История возникновения феномена психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы возникновения феномена психологического консультирования
1.1. Понятие и специфика психологического консультирования
1.2. Возникновение и развитие психологического консультирования
1.3. Выводы
Глава 2. Экзистенциальная психология как разновидность психологического консультирования
2.1. Исторические корни – экзистенциальная философия и феноменологическая психология
2.2. Феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля
2.3. Герменевтическая феноменология Мартина Хайдеггера
2.4. Экзистенциальный анализ и психоанализ
2.5. Выводы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..консультирование.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Место и роль консультирования в рамках психологической практики определяется профессиональным мировоззрением исполнителя и тем документом, который создает нормативно-правовое пространство этой работы (например, уставом учреждения, в котором работает специалист). Здесь следует отметить, что профессиональную ответственность за качество и результат своей деятельности психолог-практик несет не только перед своей совестью, но и перед профессиональным сообществом, к которому он принадлежит. Эта сторона психологической практики, как правило, отражается в профессиональных этических кодексах.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Возникновение и развитие психологического консультирования

 

Психологическое консультирование является одним из самых востребованных видов работы практического психолога и активно применяется во всех «психологических школах». Рассматривая историю возникновения консультирования, специалисты связывают его появление с промышленной революцией XIX века и интенсивным развитием профориентации, а соответственно и профконсультации. Здесь консультант рассматривался как специалист, который помогал клиенту развить необходимые навыки решения проблем и правильно понять себя, используя для этого психологические методы, прежде всего, психологическое тестирование и обоснованную научную информацию. Фактически консультирование рассматривалось как «директивная ориентация», снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. К середине ХХ века консультирование уже чаще рассматривается в контексте психотерапевтической практики.

Всякая социальная профессиональная практика, каковой и является психологическое  консультирование, начинает зарождаться, а затем вступать в стадию своего зрелого и целостного развития в первую очередь в силу того фактора, что она становится востребована появлением какой-либо вполне определенной потребности – психологической, социальной, социально-психологической. Можно даже утверждать, что в культурно-историческом плане практика консультирования базировалась на потребностях исключительно психологического характера, а профессиональная практика в большей степени вырастает из потребностей уже социального характера. Между содержанием культурно-исторического и профессионального периодов практики психологического консультирования существует как органичная связь, так и существенные различия. Каждый период внес и вносит свой вклад в развитие человека «культурного». В культурно-исторический период формирования практики консультирования сложилось структурно-содержательное ядро этой практики, ее базовые идеи, цели и задачи, в профессиональный – в большей степени операциональные моменты и т.д. 

С возникновением определенного потребностного момента и берет свое начало процесс профессионализации практики психологического консультирования.

Однако если связывать реализацию социальной практики только с ее профессионализацией, то возникает убеждение, что социальная практика может быть сконструирована  лабораторным путем, из реторты, на которой поколдовали специалисты своей алхимии. Всякая социальная практика в первую очередь обязательно располагает своей культурной, социальной историей, имеет свою свои глубокие социально-культурные корни. И в этом пространстве только и может начинаться, выкристаллизовываться подлинная история ее уже профессионального становления. 

Без культурно-исторических «корней», без своей истории, без своей  генетической плотности профессиональная практика консультирования не может  иметь своего действительного категориального поля, становясь лишь полем индивидуально-авторских интерпретаций или приложений других дисциплинарных практик (например, психиатрии, религиозной помощи).

Исключительное значение для дальнейшего  развития практики консультирования представляет сам процесс перехода ее из социально-культурного, исторического контекста в профессиональный. Он формирует свои базовые точки роста, точки развития, которые имеют значение для формирования профессионального мышления консультанта. Сам этот момент трансформации, перехода становится тем системообразующим фактором, своеобразным хронотопом для сложившейся практики консультирования, в котором соединяется и накопленный бесценный психотехнический опыт прошлого и конструируются новые психологические феномены. 

В 19-м веке появляются первые профессиональные консультанты, пытающиеся исцелять людей, помогать им в трудной для них  ситуации посредством беседы. Невероятно, но факт, что всего лишь сто лет  назад момент профессиональной практики консультирования просто еще не существовало. А в самостоятельную дисциплину психологическое консультирование оформилось только 50 лет тому назад, главным образом – в США. И за это время бурного существования и развития практики консультирования произошло как четкое оформление концептуального ядра, так и его размывание. Отечественная история психологического консультирования началась свой отчет не с «головы», а с «хвоста» американо-европейской истории консультирования. Копирование результатов чужой истории – дело свободное, необременительное, но безрезультатное и тупиковое, т.к. обязательно приводит к искажению базовых смыслов и значений того целостного явления, которое мы воспроизводим в его прикладной, операциональной его части. К числу таких искажений в первую очередь мы относим то, что, наблюдая факты эмпирической практики консультирования, мы не имеем при этом сколько-нибудь ясных профессиональных форматов этой практики, стандартов сертификации подготовки и лицензирования деятельности профессиональных консультантов и их последующей аккредитации. Фактически не разработанной в концептуальном плане является проблема образования консультантов. И обращение к истории консультирования заключает для нас зерно проектирования консультативной деятельности. 

Уникальность консультирования заключается в том, что его корни можно найти во всем множестве дисциплин и духовных практик, таких как философия, религия, педагогика, медицина, психиатрия, социальная работа, психология семьи. Развитие этих дисциплин и, соответственно, практики консультирования шло неравномерно. Органично психологическое консультирование входило в развитие, жизнь и распространение философских, религиозных учений. Практически его можно найти в любой социальной, духовной практике, где оно присутствует как необходимый элемент существования и развития таковой практики. 

Во времена палеолита, как пишут Дж. Коттлер и Р. Браун, первыми специалистам в области  психического здоровья были служители  племенных языческих культов. Чтобы  выпустить демонов из тела соплеменников, одержимых болезнью, они проделывать дырки в их головах. При всей радикальности этого метода все не он лег в основу консультативной работы. Главным врачующим средством стало то обстоятельство, что служители культа для своих соплеменников фактически были носителями истин, ставших жесткими и незыблемыми. Эти истины способны были объяснить устройство мира и место в нем самого человека. От других соплеменников требовалось принятие этих истин как данности. Наличие мировоззренческой философии регулировало внутреннюю жизнь человека, делало ее более устойчивой. Но с развитием человека и общества чем более традиционными и устоявшимися были культовые обряды, тем меньше они могли просветлять и поддерживать человека, эту функцию могла выполнить уже только свободная, не заформализованная, не канонизированная практика. И в древней Мессопотамии и Персии, Греции и Риме прежде всего практикой психологического консультирования занимались уже не только служители культа, но и философы, врачи, подвижники духовных первоучений. 

Первыми настоящими консультантами можно назвать людей, пытающихся оказывать влияние на других людей посредством своих нравственных учений. К их числу следует отнести в первую очередь родоначальников мировых религий, таких как Моисей (1200лет до н.э.), Мухаммед (570-362 г. до н. э.), Будда (500 лет до н. э.), а также великих философов древности: Лао-Цзы (600лет до н. э.), Сократ (450 лет до н. э.), Платон (400 лет до н. э.), Аристотель (350 лет до н. э.), и др. Их «консультативная деятельность» опиралась на потребности человека в духовном и познавательном объяснении мира, соответственно – в потребности человека в духовной, познавательной поддержке. Эту потребность в первую очередь психологически могли удовлетворить мифологические описания, религиозные учения, философские объяснения и доктрины, а затем уже и научные исследования. 

В отношении людей, жаждущих получит духовную истину и внутреннее просветление, большинство этих философов  действовали как подлинные «консультанты»: они оказывали влияние на учеников своими необычными идеями, не только удовлетворяя при этом познавательную жажду учеников, решая их духовно-познавательные проблемы, но обязательно стимулировали при этом и их эмоциональный, интеллектуальный, психологический рост, открывая для человека новые духовные, жизненные, познавательные, психологические пространства и горизонты. Эта практика по своим методам не всегда может быть названа психологической, психотерапевтической, но она, несомненно, является психологической, психотерапевтической по своему характеру, ориентированности и результатам. И хотя подходы духовных учителей в оказании помощи своим ученикам, последователям и просто людям, конечно же, значительно отличаются от подходов, используемых современными консультантами, все же современная практика консультирования унаследовала их основные духовно-познавательные принципы:

- истина оказывает целительное воздействие на человеческую душу, обретение истины и связанного с ней душевного успокоения, является высокой ценностью; 

- истина заключена не только в точном и безукоризненном знании, но и самом процессе ее поиска, в тех том бесценном опыте, который обретает ищущий человек; 

- истина является открытой для всех ее ищущих, ни у кого нет права владеть ею, запрещать или разрешать ее, просто есть люди, сами более открытые для истины, более приблизившиеся к истине больше, чем другие; 

- ни на один вопрос нет единственно верного ответа и, следовательно, на открытые другими истины нужно полагаться так же, как и на собственный духовный опыт; 

- один и тот же познавательный опыта может иметь множество возможных интерпретаций; 

- если на философское или духовное учение нельзя опираться в своей повседневной жизни, связать со своей жизнью и опытом, то его можно считать абсолютно бесполезным; и т.д. 

Такого рода принципы, сложившиеся практике философов Древней Греции, Рима, Мессопотамии, являются важной идейной основой работы современного консультанта, который не столько учит своих клиентов, сколько помогает им найти свой путь к обретению внутреннего покоя и просветления. 

Просветление, обретение  человеком ощущения ясности своего движения в жизни является глубинной  целью психологического консультирования. Психологический эффект просветления оказывает огромное, ни с чем не сравнимое влияние на всю человеческую жизнь.

Наиболее глубоко эта тенденция – путем учения и проповеди привести человека к тому, чтобы он обрел внутренний покой и просветление - выражена, пожалуй, в мессианской деятельности Иисуса Христа. Так, в Евангелии от Марка целительской деятельности Христа отведено важнейшее место именно целительской деятельности Христа, чрезвычайно содержательной и разнообразной. Здесь описывается тот исторический период, когда люди еще только начинают знакомиться со словом христовым. И здесь примеры целительства приводятся раньше, чем раскрываются сами нравственно-философские стороны учения Христа, ибо именно целительство души и тела, обретение душевного и телесного здоровья является подлинной целью самого учения, отражением его содержательной глубины и истинности. У евангелистов описание того, как Христос «проповедовал» и «исцелял» употребляются как равнозначные действия.

Развитие тактики собственно профессионального терапевтического вмешательства в состояния психически нездорового человека в первую очередь  связывают с именем Гиппократа (более тысячи лет назад). Выдвинутые им идеи и приемы лежат в основе большинства используемых в наши дни психотерапевтических техник и подходов: системное диагностическое интервью, сбор анамнеза, построение доверительных терапевтических отношений и даже интерпретация снов и осознание подавленных чувств. Практические терапевтические подходы, предложенные Гиппократом, стали дорабатываться лишь около двухсот лет назад. 

Иное отношение к  психическим потребностям человека, к психической жизни в целом, а тем более к отклонениям от психической нормы со стороны медицины и общества наблюдается в средние века. В эпоху жестоких феодальных и религиозных войн, безраздельного господства религии над массовым сознанием, беззакония, эпидемий, неурожая, голода проблемы внутренней жизни человека, его устойчивости, целостности стали отходить на задний план, а сами же психические расстройства носили уже довольно распространенный характер, нередки были случаи и массового психоза. 

Христианское учение в этот период в общепознавательном плане уже перестало быть открытием для человека, оно фактически оформилось в мощно организованный религиозный институт, выполняющий самые различные социальны функции: поддержания государственной власти, создания государственной идеологии, собственного властного давления, ведения образовательно-просветительской деятельности, создания и поддержания морали и нравственности и т.д. И в этот период с теми, кто испытывал сомнения в правильности религиозной картины мира, кто страдал психическими расстройствами и заболеваниями, чаще всего поступали уже радикально и просто – их обвиняли в бесоодержимости, что могло стать основанием для сжигания на кострах либо изгнанию из сообщества. Более радикального лекарства от бесоодержимости не было придумано. Таким образом, в этот психические болезни и расстройства получили довольно четкий религиозно-теологический аналог своего описания. И благодаря такому всеобщему распространению религиозных доктрин, контроля со стороны церкви за их идейной «чистотой» никогда, как в средние века, познавательно-психическое существование большинства людей не было столь бесконфликтным, благостно ясным, простым и беспроблемным. Соответственно, потребность в консультативной деятельности просто исчезла, ибо просветляющее слово божественного учения фактически уже стало догмой, объясняющей все и вся в этом и том мире, и предполагалось, что одно лишь следование божественной вере могло спасти человека от всех познавательных мучений, интеллектуальных соблазнов и жизненных сомнений.

Информация о работе История возникновения феномена психологического консультирования