Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:17, реферат
Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………..3
История возникновения и развития тренинга как психологического метода..5
Заключение……………………………………………………………………….8
Список используемой литературы……………………………………………...9
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………
История возникновения и развития тренинга как психологического метода..5
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.
Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью.
Есть также определение тренинга как части планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности.
В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия».
Г.
А. Ковалев относит социально-психологический
тренинг к методам активного социально-психологического
обучения как комплексного социально-дидактического
направления. Б. Д. Парыгин говорит о методах
группового консультирования, описывая
их как активное групповое обучение навыкам
общения в жизни и обществе вообще: от
изучения профессионально полезным навыкам
до адаптации к новой социальной роли
с соответствующей коррекцией Я-концепции
и самооценки.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРЕНИНГА КАК
История развития тренингов как и история развития обучения насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина[3,4].
В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1954 г. появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности[1].
В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции
гуманистической психологии К. Роджерса
движение тренинга социальных и жизненных
умений (social/life skills training), который применялся
для профессиональной подготовки учителей,
консультантов, менеджеров в целях психологической
поддержки и развития.
В тренинге жизненных умений использовались
три основные модели, определяющие своеобразие
подхода к участникам тренинга.
Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем, общения, настойчивости, уверенность в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции.
Вторая
модель классифицирует жизненные умения,
являющиеся целью тренинга, на четыре
категории: межличностное общение, поддержание
здоровья, развитие идентичности, решение
проблем и принятие решений.
Третья модель включает тренинг эмоционального
самоконтроля, межличностных отношений,
самопонимания, финансовой самозащиты,
самоподдержки и концептуализации опыта[4].
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создаюшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.
Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
Основная
цель социально-психологического тренинга
— повышение компетентности в общении
— может быть конкретизирована в ряде
задач с различной формулировкой, но обязательно
связанных с приобретением знаний, формированием
умений, навыков, развитием установок,
определяющих поведение в общении, перцептивных
способностей человека, коррекцией и развитием
системы отношений личности, поскольку
личностное своеобразие является тем
фоном, который окрашивает в разные цвета
действия человек, все его вербальные
и невербальные проявления.
Одним из условий успешной работы тренинговой
группы является рефлексия ведущим той
задачи, которая решается в ходе занятий.
Воздействие может осуществляться на
уровне установок либо умений и навыков,
либо персептивных способностей и т. д.
Смешивать разные задачи в ходе работы
одной тренинговой группы нецелесообразно,
так как это может, с одной стороны, снизить
эффективность воздействия, а с другой,
— вызвать появление этической проблемы,
поскольку изменять задачу в процессе
тренинга можно только с согласия группы.
В
настоящее время для
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе История возникновения и развития тренинга как психологического метода