История психолингвистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:43, реферат

Краткое описание

Психолингви́стика раздел психологии и языкознания, изучающий взаимоотношения языка, мышления и сознания — речевого поведения, самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950-х гг.
Теория языковых значений, связь языка и мышления являются важнейшим аспектом лингвистических знаний. В рамках психологии мышление как высшая форма психической деятельности изучается на протяжении многих веков. При этом всякий раз, когда говорят о природе языка, обязательно вовлекают в сферу рассуждений и феномен языка. Поэтому, в языкознании проблематика соотнесения языка и мышления составляет наряду с происхождением языка вечную проблему.

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация по языкознанию2.pptx

— 113.33 Кб (Скачать файл)

Презентация по языкознанию 
                На тему Психолингвистика 
 

 

Работу выполнила : Колганова Мария

                                                                                                    Группа:11а 8к

 

Психолингвистика 

 

    •  

 

Психолингви́стика раздел психологии и языкознания, изучающий взаимоотношения языка, мышления и сознания — речевого поведения, самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950-х гг.

Теория языковых значений, связь  языка и мышления являются важнейшим  аспектом лингвистических знаний. В  рамках психологии мышление как высшая форма психической деятельности изучается на протяжении многих веков. При этом всякий раз, когда говорят  о природе языка, обязательно  вовлекают в сферу рассуждений  и феномен языка. Поэтому, в языкознании  проблематика соотнесения языка  и мышления составляет наряду с происхождением языка вечную проблему.

 

История психолингвистики 

 

У психолингвистики три основных теоретических  источника. Первый — психологическое  направление в языкознании. Языковеды  прошлых веков писали о том, что  язык — это деятельность духа и  отражает культуру народа. При этом они отмечали, что язык содержит в себе не только физический, но и  психический компонент и тем  самым принадлежит индивидууму. Являясь условием общения и регулируя  деятельность человека, язык ограничивает познание мира и делает невозможным  полное понимание другого человека.

 

Второй источник психолингвистики — работы американских дескриптивистов, которые полагали, что владение языком основано на способности производить правильные предложения.

 

Третьим источником психолингвистики являются работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах  Л. С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация). В концепции Л. В. Щербы постулируется наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и языковой деятельности (как говорения и понимания речи). Отечественная психолингвистика сформировалась прежде всего как теория речевой деятельности.

 

История психолингвистики 

 

Многообразие функций языка  в обществе и тесный характер его  связи с мышлением и с психической  деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания  с соответствующими социальными  и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания с  психологией, что уже в XIX веке вызвало  внедрение психологических методов  и идей в языкознание. Так появилось  психологическое направление в  науке о языке. В 50-х годах XX века образовалась новая пограничная  с языкознанием наука -психолингвистика.

 

Она возникла в связи с необходимостью дать теоретическое  осмысление ряду практических задач, для решения  которых чисто лингвистический  подход, связанный прежде всего с  анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным. Например, в  обучении родному, а особенно – иностранному языку; в сфере речевого воспитания дошкольников  и логопедии; в проблемах  речевого воздействия (особенно - в  пропаганде и деятельности средств  массовой информации); в судебной психологии и криминалистике. Кроме того, необходима психолингвистика, например, для распознания  людей по особенностям  их речи, для  решения проблем  машинного перевода, речевого ввода информации в компьютер  и, соответственно,  эта наука  тесно соприкасается с информатикой.

 

Именно  эти прикладные задачи послужили  непосредственным толчком к возникновению  психолингвистики и к выделению  ее в самостоятельную научную  область.

 

Разделы психолингвистики 

 

Психолингвистика занимается описанием  речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, изучением функций речевой  деятельности в обществе, исследованием  связи между речевыми сообщениями  и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация их слушающим), анализом языкового развития в связи  с развитием личности.

 

Объект психолингвистики

 

Объект психолингвистики в различных ее школах и направлениях определяется по-разному. Но   практически  во всех определениях представлены такие  характеристики, как процессуальность, субъект, объект и адресат  речи, цель, мотив или потребность, содержание речевого общения, языковые средства.

 

Остановимся на определении  объекта психолингвистики,  приведенном  А.А. Леонтьевым:

 

«Объектом психолингвистики... всегда является совокупность речевых  событий или речевых ситуаций » [Леонтьев, 1999, 16].

 

Этот объект психолингвистики совпадает с объектом лингвистики  и других родственных «речеведческих»  наук.

 

 

Предмет психолингвистики 

 

Понимание предмета психолингвистики претерпело эволюцию: от трактовки  его только как отношения говорящего и слушающего к структуре сообщения,  до соотнесения его с трехчленной  теорией речевой деятельности (языковая способность – речевая деятельность – язык).

 

С течением времени в науке изменялись как понимание речевой деятельности, так и трактовка самого языка, что породило массу разнообразных  определений предмета психолингвистики.

 

«Примирить» различные точки зрения способно, на наш взгляд, наиболее современное  определение,  данное А.А. Леонтьевым:

 

«Предметом психолингвистики  является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как  главной «образующей» образа мира человека, с другой» [Леонтьев, 1999, 19].

 

Методы  психолингистики 

 

Свои  методы психолингвистика прежде всего унаследовала из психологии. В первую очередь это экспериментальные  методы. Кроме того, в психолингвистике часто используется метод наблюдения и самонаблюдения. Из общего языкознания  в психолингвистику «пришел» метод  лингвистического эксперимента.

Эксперимент, традиционно считающийся  самым объективным исследовательским  методом, в психолингвистике имеет  свою специфику. В психолингвистике доля прямых экспериментальных методик (когда регистрируемые изменения  непосредственно отображают исследуемый  феномен),  невелика. Зато распространены так называемые косвенные методики, где выводы делаются опосредованно, что снижает эффективность эксперимента.

Из «прямых» методик наиболее часто  применяется методика «семантического  шкалирования», при которой испытуемый должен разместить определенный объект на градуированной шкале, руководствуясь собственными представлениями.

Кроме того, в психолингвистики широко применяются разнообразные ассоциативные  методики.

При использовании как прямых, так  и косвенных методик возникает  проблема интерпретации результата. Наиболее достоверные результаты дает применение сочетания или «батареи»  методик, направленных на изучение одного и того же явления. Так, например, Л.В. Сахарный рекомендует «...использовать разные экспериментальные методики и затем сопоставлять полученные данные» [Сахарный, 1989, 89].

 

Психолингвистика  в языкознании 

 

Языкознание (лингвистика) традиционно понимается как наука о языке как средстве общения. При этом ее предмет, как  правило, четко не определяется. Очевидно, что объектом лингвистики является речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Но лингвист выделяет в ней то общее, что есть в организации  всякой речи любого человека в любой  ситуации, те средства, без которых  вообще невозможно охарактеризовать внутреннее строение речевого потока. Предметом  лингвистики является система языковых средств, используемых в речевом  общении (коммуникации).

 

Как уже  было сказано выше, по своему предмету психолингвистика чрезвычайно близка к лингвистике (языкознанию).

 

Главные тенденции в развитии современного языкознания вполне сопоставимы  с тенденциями развития психолингвистики и сводятся к следующим. 

Во-первых, изменилось само понимание языка. Если раньше в центре интересов лингвиста  стояли сами языковые средства (фонетические, грамматические, лексические), то теперь ясно осознано, что все эти языковые средства суть только формальные операторы, с помощью которых человек  осуществляет процесс общения. Но само это понятие значения выходит  за пределы общения - это и основная когнитивная (познавательная) единица, формирующая образ мира человека и в этом качестве входящая в состав разного родакогнитивных схем, эталонных образов типовых когнитивных ситуацийи т.д. Таким образом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в основное, ключевое ее понятие.

 

Заключение 

 

Наукой с четко очерченными  границами психолингвистика не стала  и к настоящему времени, так что  дать исчерпывающий ответ на вопрос,  какие аспекты языка и речи эта наука изучает и какими методами с этой целью пользуется, едва ли возможно.

 

Для подтверждения этого достаточно открыть любой учебник по психолингвистике. В отличие от учебника по лингвистике, где обязательно будет говориться о фонетике, лексике, грамматике и  т.п., или учебника по психологии, где  непременно будут освещаться проблемы восприятия, памяти и эмоций, содержание учебного пособия по психолингвистике в решающей степени определяется тем, в какой научной и культурной традиции написан данный учебник.

 

С позиций европейской (в том  числе отечественной) гуманитарной традиции можно охарактеризовать сферу  интересов психолингвистики, описав сначала подход, который чужд изучению психики. Это понимание языка  как «системы чистых отношений», где  язык в исследовательских целях  отчуждается от психики носителя.

 

Психолингвистика же изначально ориентирована  на изучение реальных процессов говорения  и понимания, на «человека в языке» (выражение французского лингвиста  Э.Бенвениста).

 

В последние три десятилетия, особенно в последние 10-15 лет, в "традиционной" лингвистической среде заметно  растет интерес к психолингвистической проблематике. Не случайно с 1985 года в  официальной номенклатуре лингвистических  специальностей, утвержденной Высшей аттестационной комиссией, есть специальность, определенная как "общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика". Психолингвистика становится наукой все  более популярной среди исследователей. 

 

Многие лингвисты, исчерпав возможности  традиционных подходов к изучению языка, именно в психолингвистике ищут ответы на волнующие их вопросы.

 

Сейчас многие исследователи (например, А.А. Залевская) пишут о необходимости комплексного подхода к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека. При его изучении исследователь демонстрирует очевидные преимущества выхода за рамки лингвистики и использования достижений смежных наук, в частности – психолингвистики.

 

Глобализация мировых культурных процессов, массовые миграции и расширение ареалов регулярного взаимопроникновения  разных языков и культур (мультикультурализм), появление мировых компьютерных сетей – эти факторы придали особый вес исследованиям процессов и механизмов овладения чужим языком.

 

Все перечисленные моменты существенно  расширили представления об областях знания, исследовательские интересы которых пересекаются с психолингвистикой.  Данная наука активно развивается  и является весьма перспективной.

 

Список  литературы 

 

 Леонтьев  А.А. Основы психолингвистики. М.: "Смысл", 1999.

 

      Леонтьев А.А. Психолингвистика  и проблема функциональных единиц  речи // Вопросы теории языка в  современной зарубежной лингвистике.  М., 1961.

 

      Леонтьев А.А. Психолингвистика.  Л., 1967.

 

      Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая  деятельность. М., 1969.

 

     Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. - Л.: Изд-во Ленингр.  ун-та., 1989.

 

 


Информация о работе История психолингвистики