Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:03, курсовая работа
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах.
Введение
1. История отечественной социальной психологии
2. Первый период (60-е годы XIX - начало XX вв.)
3. Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов XX века)
4. Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX века)
5. Четвертый период (вторая половина 50-х - первая половина 70-х годов XX века)
Список использованной литературы
Основным источником и
сферой применения социальной психологии
в этот период были педагогические
исследования и педагогическая практика.
Центральной темой этого
1) первичный коллектив:
члены его находятся в
2) вторичный коллектив
- более широкое объединение. В
нем цели, взаимоотношения вытекают
из более глубокого
Главными проблемами в изучении личности выступили взаимоотношения личности в коллективе, определение перспективных линий в ее развитии, становление характера. В связи с этим целью воспитания человека является формирование проектируемых качеств личности, линий ее развития. Для полноценного исследования личности необходимо изучать; самочувствие человека в коллективе; характер коллективных связей и реакций: дисциплинированность, готовность к действию и торможению; способность такта и ориентировки; принципиальность; эмоциональное и перспективное устремление. Существенное значение имеет изучение мотивационном сферы личности. Главное в этой сфере - потребности. Нравственно оправданная потребность, по мнению А.С. Макаренко, это потребность коллектива, то есть человека, связанного с коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом. Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей; это проявление интереса не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, созидателя общих благ, - утверждал А.С. Макаренко.
В исследовании личности А.С.
Макаренко требовал преодоления
созерцательности, применения активных
методов воспитания. Макаренко составил
схему изучения личности, отразившуюся
в работе "Методика организации
воспитательного процесса". Стержневая
идея социально-психологической
5. Четвертый период (вторая половина 50-х - первая половина 70-х годов XX века)
В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в нашей стране. "Потепление" общей атмосферы, ослабление администрирования в науке, снижение идеологического контроля, известная демократизация во всех сферах жизни обусловили возрождение творческой активности ученых. Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, ее активной жизненной позиции. Изменилась ситуация в общественных науках. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Важным обстоятельством были изменения в психологической науке. Психология в 50-х годах отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. В обшей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. С известным основанием этот период можно назвать восстановительным. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований, характеристика места этой науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институционализация науки; подготовка специалистов.
В известном смысле завершающей восстановительный период работой является книга "Методологические проблемы социальной психологии" (1975). Она выступила как итог "коллективного думания" социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действующем в Институте психологии семинаре по социальной психологии. В книге отражены основные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, общение, общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большие социальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представлена авторами, входившими в число ведущих социальных психологов страны того периода.
Заключительный этап в
истории отечественной
В 70-х годах завершилось
организационное становление
Список использованной литературы
1. Г.М. Андреева "Социальная психология". Учебник для высших учебных заведений. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000.
2. Д. Майерс "Социальная психология". Перев. с англ. - СПБ ПИТЕР, 2007.
3. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. "Психология". Словарь. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 2003.
4. http://yurpsy. fatal.ru/biblio/socpsy/
Информация о работе История отечественной социальной психологии