История консультативной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

В далекие времена своеобразными специалистами в области психического здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны. В древ-них Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми консультанта-ми были врачи, философы и священники. Среди тех, кто помогал современникам решать свои проблемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы и пророки выступали как консультанты, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и учеников.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_konsultirovanie.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Для четкой дифференциации предмета нужно определить, какое именно консультирование имеется в виду: индивидуальное психологическое, семейное, психолого-педагогическое. Далее по тексту под термином «психологическое консультирование» мы будем подразумевать индивидуальное психологическое консультирование как один из разделов консультативной психологии.

На сегодняшний  день индивидуальное психологическое  консультирование является одной из наиболее разработанных областей консультативной психологии. Становление консультанта любой специализации начинается с основ, т.е. с изучения теории и практики индивидуального психологического консультирования. Как уже отмечалось, для этого необходимо выяснить, что является предметом психологического консультирования.

О широком  предметном поле психологического консультирования свидетельствуют его разнообразные определения. Психологическое консультирование рассматривается как:

  • совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);
  • отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;
  • профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность—личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера (H.Burks, В. Stefflre);
  • процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);
  • помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина);
  • восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова).

Наиболее  часто встречающимися в этих определениях являются слова «консультант», «клиент» (как человек, личность), «проблема», «взаимодействие», «помощь», «(раз)решение».

Таким образом, консультирование предоставляет клиенту  помощь, направленную на выполнение следующих задач:

  • разрешение актуальных жизненных проблем;
  • развитие, социализацию и самореализацию личности;
  • достижение более полной внутриличностной интеграции путем согласования личных и социальных интересов;
  • выработку альтернативных способов поведения, адекватных определенным жизненным ситуациям;
  • осуществление выбора и принятие ответственности за этот выбор.

Анализ различных  понятий консультирования позволяет  разделить их на две большие группы, стоящие на позициях: 1) воздействия на клиента; 2) взаимодействия с клиентом. Определения консультирования, ориентированные на воздействие, чаще всего отражают позицию «Психолог лучше знает, что и как вам, пациент, лучше...», хотя и не в такой сильной степени, как в медицине. На наш взгляд, сущностью консультирования как лично-стно-ориентированной практики является консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии (К. Роджерс), диалогичное (М.М. Бахтин), специфических взаимоотношениях между психологом и клиентом («Я—Ты отношения» в терминологии М. Бубера).

Далее мы будем  придерживаться следующего определения. Психологическое консультирование как форма оказания профессиональной психологической помощи — это процесс взаимодействия между профессионально компетентным консультантом и клиентом, ориентированный на научение и личностный рост последнего, в ходе которого консультант с помощью адекватных методов и средств стремится способствовать клиенту узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания со своими целями, чтобы достигнуть более полного и гармоничного «бы-тия-в-мире».

  1. Психологическое консультирование и другие стратегии психологической помощи

Психологическая помощь — широкое понятие, включающее многообразные теоретические и практические направления. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки личности или группы в трудных ситуациях.

Психологическое консультирование — достаточно новая  область психологической помощи, возникшая в середине XX в. Профессия психолога-консультанта появилась как отклик на потребности людей, не имеющих клинических нарушений и вместе с тем нуждающихся в психологической помощи.

Как было обозначено выше, психологическое консультирование ориентировано, прежде всего, на людей, имеющих проблемы в повседневной жизни, например испытывающих трудности на работе, в семье или в принятии решений, неуверенных в себе, переживающих возрастной кризис, обладающих низкой самооценкой и т.п. Целесообразно оделить консультирование от других стратегий психологической помощи:

  • предоставления информации;
  • прямого действия — осуществления конкретных действий, направленных на оказание помощи клиенту (например, в кризисных ситуациях, в случаях самодеструктивного поведения или реальной угрозы психическому и/или физическому здоровью людей);
  • обучения — помощи в приобретении умений и навыков, необходимых клиенту в конкретной ситуации;
  • системных изменений — оказания направленного воздействия на ту систему, которая явилась причиной возникновения трудностей;

совета —  высказывания собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, в которой находится другой человек (Af. Scally & В A. Hopson, 1979).

О вреде советов  писали многие психологи. Так, Р. Мэй  говорил, что «совет всегда поверхностен; это дача указаний сверху, одностороннее движение. Сфера действия истинного консультирования намного глубже, и его заключения всегда являются результатом совместной работы двух личностей на одном и том же уровне... Совет нельзя считать адекватной функцией консультирования, поскольку он покушается на автономию личности». В то же время иногда консультант дает советы по вопросам, которые не относятся к личностным проблемам. В этот момент не происходит настоящего консультирования. Консультант выполняет своеобразную диспетчерскую функцию — переадресовывает клиента к другим специалистам, рекомендует литературу для чтения и др.

Наибольшие  трудности возникают при попытке  четкого разделения психологического консультирования и психотерапии . Многие зарубежные ученые (А. Айви, М. Айви, Л. Саймэн-Дау-нинг (1999), Дж. Кори (1993), К. Паттерсон (1974, 1986), К.Б. Тру-акс и P.P. Каркуфф (1976), используют термины «психотерапия» и «психологическое консультирование» как синонимы и предлагают всех специалистов в этой области называть психотерапевтами или психотерапистами. Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, необходимо найти основания для их дифференциации.

Психологическое консультирование генетически связано  с психотерапией. Содержательная сторона последней основана на классификации болезней, диагностических указаниях, четких критериях психических и поведенческих расстройств. Психотерапия опирается на разработанные в области медицины психиатрию, неврологию, наркологию и др. Содержание консультативной психологии остается достаточно размытым, так как не существует более или менее однозначной, завершенной классификации закономерностей появления психологических проблем, их причин, особенностей развития и значения для жизни конкретного человека. Иными словами, отсутствует классификация, которая была бы признана удовлетворительной различными психологическими направлениями и школами1. Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, наиболее распространенным является следующее разделение областей применения психотерапии и психологического консультирования: врач-психотерапевт лечит больных, а психолог-консультант оказывает помощь здоровым людям. В первом случае процесс называется психотерапией, во втором — психологическим консультированием.

Отметим, что отечественная  психотерапия аналогичным образом  переживает своеобразный «юношеский кризис идентичности» (В.Н. Цапкин). Вырвавшись из-под родительской гиперопеки психиатрии, психотерапия стремится к автономии, самоутверждению и самоопределению так же, как консультирование стремится к отделению от психотерапии.

В то же время  психологическое консультирование и психотерапию можно рассматривать как два полюса психологической помощи. Полюс психологического консультирования связан в основном с ситуационными проблемами, возникающими у клинически здоровых индивидов и решаемыми на уровне сознания, с интервьюированием, которое проводится только со «здоровыми» людьми и направлено на принятие решений. Полюс психотерапии устремлен к более глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Между указанными полюсами находится деятельность, которую можно отнести и к психологическому консультированию, и к психотерапии.

Еще сложнее  найти различия между консультированием и личностно-ориентированной (немедицинской) психотерапией. Например, по мнению Л. Брэммера и Э. Шострома, отношения между медицинским и психологическим знанием о человеке можно представить в виде континуума. В каждом реальном случае работы с конкретным клиентом можно находиться только в одной точке этого континуума. Если посмотреть на рис. 2, отражающий соотношение между психиатрией, психотерапией и психологическим консультированием, то можно увидеть области, общие для этих направлений психологической помощи.

Рис. 2. Взаимосвязь между  медицинским и психологическим  подходами к психологической  помощи

Как и психотерапия, консультирование основывается на «плановом применении методик, разработанных на базе общепринятых психологических принципов» (Дж. Мелтцофф, М. Корнрейч, 1970). Находясь в области, принадлежащей и психотерапии, и психологическому консультированию, консультант выступает как психотерапевт, а психотерапевт может заниматься консультированием.

Таким образом, определяя различия между психотерапией и психологическим консультированием, мы отдаем себе отчет, что это достаточно условное разделение, так как нередко между ними невозможно провести четкую границу. Это разделение в ряде исследований связано, скорее, с идеологическими предпочтениями, нежели с сущностью процессов, проходящих и в консультировании, и в психотерапии. Те же Л. Брэммер и Э. Шостром предлага-

ют выделение  в психологии отдельной области, посвященной психотерапии и консультированию. На рис. 3 отражены взаимоотношения между терапевтической психологией как теоретической дисциплиной и смежными с ней областями психологической помощи. Кроме того, Л. Брэмер и Э. Шостром считают, что консультирование и психотерапия также представляют собой два полюса континуума, но не между медициной и психологией, а внутри терапевтической психологии. Поэтому иногда в тексте используется термин «психотерапия», например, когда существует устоявшееся выражение (РЭТ — рационально-эмоциональная терапия, гештальт-тератшя), или когда понятия консультирование и психотерапия можно использовать в качестве синонимов (рис. 3).

  1. Цели и задачи консультативной психологии

Вопрос определения  целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

  1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
  4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
  5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

R. May (1967) указывает, что  при работе с детьми консультант  должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.

Несмотря на некоторую  общность целей психологического консультирования, основные психологические школы  все-аки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).

Таблица 1. Современные представления о целях консультирования

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление 

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное  материал; помочь клиенту воспроизвести  ранний опыт и проанализировать вытесненные  конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление 

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально  значимые цели и скорректировать  ошибочную мотивацию посредством  обретения чувства равенства  с другими людьми

Терапия поведения 

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению 

Рационально-эмоциональная  терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента  терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный  климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания  факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия 

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности  за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Информация о работе История консультативной психологии