Оглавление
Введение 3
Предмет и
методы истории психологии 4
Эволюция
психологического знания 6
Взаимосвязь
психологии с другими науками 7
Заключение 9
Список литературы 10
Введение
История психологии - одна из
немногих комплексных дисциплин, синтезирующих
знания по отдельным областям и проблемам
психологии. С одной стороны, ее содержание
основано на тех знаниях, которые
получены из других курсов - общей, возрастной,
социальной психологии и т.д. С другой
стороны, история психологии позволяет
привести эти знания в систему, понять
логику становления психологии, причины
изменения ее предмета, ведущей проблематики.
На сегодняшний день психология
- огромный мир знаний, включающий более
сотни отраслей. Она "и очень
старая, и совсем молодая наука, имеет
за собой тысячелетнее прошлое, и тем не
менее она вся еще в будущем" (С.Л. Рубинштейн).
Как и история философии,
история психологии учит не только
фактам, но и мышлению, умению понять
и адекватно оценить отдельные
психологические явления и концепции.
Анализ различных подходов к психике
поможет выработать неидеализированный,
недогматичный взгляд на разные теории,
научит мыслить объективно и непредвзято,
находить реальные достоинства и
недостатки как абсолютизированных
теорий, так и новых, модных в настоящее
время.
Истории психологии в этой
системе психологического знания принадлежит
особая роль: она отвечает на вопрос,
как развивалась эта система?
Данное обстоятельство позволяет определить
место истории психологии. Во-первых,
это - введение в психологию - психологическая
пропедевтика; во-вторых, это - теоретико-методологическая
основа деятельности психолога любого
уровня. Ибо, не определившись в мировоззренческих
установках и характерной для
нее системе познавательных и
регулирующих средств, невозможно построение
психологического познания и практики
в научных рамках1.
Предмет и методы истории психологии
В отличие от
предмета психологии в истории психологии
изучается не сама психическая реальность,
но представления о ней, какими они
были на разных этапах развития науки.
Психология изучает факты, механизмы
и закономерности психической жизни.
История психологии описывает и
объясняет, как эти факты и
законы открывались. История психологии
изучает деятельность людей, занятых
познанием психического мира.
Предметом истории
психологии являются закономерности формирования
и развития взглядов на психику на
основе анализа различных подходов
к пониманию ее природы, функций
и генезиса. История психологии выступает
как история научно-психологической
мысли.
Задачи: 1. Изучение
закономерностей смены строя (стиля)
мышления. 2. Раскрыть взаимосвязи психологии
с другими науками. Огромное влияние
на психологию оказывает развитие естествознания
и медицины. В работах многих психологов
отчетливо просматриваются связи
с этнографией, социологией, теорией
культуры, математикой, логикой, биологией,
философией. М.Планк: «Наука едина». 3. Изучение
социокультурного влияния, идеологии
на научную мысль. Изучение взаимоотношений
между общественными запросами
и научным творчеством. 4. Изучение
творческой личности ученого, его переживаний,
споров, интеллектуальных радостей и
поражений.
Методы, используемые
в историко-психологических исследованиях,
отличаются от методов общей психологии.
Здесь нельзя воспользоваться практически
ни одним из основных методов психологии
– ни наблюдением, ни тестированием,
ни экспериментом.
Поэтому ученые
разрабатывают собственные методы
исследования или заимствуют их из
смежных дисциплин – науковедения,
истории, социологии.
Историко-генетический
метод, согласно которому изучение идей
прошлого невозможно без учета общей
логики развития науки в определенный
исторический период.
Историко-функциональный
метод, благодаря которому анализируется
преемственность высказываемых
идей.
Биографический
метод позволяет выявить возможные
причины и условия формирования
научных взглядов ученого.
Метод систематизации
психологических высказываний.
Методы категориального
анализа, введенные историком науки
М.Блоком, разрабатываемые М.Г.Ярошевским.
Он предполагает учет социально-исторических
условий, определивших появление и
развитие данной научной школы.
Источниками для
истории психологии служат труды
ученых, архивные материалы, воспоминания
об их жизни и деятельности, а
также анализ историко-социологических
материалов и даже художественной литературы,
помогающей воссоздать дух определенного
времени2.
Эволюция психологического знания
В истории психологии
известны парадигмы, выступившие в
различных формах детерминизма (стихийного,
атомистического, механистического, биологического
и т.д.), эмпиризма, ассоцианизма, эволюционизма,
функционализма, гуманизма и т.д.
Эти и другие парадигмы родились
из решения, учеными, мыслителями, исследователями,
поистине вечных диад - противоспоставлений:
"сознание - материя", "тело - душа",
"мозг - душа", "внешнее - внутреннее",
"биологическое - социальное", "сознательное
- подсознательное", "сознательное
- бессознательное", "деятельность
- сознание", "действие - слово",
"значение - смысл" и т.д.
Попытки решения
этих диад породили в истории психологии
ее ведущие - поистине "вечные проблемы",
решаемые всеми поколениями мыслителей
и ученых: психофизическую, психобиологическую,
психофизиологическую, психосоциальную,
психосоматическую, психогенетическую,
психохимическую и т.д.
В связи с
разнообразием форм представления
психологии в системе научного знания
в различные эпохи (от наскальных
рисунков до многотомных трудов и
наработок на ЭВМ) совокупности методов
историко-психологических исследований
присущ междисциплинарный характер.
Методы истории психологии выражены
предметным, сравнительным и критическим
анализом, теоретической реконструкцией,
сопоставлением, усложнением и наращиванием
психологических знаний, составлением
структурно-логических и динамических
схем и моделей, привязкой процесса
эволюции психологического знания к
хронологии, персоналиям и конкретным
событиям, ретроспективным воспроизведением
научных концепций и идей различных
времен и народов3.
Взаимосвязь психологии с другими науками
Психология
не может развиваться, не опираясь на знания
и опыт, накопленные другими науками. Ее
взаимосвязи с ними прочны и закономерны.
С одной стороны,
философия, социология и другие общественные
науки предоставляют психологии возможность
методологически точно и теоретически
правильно подходить к пониманию психики
и сознания человека, их происхождения
и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические
науки показывают психологии, как
осуществлялось развитие психики и
сознания людей на различных этапах
становления общества и человеческих
отношений.
Физиология
и антропология позволяют психологии
более точно понять строение и
функции нервной системы, их роль
и значение в формировании механизмов
функционирования психики.
Науки о трудовой
деятельности ориентируют психологию
в направлениях правильного осмысления
функционирования психики и сознания
в условиях труда и отдыха, их требований
к индивидуально и социально-психологическим
качествам людей.
Медицинские науки
помогают психологии понять патологию
психического развития людей и находить
пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические
науки предоставляют психологии
информацию об основных направлениях
обучения и воспитания людей, позволяющую
ей вырабатывать рекомендации по психологическому
обеспечению этих процессов.
Психология, таким
образом, впитывает в себя из других
наук изученные и осмысленные ими представления
о генезисе и особенностях проявления
психического в зависимости и под влиянием
тех конкретных реальностей и феноменов,
которые они изучают. Это позволяет ей
по-новому оценивать свои собственные
знания, а затем и совершенствовать их
в интересах развития всего общества.
С другой стороны,
психология, изучая условия и специфику
протекания психических явлений
и процессов, позволяет естественным
и общественным наукам более правильно
интерпретировать законы отражения объективной
действительности, конкретизировать причинную
обусловленность социальных и иных явлений
и процессов.
Исследуя закономерности
формирования личности в своеобразных
общественно-исторических обстоятельствах,
психология оказывает определенную
помощь и историческим наукам.
Медицинские науки
в настоящее время также не
могут обойтись без результатов
психологических исследований, поскольку
многие болезни, как показывают самые
новейшие данные, имеют психологическое
происхождение.
Психология
дает рекомендации руководителям и
организаторам экономического производства,
какими психологическими средствами и
методами можно повысить эффективность
трудовой деятельности людей, снизить
конфликтность в ходе нее и
т. д.
Особое значение
имеет психология для педагогики,
так как знание закономерностей
развития личности, возрастных и индивидуальных
особенностей людей служит теоретическим
обоснованием для выработки наиболее
эффективных методов обучения и воспитания.
Без накопленных
психологией знаний, таким образом,
не могут продуктивно развиваться и
другие науки, поскольку устойчивое понимание
своеобразия психики людей и закономерностей
ее проявления в различных видах деятельности
являются тем фундаментом, который позволяет
совершенствовать и их собственные представления4.
Заключение
Таким образом, полное становление
психологии как науки еще не завершено.
Многие ее разделы продолжают оставаться
на стадии понимания и описания.
Все это свидетельствует о
том, что четкие границы, разделяющие
один период развития психологии от другого,
провести трудно и что всякая одномерная
периодизация относительна и условна.
По-видимому, перспектива
дальнейшей разработки проблем периодизации
должны быть связаны с многомерным
подходом в выборе и определении
оснований и принципов для
выделения различных периодов и
построения периодизации в целом, что,
в свою очередь, предполагает формирование
полисистемной гипотетической концепции
истории психологии, разнообразие способов
ретроспективной развертки, известную
степень полноты сведений о состоянии
психологических знаний в конкретный
период их развития5.
Список литературы
- Ждан А.Н. История психологии: от Античности к современности. М., 2007.
- История психологии. 20 век / под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 2008.
- Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2009.
- Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2008.
- Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 2009
1 Марцинковская Т.Д. История
психологии: учеб. пособие для студентов
высш. учеб. заведений. М., 2008.
2 Ждан А.Н. История психологии:
от Античности к современности. М., 2007.
3 Лукреций Кар. О природе вещей.
- М., 2009
4 Ярошевский М.Г. История психологии.
- М., 2009.
5 История психологии. 20 век /
под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 2008.