История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, доклад

Краткое описание

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры история психологии.doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Развивая и обосновывая  свою «теорию несвободы воли», Сеченов доказывал и возможность построения на ее основе методов воспитания нравственной личности. Он отмечал, что его задачей является объяснить поступки человека с сильной волей, действующего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом своем поступке.

Он существенно преобразовал представления о функциях органов чувств и мышечной системы, выдвинув принцип «согласования движения с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, ее пространственно – временных параметрах.

Главной же его идеей  было предположение о том, что мышечная система является и органом познания. Она производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая математическое и философское мышление. На основании этих положений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-психологическими данными.

20. А. И. Герцен  и его вклад в психологию.

Он поднимал сложные вопросы о природе психики и задачах психологии. Психики – это особая функция мозга, отличная от функций других органов. У физиологии и психологии задачи разные:  задача физиологии - изучение организма, психология же уходит совсем в другой мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в понимании психики связаны с идеями Герцена о качественном своеобразии человеческой психики в отличие от психики животных, причина которого – в историческом развитии человека. Поэтому психология, отправляясь от физиологии, должна также основываться на философии и истории.

Он материалистически  решает проблемы психологии познания, развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует индивидуалистический подход к мышлению в сенсуалистических концепциях Локка и Кондильяка. Важное место в системе его психологических взглядов занимали проблемы личности. Личность – не пассивный продукт среды. Герцен защищал идею о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека.

Особенное внимание он уделяет проблеме свободы воли. Она имела острое общественно – политическое звучание. Герцен отказывается от идеалистического догмата о «свободной воле», ни от чего не зависящей и ничем не определяемой. У человека есть «способность, состоящая из разума, страсти и воспоминания, взвешивающая условия и определяющая выбор действия». Это сознание. Его анализ ускользает от физиологии и требует исторического подхода, его обеспечивает социология, т. к. «для нее человек – это нравственное существо, т. е. существо общественное и обладающее свободой располагать своими действиями в границах своего сознания». Так Герцен, отвергая индетерминизм в трактовке человеческих действий, указал на социально – историческую обусловленность высших проявлений личности, в том числе воли.

По молодости был  романтиком, но после смерти ребенка  и жены считал, что мир – это  хаос.

22. Психологические  воззрения Н. Г. Чернышевского.

Чернышевский прагматик, считал, что  философия и литература должны нам  сказать, как жить, что делать?

Развивал антропологический  принцип в философии: культ человека и культ научности. Считал, что  важны критерии научности. Их по Чернышевскому  два:

1.обращение к принципу внешней причинности;

2.поиск общего в  том, что внешне кажется различным.

Чернышевский выстраивает систему психологических понятий. Уделяет внимание к теме «Деятельность»: психика, душа развивается в продуктивной деятельности. Занимается проблемой потребности: многие человеческие беды возникают из – за неудовлетворения потребностей; проблемой наследственности и приобретенности (характера).

Психология Чернышевского  строилась на основе принципов философского материализма в его антропологической форме. Сущность антропологического принципа составляет такой подход, в соответствии с которым «на человека надобно смотреть как на существо, имеющее только одну натуру». В то же время в человеке два рода явлений: материальные (человек ест, ходит) и нравственные (он думает, желает). Чернышевский выступает против дуализма в психологии. Антропологизм Чернышевского близок Фейербаху, но в отличие от созерцательного характера теории последнего у него вся философия подчинена задачам революционной борьбы.

Он требовал причинного подхода в психологии. Научная психология должна выйти за пределы сознания в целях познания его причин.

В понимании психики  он выступил против функционального  подхода, закреплявшего психологический  атомизм. Мышление, память, воображение  принадлежат личности и должны рассматриваться в связи с деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью. Он развивает мысли о специфике человеческих потребностей, в которых, в отличие от биологических потребностей животных, интересность органического процесса отходит на задний план. Подчеркивается мысль о производстве потребностей в жизни, в активной деятельности.

Чернышевский различал характер и темперамент. Характер определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека. Темперамент обусловлен природными факторами, но даже и он подвержен влиянию социальных условий.

Он разрабатывает также  понятие «народного характера» как совокупности умственных и нравственных качеств различных народов. Он пришел к выводу, что национальные различия стираются в условиях классовых и профессиональных разделений общества.

61. «Понимающая  психология» (описательная).

В период открытого кризиса  о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей, основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на психологии.

Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить субъективные переживания  в более осмысленные смысловые связи, которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.

По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:

1.интеллектуальную часть (его содержание);

2.побуждение и чувство (нравится – не нравится);

3.волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс.

Внутренняя сопряженность  этих моментов составляет собственную структуру сознания.

Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при удовлетворении побуждений. Т. о., находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность.

Отсюда следует, что  жизненная ценность через соотношение  с субъектом – это то, чем  мы пользуемся для достижения чувства  удовольствия и удовлетворения. Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического развития. Постижение основывается на анализе непосредственных переживаний «Я». Оно открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного.

Развитием душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

В детстве игра является необходимым проявлением жизни.

В юношеском  возрасте складываются идеалы жизни, границы которых не испытаны.

В зрелости происходит осознание действительных ценностей.

В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью.

Высказывает мысль о  том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью. Психология Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. Он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях.

Одним из центральных в его теории стало понятие переживания. Она выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками (философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.

Идеи Дильтея  о  связи отдельной личности с духовными  ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э. Шпрангером. Он считал, что ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, т. е. непосредственное постижение смысла психических явлений. Центральным в своей концепции он сделал не переживание, но духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Т. о., субъективные переживания человека рассматривались в их соотношении с надындивидуальными сферами объективного духа.

Он доказывал, что основной задачей психологии является изучение основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности.

Он выделяет шесть типов объективных ценностей:

1.теоретические (область науки, проблема истинности);

2.экономические (материальные блага, полезность);

3.эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению);

4.социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом);

5.политические (власть как ценность);

6.религиозные (смысл жизни).

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов  ценностей, но в особом направлении  и с разной силой. Руководящие, определяющие жизнь, - образуют психическую структуру личности.

На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:

1.теоретический человек (все его стремления направлены к познанию);

2.эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями);

3.экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни);

4.социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других);

5.политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию);

6.религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).

Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этого, он делал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.

26. Развитие  экспериментальной психологии в  России.

В России у истоков  экспериментальной психологии стояли врачи – психиатры. В 80 – х гг. 19 в. ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках (в Казани, а затем в Петербурге – В. М. Бехтерев; Москве – Корсаков, Токарский; В Харькове – Ковалевский; Киеве – Сикорский и др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, психиатрию. Темами экспериментально – психологических исследований были время протекания психических процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые), восприятия, двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различных условий на умственную и мышечную работоспособность и др. Официальная психология в лице университетских профессоров не хотела замечать эту работу врачей. Однако процесс внедрения эксперимента в психологию нельзя было остановить.

 Первым психологом, создавшим собственно психологическую лабораторию, был Н. Н. Ланге, который внес огромный вклад в развитие экспериментальной психологии. Его исследования в области восприятия и внимания и основанная на них теория этих процессов – закон перцепции и теория волевого внимания – привели его к выводу о том, что самонаблюдение не может уловить стадии этих процессов, не позволяет вскрыть законы изучаемых процессов. Ланге развивал как главную мысль о том, что «к изучению психологических проблем необходимо приложить тот точный эксперимент, который дал столь блестящие результаты в области естествознания. В обстановке ожесточенных споров постепенно эксперимент входил в психологическую науку в России.

Информация о работе История психологии