Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, доклад
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.
1. садизм;
2. мазохизм;
При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности.
3. конформизм;
4. деструктивизм.
При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем.
Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало гармоничному развитию основных стремлений каждого человека.
Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы:
1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное – показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других. Для них характрерны такие черты личности как: догматизм, нетерпимость, напряженность и неуверенность, агрессивность.
2. Способ быть –
внутренняя свобода и
Фроммом были сделаны попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной формации в развитии личности человека.
37. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Представитель психоаналитического
направления – один из крупнейших
специалистов в области возрастного развития
Главную роль в формировании личности Эриксон отвел человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал З. Фрейд), но отвечает за главное – психическое здоровье личности, ее «идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям).
Развитие личности Эриксон
рассматривал с точки зрения усиления
«Я» и продвижения к
Стадии психосоциального развития.
Т. о., на каждой стадии человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. При этом, происходит либо благоприятное преодоление кризиса и, в таком случае, личность крепнет и овладевает адекватными средствами для решения новых жизненных задач, либо неблагоприятное – и тогда личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощенной нерешенными проблемами прошлого. Чем менее успешно пройдены предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с предстоящим кризисом.
Наиболее принципиальным
для становления идентичности является
подростковый период. На его протяжении
последовательно формируется
Сами стадии, по Э. Эриксону, заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия с социумом.
41. Бихевиоризм: общий очерк развития.
Бихевиоризм (от англ. – поведение) – это направление в психологии, которое возникло в США в начале 20 в., программу которого провозгласил американский психолог Джон Бродес Уотсон. Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественно – научным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», - объявил Д. Уотсон.
Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами, - сюда относятся и движения и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Уотсон предложил схему S – R, в соответствии с которой воздействие, то есть стимул (S) порождает некоторое поведение организма, то есть реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. Если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.
Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является социальный, окружающая среда. Этот подход, названный социогенетическим, получил наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т. д.). На этих нескольких рефлексах и выстраивается все содержание психической жизни. При этом из всех возможных реакций на стимул отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Значит, адаптация в этой школе является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.
Само психическое развитие отождествляется с научением, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Причем изменились и психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств, взамен прежних физиологических аппаратов, были изобретены различные типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научались находить из них выход. Изменялось воззрение на законы, правящие поведением живых существ, в том числе человека, представшего в этих опытах как «большая белая крыса», ищущая свой путь в «лабиринте жизни», где вероятность успеха не предопределена и царит Его Величество Случай.
Исходя из того, что научение зависит в основном от условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиористы отвергали идею возрастной периодизации, т. к. они считали, какова среда, таковы и закономерности развития конкретного ребенка. Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимость создания функциональной периодизации, которая бы позволила вывести этапы научения, формирования определенного навыка.
Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому количеству экспериментов, изучающих различные аспекты формирования поведения. Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы стимул – реакция, невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма, в котором появляются внутренние переменные, объясняемые по – разному различными учеными (когнитивные карты, потребности и т. д.). Эти разнообразные переменные и изменяют реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя на достижение нужного результата.
Модификация классического
бихевиоризма была связана и с
тем, что социальное поведение, которое
также стало предметом
Были выдвинуты теории о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но, наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»). Это предполагает, что поведение человека становится когнитивным, т. е. включает непременный познавательный компонент.
Однако идея о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиоризме. Поэтому ведущей научной теорией этого направления во второй половине 20 в. Стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих теорий развивающего обучения. Предположил, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно: определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. В общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, на вероятные последствия поведения управляют субъектом
Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым, делая их более вероятными. На этом выводе основана, предложенная Скиннером, идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.
Итак: бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его приложения (в отношении человека) - педагогика, психотерапия: в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных.
43. Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
Уотсон – основоположник классического бихевиоризма, его статья «Психология с точки зрения бихевиориста» положила начало этого направления.
Поведение, активность человека как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявления.
Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами.
В качестве описательной и объяснительной Уотсон предложил схему стимул – реакция, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию, и в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением.
Если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.
Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (т. е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространимы и на человеческое поведение.
Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции:
- наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки);
- внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь);
- наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые в терминах стимулов и реакций);
- внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.
В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями. Если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание.
Поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образования. Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык – это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа – элементарные движения, которые являются врожденными. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые – удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования – на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически и в силу этого имеют тенденцию закрепляться.