История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

Содержание

Введение 3
Предмет и методы истории психологии 4
Эволюция психологического знания 6
Взаимосвязь психологии с другими науками 7
Заключение 9
Список литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа История психологии.docx

— 29.47 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Предмет и  методы истории психологии 4

Эволюция  психологического знания 6

Взаимосвязь психологии с другими науками 7

Заключение 9

Список литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих  знания по отдельным областям и проблемам  психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые  получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет  привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины  изменения ее предмета, ведущей проблематики.

На сегодняшний день психология - огромный мир знаний, включающий более  сотни отраслей. Она "и очень  старая, и совсем молодая наука, имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем" (С.Л. Рубинштейн).

Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные  психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике  поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и  недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее  время.

Истории психологии в этой системе психологического знания принадлежит  особая роль: она отвечает на вопрос, как развивалась эта система? Данное обстоятельство позволяет определить место истории психологии. Во-первых, это - введение в психологию - психологическая  пропедевтика; во-вторых, это - теоретико-методологическая основа деятельности психолога любого уровня. Ибо, не определившись в мировоззренческих  установках и характерной для  нее системе познавательных и  регулирующих средств, невозможно построение психологического познания и практики в научных рамках1.

  1. Предмет и методы истории психологии

В отличие от предмета психологии в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они  были на разных этапах развития науки. Психология изучает факты, механизмы  и закономерности психической жизни. История психологии описывает и  объясняет, как эти факты и  законы открывались. История психологии изучает деятельность людей, занятых  познанием психического мира.

Предметом истории  психологии являются закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций  и генезиса. История психологии выступает  как история научно-психологической  мысли.

Задачи: 1. Изучение закономерностей смены строя (стиля) мышления. 2. Раскрыть взаимосвязи психологии с другими науками. Огромное влияние  на психологию оказывает развитие естествознания и медицины. В работах многих психологов отчетливо просматриваются связи  с этнографией, социологией, теорией  культуры, математикой, логикой, биологией, философией. М.Планк: «Наука едина». 3. Изучение социокультурного влияния, идеологии  на научную мысль. Изучение взаимоотношений  между общественными запросами  и научным творчеством. 4. Изучение творческой личности ученого, его переживаний, споров, интеллектуальных радостей и  поражений.

Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, отличаются от методов общей психологии. Здесь нельзя воспользоваться практически  ни одним из основных методов психологии – ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом.

Поэтому ученые разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин – науковедения, истории, социологии.

Историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей  логики развития науки в определенный исторический период.

Историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется  преемственность высказываемых  идей.

Биографический  метод позволяет выявить возможные  причины и условия формирования научных взглядов ученого.

Метод систематизации психологических высказываний.

Методы категориального  анализа, введенные историком науки  М.Блоком, разрабатываемые М.Г.Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и  развитие данной научной школы.

Источниками для  истории психологии служат труды  ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а  также анализ историко-социологических  материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного  времени2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюция психологического знания

В истории психологии известны парадигмы, выступившие в  различных формах детерминизма (стихийного, атомистического, механистического, биологического и т.д.), эмпиризма, ассоцианизма, эволюционизма, функционализма, гуманизма и т.д. Эти и другие парадигмы родились из решения, учеными, мыслителями, исследователями, поистине вечных диад - противоспоставлений: "сознание - материя", "тело - душа", "мозг - душа", "внешнее - внутреннее", "биологическое - социальное", "сознательное - подсознательное", "сознательное - бессознательное", "деятельность - сознание", "действие - слово", "значение - смысл" и т.д.

Попытки решения  этих диад породили в истории психологии ее ведущие - поистине "вечные проблемы", решаемые всеми поколениями мыслителей и ученых: психофизическую, психобиологическую, психофизиологическую, психосоциальную, психосоматическую, психогенетическую, психохимическую и т.д.

В связи с  разнообразием форм представления  психологии в системе научного знания в различные эпохи (от наскальных рисунков до многотомных трудов и  наработок на ЭВМ) совокупности методов  историко-психологических исследований присущ междисциплинарный характер. Методы истории психологии выражены предметным, сравнительным и критическим  анализом, теоретической реконструкцией, сопоставлением, усложнением и наращиванием психологических знаний, составлением структурно-логических и динамических схем и моделей, привязкой процесса эволюции психологического знания к  хронологии, персоналиям и конкретным событиям, ретроспективным воспроизведением научных концепций и идей различных  времен и народов3.

  1. Взаимосвязь психологии с другими науками

Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические  науки показывают психологии, как  осуществлялось развитие психики и  сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология  и антропология позволяют психологии более точно понять строение и  функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки  помогают психологии понять патологию  психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические  науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую  ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Психология, таким  образом, впитывает в себя из других наук изученные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкретных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершенствовать их в интересах развития всего общества.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику  протекания психических явлений  и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно  интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки  в настоящее время также не могут обойтись без результатов  психологических исследований, поскольку  многие болезни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.

Психология  дает рекомендации руководителям и  организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и  методами можно повысить эффективность  трудовой деятельности людей, снизить  конфликтность в ходе нее и  т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей  развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим  обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Без накопленных  психологией знаний, таким образом, не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления4.

 

Заключение

Таким образом, полное становление  психологии как науки еще не завершено. Многие ее разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Все это свидетельствует о  том, что четкие границы, разделяющие  один период развития психологии от другого, провести трудно и что всякая одномерная периодизация относительна и условна.

По-видимому, перспектива  дальнейшей разработки проблем периодизации должны быть связаны с многомерным  подходом в выборе и определении  оснований и принципов для  выделения различных периодов и  построения периодизации в целом, что, в свою очередь, предполагает формирование полисистемной гипотетической концепции  истории психологии, разнообразие способов ретроспективной развертки, известную  степень полноты сведений о состоянии  психологических знаний в конкретный период их развития5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ждан А.Н. История психологии: от Античности к современности. М., 2007.
  2. История психологии. 20 век / под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 2008.
  3. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2009.
  4. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2008.
  5. Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 2009

1 Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2008.

2 Ждан А.Н. История психологии: от Античности к современности. М., 2007.

3 Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 2009

4 Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 2009.

5 История психологии. 20 век / под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 2008.

 


Информация о работе История психологии