Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:04, контрольная работа
Издревле люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведение человека: некая «Тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или Боги, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе. Античная психология.
2. Развитие психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения.
3. Развитие психологической мысли в 17веке и в эпоху Просвещения.
4. Направления психологии периода её становления и развития как самостоятельной науки. Учение Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера. Начало построения психологии как самостоятельной науки (Ф. Вундт, Ф. Брентано, Г. Эббингауз). Роль А. Бине и В.Штерна в развитии психологии.
5. Направления в психологии 20века.
Возрождение
новых гуманистических взглядов
на индивидуальную психическую жизнь
достигло высокого уровня и в других
странах, где подрывались устои
прежних социально-
Но у большинства учёных появилась потребность обратиться к самой природе, к реальному миру, к опытному изучению. Это требование распространялось и на область психического. Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи гуманизма пытались выяснить реальные телесные основания различных проявлений души.
Просвещение
– это идейное и общественное
движение в Европе и Северной Америке
конца 16-17 вв. Оно связано с общими
переменами в условиях жизни под
влиянием разложения феодальных и утверждения
капиталистических
В атмосфере
общего научного и культурного подъёма
стран Европы, ставших на путь капиталистического
развития, освобождения науки от схоластических
пут церковной догматики
Наука по Бэкону, должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. С этой точки зрения он критиковал схоластику, её дедуктивный метод, которому противопоставлял обращение к опыту и обработку его индукцией, подчёркивая значение эксперимента. Разрабатывая правила применения предложенного им индуктивного метода, Бэкон составлял таблицы присутствия, отсутствия и степеней различных свойств у отдельных предметов того или иного класса. Собранная при этом масса фактов должна была составить третью часть его труда «Естественную и экспериментальную историю». Акцентировании значения метода позволило Бэкону выдвинуть важный для педагогики принцип, согласно которому цель образования- не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения. Материю Бэкон рассматривал объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у Бэкона не стало ещё механическим, как у Декарта и Гоббса.
Учение
Бэкона оказало огромное влияние
на последующее развитие науки и
философии, способствовало становлению
материализма Гоббса, сенсуализма Дж.
Локка и его последователей. Призыв Бэкона
к экспериментальному изучению природы
явился стимулом для естествознания 17в.
и сыграл важную роль в создании научных
организаций. Классификация наук Бэкона
была принята французскими просветителями-
Новый набросок
психологической теории, ориентированной
на объяснение принципов Галилея
и новой механики Ньютона, принадлежал
французскому естествоиспытателю Рене
Декарту (1596- 1650гг.). Он представил теоретическую
модель организма как механически
работающего автомата. При таком
понимании живое тело, которое
ранее рассматривалось как
Позднее Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение лёгкие воздухообразные частицы, «животные духи», заносимые в мозг по «трубкам», из которых складывается периферическая нервная система, оттуда «животные духи» отражаются к мышцам. Сема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения. Важнейшее сочинение Декарта называется «Страсти души». Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, побуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются,- одна из желез внутренней секреции- «шишковидная» (эпифиз). Освободив тело от души, Декарт «освободил» и душу от тела; тело может только двигаться, душа- только мыслить; принцип работы тела- рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души- рефлексия (т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).
Декарт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела, разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. Результатом его рассуждений стала концепция двух психологий- объяснительной (сопряжённой с функциями организма) и описательной (тело мы объясняем, а душу- понимаем).
Попытки опровергнуть дуализм Декарта предпринял целый ряд великих мыслителей 17 века. Одним из них был голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек- целостное телесно-духовное существо. Он утверждал, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. При этом радость увеличивает способность тела к действию, а печаль её уменьшает.
Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница (1646- 1716), открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее представление о единстве телесного и психического. Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей- монад. Каждая их них «психична», т.е. не материальна как атом, но наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. Итак, Лейбниц ввёл в оборот понятие бессознательной психики. По его мнению зависимость психики от телесных воздействий- это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония, они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.
Другое направление в критике дуализма Декарта связано с философией английского мыслителя Томаса Гоббса (1588- 1679). Он чисто отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подчиняются этим глобальным законам. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления , образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила название ассоциации.
Как и Гообс, Джон Локк (1632-1704) исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя их этого, он доказывал, что психика ребёнка формируется только в процессе его жизни. Выступая против Декарта, который обосновывал свою теорию познания наличием у человека врождённых идей, Локк доказывал ошибочность этого положения. Если бы идеи были врождёнными, писал Локк, они были бы известны и взрослому, и ребёнку, и нормальному человеку, и глупцу. Однако в этом случае не составляло большого труда сформировать у ребёнка знание математики, языка, моральных норм. Но все воспитатели знают, что научить ребёнка писать и считать очень сложно, при чём разные дети усваивают материал с разной скоростью. Точно так же никто не будет сравнивать рассудок нормального человека и идиота и обучать последнего философии или логике. Более того, писал Локк, мы знаем, что у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о Боге. Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной их основных врождённых идей.
Доказав таким образом, что нет врождённых идей, Локк далее утверждал, что психика ребёнка является «чистой доской», на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребёнка сознательного взрослого человека.
Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию. В самом опыте Локк выделил два источника: ощущения и рефлексию. Наряду с идеями, которые доставляют органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как «внутренним восприятием деятельности нашего ума». И те, и другие предстают перед судом сознания. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в собственном уме». Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.
Итак, в
эпоху Просвещения возникли два
направления в разработке проблем
психологического познания: трактовка
психики как функции
В начале 19 века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратило его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах 19
века. Оно было связано с созданием
специальных научно-
Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, всё более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории, и прежде всего недостаточность её основания - субъективно-идеалистического представления о психике. В начале 10-х годов психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-г годов. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. Основным содержанием периода кризиса было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Бихевиоризм - это такое направление в психологии, согласно которому предметом психологии является поведение, а не сознание. Психоанализ - комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного ( особых психических целей, лежащих за пределами сознания, но управляющими поведением человека). Психоанализ так же является одним из методов психотерапии - системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Первичными данными гештальтпсихологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. С тоски зрения Французской социологической школы общество - это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой. Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества. Функция культуры (и религии) через коллективные представления объединять общество. Направление в немецкой психологии - понимающая психология, в которой был разработан особый метод анализа- психического содержания путём интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены ещё в 17 веке Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении 18-19 веков.
Перечисленные направления представляют
собой разные варианты общепсихологической
теории, пришедшей на смену традиционной.
Споры между ними свидетельствуют
о разногласиях по ряду принципиальных
вопросов. Однако, несмотря на эти различия,
рассматриваемые направления
В начале 19-го века развитие психологических знаний стимулировалось открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась «анатомическим началом». Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии.
Впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза (исторического формирования группы организмов) Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882). Он обосновал учение о происхождении видов путём естественного отбора. Наследственность, изменчивость, отбор – таковы факторы эволюции.
В основе естественного отбора лежит вымирание неприспособленных и выживание приспособленных. Этим объясняется относительная целесообразность организмов, их приспособленность к условиям внешней среды, непрерывное совершенствование в процессе отбора.
До Дарвина единственными
Публикация главного труда Дарвина
«Происхождение видов путём естественного
отбора» открыла новую эпоху
в развитии современной биологии.
И поскольку психика имеет
биологические корни и
Согласно учению Дарвина среда оказывалась силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность (поскольку от организма требовалось приспособиться к ней). Рассматривая телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Дарвин выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности.
Столь же важное научное значение
имела книга Дарвина «