Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:44, доклад
Софизмы существуют и обсуждаются более двух тысячелетий, причем острота их обсуждения не снижается с годами. Если софизмы - всего лишь хитрости и словесные уловки, выведенные на чистую воду еще Аристотелем, то долгая их история и устойчивый интерес к ним непонятны.
2. История развития и исследования софизмов
Софизмы существуют и обсуждаются более двух тысячелетий, причем острота их обсуждения не снижается с годами. Если софизмы - всего лишь хитрости и словесные уловки, выведенные на чистую воду еще Аристотелем, то долгая их история и устойчивый интерес к ним непонятны. Имеются, конечно, случаи, и, возможно, нередки, когда ошибки в рассуждении используются с намерением ввести кого в заблуждение. Но это явно не относится к большинству древних софизмов. Когда были сформулированы первые софизмы, о правилах логики не было известно. Говорить в этой ситуации об умышленном нарушении законов и правил логики можно только с натяжкой. Возникновение софизмов обычно связывается с философией софистов (Древняя Греция, V-IV века до новой эры), которые обосновывала и оправдывала. Однако софизмы существовали задолго до философов-софистов, а наиболее известные и интересные были сформулированы позднее в сложившихся под влиянием Сократа философских школах. Термин «софизм» впервые ввел Аристотель, который охарактеризовал софистику как мнимую, а не истинную мудрость. К софизмов были отнесены и апории Зенона, направленные против движения и множественности вещей, и рассуждения собственно софистов, и все те софизмы, которые открывались в других философских школах. Это говорит о том, что софизмы не были изобретением одних софистов, а были скорее чем-то обычным для многих школ античной философии.
Софизмы и противоречивое мышление
В софизмы есть смутное предвосхищение многих конкретных законов логики, открытых гораздо позднее. Особенно часто обыгрывается в них тема недопустимости противоречий в мышлении.
- Скажи, - обращается софист к молодому любителя споров, - может та же вещь иметь какую свойство и не иметь?
- Очевидно, нет.
- Посмотрим. Мед сладкий?
- Да.
- И желтый тоже?
- Да, мед сладкий и желтый. Но что из этого?
- Значит, мед сладкий и желтый одновременно. Но желтый - это сладкий или нет?
- Конечно, нет. Желтый - это желтый, а не сладкий.
- Значит, желтый - это не сладкий?
- Конечно.
- О мед ты сказал, что он сладкий и желтый, а потом согласился, что желтый значит не сладкий, и потому как бы сказал, что мед является сладким и не сладким одновременно. Но сначала ты твердо говорил, что ни одна вещь не может владеть и одновременную не иметь эту же свойство.
Конечно, софисты не удалось доказать, что мед имеет противоречивые друг другу свойства, являясь сладким и несладкой одновременно. Подобные утверждения невозможно доказать: они несовместимы с логическим законом противоречия, говорит, что высказывания и его отрицание («мед сладкий» и «мед не является сладким») не могут быть истинными одновременно.
И вряд ли софист всерьез стремится опровергнуть данный закон. Он только делает вид, что нападает на него, ведь он упрекает собеседника, что тот путается и противоречит себе. Такая попытка оспорить закон противоречия выглядит скорее защитой его. Ясного формулирования закона здесь, разумеется, нет, речь идет только о приложении его к частному случаю.
Чаще всего анализ софизма не может быть завершен раскрытием логической или фактической ошибки, припущеной в нем. Это именно простейшая часть дела. Сложнее уяснить проблемы, стоящие за софизмом, и тем самым раскрыть источник недоумения и беспокойства, вызываемого им, и объяснить, что придает ему видимость убедительного рассуждения.
Информация о работе История развития и исследования софизмов