которые
у людей всегда предполагают нравственное
отношение к ним, ставило психическое
развитие человека в причинную, закономерную
зависимость от его деятельности. Раскрывая
принцип причинности, Аристотель показал,
что "природа ничего не делает напрасно";
"нужно видеть то, ради чего совершается
действие". Он утверждал, что конечный
результат процесса (цель) заранее воздействует
на его ход; психическая жизнь в данный
момент зависит не только от прошлого,
но и желаемого будущего.
Итак, Аристотель преобразовал
ключевые объяснительные принципы психологии:
системности (организации), развития, детерминизма.
Душа для Аристотеля-- это не особая сущность,
а способ организации живого тела, представляющего
собой систему; душа проходит разные этапы
в развитии и способна не только запечатлевать
то, что действует на тело в данный момент,
но сообразовываться с будущей целью.
Аристотель открыл и изучил множество
конкретных психических явлений. Но так
называемых “чистых фактов” в науке нет.
Любой факт по разному видится в зависимости
от теоретического угла зрения, от тех
категорий и объяснительных схем, которыми
вооружен исследователь. Обогатив объяснительные
принципы, Аристотель представил совершенно
иную сравнительно с предшественниками
картину устройства, функций и развития
души.
1.2.3. Период эллинизма
Психологическая мысль эпохи
эллинизма исторически связана с возникновением
и последующим быстрым распадом крупнейшей
мировой монархии (IV век до н.э.) македонского
царя Александра. Возникает синтез элементов
культур Греции и стран Ближнего Востока,
характерный для колониальной державы.
Изменяется положение личности в обществе.
Свободная личность грека утрачивала
связи со своим родным городом, его стабильной
социальной средой. Он оказывался перед
лицом непредсказуемых перемен, дарованных
свободой выбора. Со все большей остротой
он ощущал зыбкость своего существования
в изменившемся "свободном" мире.
Эти сдвиги в самовосприятии личности
наложили отпечаток на представления
о душевной жизни. Вера в интеллектуальные
достижения прежней эпохи, в могущество
разума начали ставится под сомнение.
Возникает скептицизм, воздержание от
суждений, касающихся окружающего мира,
по причине их недоказуемости, относительности,
зависимости от обычаев и т.п. Отказ от
поисков истины позволял обрести душевный
покой, достичь состояния атараксии (от
греческого слова, означавшего отсутствие
волнений). Под мудростью понималось отрешение
от потрясений внешнего мира, попытка
сохранить свою индивидуальность. Люди
испытывали потребность в том, чтобы устоять
перед превратностями жизни с ее драматическими
поворотами, лишающими душевного равновесия.
Стоики ("стоя" - портик
в Афинских храмах) объявили вредными
любые аффекты, усматривая в них порчу
разума. По их мнению удовольствие и страдание
- ложные суждения о настоящем, желание
и страх - ложные суждения о будущем. Только
разум, свободный от любых эмоциональных
потрясений, способен правильно руководить
поведением. Именно это позволяет человеку
выполнять свое предназначение, свой долг.
С этической ориентаций на поиски
счастья и искусства жить, но на других
космологических началах сложилась школа
безмятежности духа Эпикура, который отошел
от версии Демокрита о "жесткой" причинности,
царящей во всем, что совершается в мире
(и, стало быть, в душе). Эпикур допускал
самопроизвольность, спонтанность изменений,
их случайный характер. Запечатлев ощущение
непредсказуемости того, что может произойти
с человеком в потоке событий, делающих
существование непрочным, эпикурейцы
закладывали в природу вещей возможность
самопроизвольных отклонений и тем самым
непредсказуемость поступков, свободу
выбора. Они подчеркивали индивидуализацию
личности как величины, способной действовать
самостоятельно, избавившись от страха
перед уготованным свыше. "Смерть не
имеет к нам никакого отношения; когда
мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть
наступает, то нас уже нет". Искусство
жить в водовороте событий связано с избавлением
от страхов перед загробным наказанием
и потусторонними силами, ибо в мире нет
ничего, кроме атомов и пустоты.
Одновременно с построениями
этих научных школ проводились важные
исследования в медико-биологических
областях знания. Врачи Александрийского
научного центра Герофил и Эразистрат
установили анатомо-физиологические различия
между чувствительными нервами, идущими
от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.)
к мозгу и двигательными волокнами, идущими
от мозга к мышцам. Открытие было забыто,
но через две с лишним тысячи лет вновь
установлено и легло в основу важнейшего
для психологии учения о рефлексах.
Позже древнеримский врач Гален
(II век н.э.) в труде "О частях человеческого
тела) , описал зависимость жизнедеятельности
целостного организма от нервной системы.
В те времена запрещались анатомические
исследования, но Гален, врачующий гладиаторов,
наблюдавший открытые раны головного
мозга, считал его производителем и хранителем
разума. Гален развивал, вслед за Гиппократом,
учение о темпераментах. Он утверждал,
что первичными при аффектах являются
изменение в организме ("кипение крови")
, субъективные, душевные переживания
(например, гнев) , вторичны.
Таким образом, в психологии
античности, т.е. в психологии, которая
развивалась учеными Древней Греции и
Рима, можно условно выделить три этапа
- зарождение и становление психологии
(VII-IVвв.. до н.э.), период классической греческий
науки (III-П вв. до н.э.) и период эллинизма
(II в. до н.э. - III-V вв. н.э.)
В VII-IV вв. до н.э. появились первые
научные концепции психики, в которых
она рассматривалась, прежде всего, как
источник активности тела. При этом считалось,
что душа человека и души других живых
существ имеют чисто количественные различия,
так как человек, как любое живое существо,
подчиняется тем же законам, что и все
в природе. В это же время возникли и первые
теории познания, в которых преимущество
отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции
рассматривались в качестве основного
регулятора поведения. Главное, что уже
в этот период были сформулированы ведущие
проблемы психологии: в чем заключаются
функции души, каково ее содержание, как
происходит познание мира, что является
регулятором поведения, есть ли у человека
свобода этой регуляции.
В период классической греческой
психологии появились первые развернутые
концепции психического, сформулированные
Платоном и Аристотелем. В тот период ученые
обратились к человеку, началось исследование
тех качественных отличий, которые свойственны
только душе человека и которых нет у других
живых существ. Возникла идея о том, что
психика - носитель не только активности,
но и разума и нравственности, т.е. на ее
развитие оказывают влияние не только
материальные факторы, но и культура, духовный
уклад. Так появились идеи о необходимости
свободы для человека, которая возможна
только при отходе от мысли о том, что поведение
детерминируется и регулируется эмоциями.
Таким образом, разум, а не чувства начинают
рассматривать в качестве главного регулятора
поведения, и разум же становится источником
объективных знаний о всеобщем, истинном,
которое может быть совершенно не связано
с чувственными ощущениями
В период эллинизма, в котором
греческая наука, культура вышли за рамки
Греции, произошло и перемещение основных
психологических школ из Греции в Рим.
1.3.Основные теории
Римской империи
Культура Римской
империи, хронологические рамки которой
охватывают период примерно со II в. до
н.э. до V в. н.э., явилась передаточным звеном
между культурой Вос-тока и Греции -- с
одной стороны, и культурой Западной Европы
-- с другой. Рим не оставил после себя сколько-нибудь
крупных имён в философии, срав-нимых по
масштабу с Демокритом, Платоном или Аристотелем,
Римские фи-лософы в большинстве случаев
заимствовали идеи покорённых народов,
пре-жде всего Греции, мало что добавляя
своего, оригинального. Римляне больше
преуспели в разработке теории и практики
государственного права, которое с тех
пор признано классическим. Основной своей
задачей философы Рима (Лукреций Кар, Сенека,
Марк Аврелий, Секст Эмпирик и др.) считали
не изучение сущности вещей, а про-блему
высшего блага, счастья, выработки правил
жизни.
По мере того, как
Римская империя приближалась к своему
закату, в учениях ев философов всё больше
стало наблюдаться признаков упадка духа
и мистики.
Огромную популярность
приобрело учение философа-мистика из
Александрии Филона (1в. н.э.), учившего,
что тело--это прах, получающий жизнь от
дыхания божества. Это дыхание и есть пневма.
Представление о пневме, которое занимало
важное место в античных учениях о душе,
носило, как уже говорилось,. сугубо гипотетический
характер, что создавало почву для иррациональных,
недоступных эмпирическому контролю суждений
о зависимости происходящего с человеком
от сверхчувственных, небесных сил, посредников
между земным миром и Богом.
После Филона пневме приписывали функцию
общения бренной части души с бестелесными
сущностями, связующими ее с Всевышним.
Возник особый раздел религиозной догматики,
описывавший эти “пневматические” сущности
и называвшийся пневматологией.
Принцип абсолютной нематериальности
души утвердил древнегреческий философ
Плотин (III в. н.э.), основатель римской школы
неоплатонизма. В основе
существования всего телесного он видел
эманацию (истечение) божественного, духовного
первоначала.
Если отвлечься от религиозной метафизики,
проникнутой мистикой, то применительно
к прогрессу психологической мысли в представлениях
Плотина о душе содержался новый важный
момент. У Плотина психология впервые
в ее истории становится наукой о сознании,
понимаемом как “самосознание”. Поворот
к исследованию внутренней психической
жизни человека наметился в античной культуре
задолго до Плотина, однако лишь .кризис
рабовладельческого общества придал.
ему смысл отрешенности от реального мира
и замкнул сознание на его собственных
феноменах.
При заметно нараставшей в эллинистический
период тенденции н индивидуализации,
предпосылки для осознания субъектом
самого себя в качестве конечного самостоятельного
центра психических актов еще не сложились.
Эти акты считались производными от пневмы
у стоиков, от атомных потоков--у эпикурейцев.
Плотин, вслед за Платоном, учил, что индивидуальная
душа происходит от мировой души, к которой
она и устремлена; другой вектор активности
индивидуальной души направлен к чувственному
миру. Сам Плотин выделил еще одно направление,
а именно--обращенность души на себя, на
собственные незримые действия: она как
бы следит за своей работой, становится
ее “зеркалом”.
Через много столетий способность субъекта
не только ощущать, чувствовать, помнить
или мыслить, но обладать внутренним представлением
об этих функциях, получила название рефлексии.
Такая способность не является фикцией;
напротив, она служит неотъемлемым “механизмом”
сознательной деятельности человека,
соединяющим его ориентацию во внешнем
мире с ориентацией в мире внутреннем,
в “самом себе”.
Плотин отграничил этот “механизм” от
других психических процессов, на объяснении
которых веками была сосредоточена мысль
многих поколений исследователей психики.
Сколь широк бы ни был спектр этих объяснений,
они в конечном счете сводились к поискам
зависимости душевных явлений от физических
причин” от процессов в организме, от
общения с другими людьми.
Рефлексия, открытая Плотином, не могла
быть объяснена ни одним из этих факторов.
Она выглядела самодостаточной, не из
чего не выводимой сущностью. Таковой
она и оставалась на протяжении веков.
став исходным понятием интроспективной
психологии coзнания.
Учение Плотина оказало влияние на Августина
(IV--V вв.), творчество которого ознаменовало
переход от античной традиции к средневековому
христианскому мировоззрению.
Заключение
В развитии психологии
античность прославлена многовековыми
великими теоретическими успехами. К ним
относятся не только открытия фактов,
построение новаторских моделей и объяснительных
схем. Античные ученые поставили проблемы,
веками направлявшие развитие наук о человеке.
Именно они впервые попытались ответить
на вопросы, как соотносятся в человеке
телесное и духовное, мышление и общение,
личностное и социокультурное, мотивационное
и интеллектуальное, разумное, и иррациональное
и многое иное, присущее человеческому
бытию.
Античные мудрецы
и испытатели природы подняли на невиданную
дотоле высоту культуру теоретической
мысли, которая, преобразуя данные опыта,
срывала покровы с видимостей здравого
смысла и религиозно-мифологических образов.
За эволюцией представлений о сущности
души скрыта полная драматических коллизий
работа исследовательской мысли, и только
история науки может раскрыть различные
уровни постижения этой психической реальности,
неразличимые за самим термином “душа”,
давшим имя нашей науке.