История психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Учение Гераклита не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и замечательный образец древнегреческой диалектики. Гераклит родился приблизительно в середине 40-х годов 6 в. до н.э. (около 544 или 540 г.), умер в 480 г. до н.э. Зрелая часть Гераклита относилась ко времени, когда на ближнем Востоке, примыкавшем к Ионическому греческому побережью, господствовали персы.

Содержание

Тема 5 - Представления Гераклита о душе как невидимом двигателе (огонь, пар). 3
Тема 35 - Дж. С. Милль и «ментальная химия». 6
Тема 55 - Концепция личности З. Фрейда. 8
Тема 75 - Ленинградская школа психологии (В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев и др.). 12
5. Список используемых источников и литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ итоговая контрольная работа, 3 курс.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

     Вторая структура  личности - «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я». Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

     Третья структура  личности - «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». «Сверх-Я» - последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Будучи морально-этической силой личности, «Сверх-Я» является следствием продолжительной зависимости от родителей.

     Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать «Сверх-Я» как индивидуальное отражение "коллективной совести" социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

     Рационализация связана со стремлением "Сверх-Я" хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ленинградская школа  психологии (В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев и др.).6  7

     Ленинградская школа психологии берет свое начало от одного из учеников Вильгельма Вундта - В. М. Бехтерева. В 1944 г. начался новый этап в развитии школы с открытием при философском факультете отделения психологии и кафедры психологии, организаторами которых были ученики В. М. Бехтерева: Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. В. Ярмоленко, Г. 3. Рогинский.

     Второе поколение учителей культивировало два основных направления - изучение сенсорно-перцептивных процессов и структуры личности, ее отношений, потребностей и способностей. 3а следующие четверть века, благодаря уже работам их учеников (Б. Ф. Ломова, А. А. Крылова, А. А. Бодалева и многих других), появляются исследования по дифференциальной психофизиологии, социальной, инженерной, медицинской психологии, что дало возможность Б. Г. Ананьеву утверждать, что ленинградская психологическая школа состоялась.

     Авторитетной теорией, сформировавшейся в этой школе, является «теория отношений» Владимира Николаевича Мясищева (1892-1973), созданная в развитие идей его учителя, сподвижника Бехтерева Александра Федоровича Лазурского (1874-1917) и представляющая особый подход - в рамках марксистской методологии - к проблемам личности.

     В. Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов во взаимосвязях. Для человека же, выступающего как активный субъект, характерны отношения - осознанные избирательные связи его с различными аспектами бытия - с другими людьми, предметами, собственной деятельностью, самим собой. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

     Основные стороны психической жизни, по В. Н. Мясищеву, - психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.

     Система отношений  - психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В. Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера - превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения В. Н. Мясищев, являющийся одним из крупнейших отечественных психотерапевтов, рассматривал неврозы.

     Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем многолетнего лидера Ленинградской психологической школы Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972). Он развивал некоторые важные положения В. М. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины - человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; как субъекта; анализ проблем человечества. (Главная работа Б. Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания», что напоминает о названии труда великого русского педагога, создателя педагогической антропологии - то есть необходимого для педагогики целостного учения о человеке - Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870) «Человек как предмет воспитания».)

 

 

                     Список используемых источников и литературы

Литература

      1. Ждан А. Н.    История психологии   / А. Н. Ждан. -  М.: Наука, 1990.-  с.348
      2. Фрейд З.    Ведение в психоанализ    /    З. Фрейд. - М.:Аст, 2008.- с.607
      3. Ярошевский М. Г.    История психологии от античности до середины ХХ в.   /   М. Г. Ярошевский.– М.: Академия, 1996.-с.416

Интернет ресурсы

    1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/
    2. http://ru.wikipedia.org
    3. http://www.mirknig.com/psihologiya/

 

 

1 Ярошевский М. Г.    История психологии от античности до середины ХХ в.   /   М. Г. Ярошевский.– М.: Академия, 1996.-с.416

2 http://ru.wikipedia.org

3 Ярошевский М. Г.    История психологии от античности до середины ХХ в.   /   М. Г. Ярошевский.– М.: Академия, 1996.-с.416

4 http://www.ido.rudn.ru/psychology/

5 Фрейд З.     Ведение в психоанализ    /    З. Фрейд. - М.:Аст, 2008.- с.607

6 Ждан А. Н.    История психологии   /  А. Н. Ждан. -  М.: Наука, 1990.-  с.348

7 http://www.ido.rudn.ru/psychology/


Информация о работе История психологии