История отечественной социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах.

Содержание

Введение
1. История отечественной социальной психологии
2. Первый период (60-е годы XIX - начало XX вв.)
3. Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов XX века)
4. Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX века)
5. Четвертый период (вторая половина 50-х - первая половина 70-х годов XX века)
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 34.84 Кб (Скачать файл)

Основным источником и  сферой применения социальной психологии в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральной темой этого периода  являлась психология коллектива. Определяющими  облик социальной психологии были взгляды  А.С. Макаренко. В историю социальной психологии он вошел прежде всего как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, 1956).А.С. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое было отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив, согласно А.С. Макаренко, - это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества; совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. Макаренко дал новую классификацию коллективов. Он выделил два вида:

1) первичный коллектив:  члены его находятся в постоянном  дружеском, бытовом и идеологическом  объединении (отряд, школьный  класс, семья);

2) вторичный коллектив  - более широкое объединение. В  нем цели, взаимоотношения вытекают  из более глубокого социального  синтеза, из задач народного  хозяйства, из социалистических  принципов жизни (школа, предприятие). Сами цели различаются по времени  их осуществления. Были выделены  ближние, средние и дальние  цели. Макаренко принадлежит разработка  вопроса о стадиях развития  коллектива. В своем развитии  коллектив, по мнению А.С. Макаренко,  проходит путь от диктаторского  требования организатора до свободного  требования каждой личности о  г себя на фоне требований  коллектива. Психология личности  занимает центральное место в  коллективной психологии Макаренко.  Критикуй функционализм, разложивший  личность на обезличенные функции,  отрицательно оценивая биогенетическую  и социогенегическую концепции личности, господствовавшие тогда, индивидуалистическую направленность обшей психологии, А.С. Макаренко ставил вопрос о необходимости целостного изучения личности. Главная теоретическая и практическая задача - это изучение личности, в коллективе.

Главными проблемами в  изучении личности выступили взаимоотношения  личности в коллективе, определение  перспективных линий в ее развитии, становление характера. В связи  с этим целью воспитания человека является формирование проектируемых  качеств личности, линий ее развития. Для полноценного исследования личности необходимо изучать; самочувствие человека в коллективе; характер коллективных связей и реакций: дисциплинированность, готовность к действию и торможению; способность такта и ориентировки; принципиальность; эмоциональное и перспективное устремление. Существенное значение имеет изучение мотивационном сферы личности. Главное в этой сфере - потребности. Нравственно оправданная потребность, по мнению А.С. Макаренко, это потребность коллектива, то есть человека, связанного с коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом. Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей; это проявление интереса не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, созидателя общих благ, - утверждал А.С. Макаренко.

В исследовании личности А.С. Макаренко требовал преодоления  созерцательности, применения активных методов воспитания. Макаренко составил схему изучения личности, отразившуюся в работе "Методика организации  воспитательного процесса". Стержневая идея социально-психологической концепции  А.С. Макаренко - единство коллектива и  личности. Это определило основание  его практического требования: воспитание личности в коллективе посредством  коллектива, для коллектива.Взгляды А, С. Макаренко развивались многими исследователями и практиками, освещались в многочисленных публикациях. Из психологических работ наиболее последовательно учение о коллективе А.С. Макаренко представлено в работах А.Л. Шнирмана.Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х годах сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной психологии. В конце 50-х годов начался завершающий её этап.

 

5. Четвертый период (вторая  половина 50-х - первая половина 70-х  годов XX века)

В этот период сложилась  особая социальная и интеллектуальная ситуация в нашей стране. "Потепление" общей атмосферы, ослабление администрирования  в науке, снижение идеологического  контроля, известная демократизация во всех сферах жизни обусловили возрождение  творческой активности ученых. Для  социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне  развитой личности, ее активной жизненной  позиции. Изменилась ситуация в общественных науках. Интенсивно стали проводиться  конкретные социологические исследования. Важным обстоятельством были изменения  в психологической науке. Психология в 50-х годах отстояла свое право  на самостоятельное существование  в острых дискуссиях с физиологами. В обшей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. С известным основанием этот период можно назвать восстановительным. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований, характеристика места этой науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институционализация науки; подготовка специалистов.

В известном смысле завершающей  восстановительный период работой  является книга "Методологические проблемы социальной психологии" (1975). Она  выступила как итог "коллективного думания" социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действующем в Институте психологии семинаре по социальной психологии. В книге отражены основные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, общение, общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большие социальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представлена авторами, входившими в число ведущих социальных психологов страны того периода.

Заключительный этап в  истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой  основных ее проблем, В области методологии  социальной психологии плодотворными  были концепции Г.М. Андреевой (1980), Б.Д. Парыгина (1971), Е.В. Шороховой (1975). В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К.К. Платонов (1975), А.В. Петровский (1982), Л.И. Уманский (1980). Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович (1968), К. .К. Платонова (! 965), В.А. Ядова (1975). Исследованию проблем деятельности посвящены труды Л.П. Буевой (1978), Е.С. Кузьмина (1967). Исследованием социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев (1965), Л.П. Буева (1978), А.А. Леонтьев (1975), Б.Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).

В 70-х годах завершилось  организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация  ее как самостоятельной науки. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. - первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. - аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в Институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологи обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.

 

 
Список использованной литературы  

 

1.    Г.М. Андреева "Социальная психология". Учебник для высших учебных заведений. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000.

2.    Д. Майерс "Социальная психология". Перев. с англ. - СПБ ПИТЕР, 2007.

3.    А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. "Психология". Словарь. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 2003.

4.    http://yurpsy. fatal.ru/biblio/socpsy/


Информация о работе История отечественной социальной психологии