История развития психологии педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 06:37, контрольная работа

Краткое описание

Основные направления исследований 50-70-х годов. Дальнейшее развитие деятельностной парадигмы в отечественной психологии привело к разработке теоретических и прикладных аспектов педагогической психологии (исследования А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В, Запорожца, Д.Б. Эльконина), связанных с развитием идеи формирования знаний и умений.

Содержание

Введение……………………………………………………………
История развития психологии педагогического образования……….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы.……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 20.92 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………

 История  развития психологии педагогического  образования……….

 Заключение………………………………………………………………

 Список  используемой литературы.……………………………………

Введение.

 Выступая  отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования  исследует психологические механизмы  обучения и воспитания в системе  профессионального образования, механизмы  овладения профессией, под которой

 понимается  род трудовой деятельности, требующий  определенной подготовки и являющийся  обычно источником существования. Профессия также характеризуется  как система знаний, умений и  навыков, присущая определенному  человеку. Понятие «профессиональное  образование» отождествляется со  специальным образованием и может  быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных  учреждениях. Профессиональное образование  связано с получением

 определенных  знаний и навыков по конкретной  профессии и специальности. Таким  образом, профессиональное образование  осуществляет подготовку специалистов  в образовательных заведениях  начального, среднего и высшего  профессионального образования, а  также в процессе курсовой  подготовки и послевузовского  образования, образующих систему  профессионального образования.

 Профессиональное  образование должно быть ориентировано  на получение профессии, что делает  необходимым исследование таких  проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение  или выбор профессии, профессиональное  самосознание, анализ этапов профессионального  развития субъекта и связанных  с ним психологических проблем  сопровождения профессиональной  деятельности.

 Организация  профессионального образования  должна подчиняться ряду принципов:

 —  принцип соответствия профессионального  образования современным мировым  тенденциям специального образования;

 —  принцип фундаментализации профессионального  образования требует связи с  психологическими процессами приобретения  знаний, формирования образа мира (Е.А. Климов), с постановкой проблемы  приобретения системных знаний;

 —  принцип индивидуализации профессионального  образования требует изучения  проблемы формирования профессионального  важных качеств, необходимых представителю  той или иной профессии.

 Исходя из этих положений предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

 —  изучение возрастных и индивидуальных  особенностей личности в системе  профессионального образования;

 —  изучение человека как субъекта  профессиональной деятельности, его  жизненного и профессионального  пути;

 —  изучение психологических основ  профессионального обучения и  профессионального воспитания;

 —  изучение психологических аспектов  профессиональной деятельности.

 Будучи  призванной изучать строение, свойства и закономерности процессов профессионального обучения и профессионального воспитания, психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности.

 Среди  методов, направленных на изучение  трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической  характеристики профессиональной  деятельности человека. Этот метод  ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала  о профессиональной деятельности  и ее организации с разных  сторон. В результате профессиограммирования  составляются профессиограммы, или  сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических), о конкретном процессе труда  и его организации, а также  психограммы профессий. Психограммы  представляют собой «портрет»  профессии, составленный на основе  психологического анализа конкретной  трудовой деятельности, в состав  которого входят профессионально  важные качества (ПВК) и психологические  и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью  и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии  и психологии профессионального  образования объясняется тем, что  он позволяет моделировать содержание  и методы формирования профессионально  важных качеств личности, заданных  той или иной профессией, и  строить процесс их развития  исходя из данных науки».

 Таким  образом, психология профессионального  образования представляет собой  интегративную область, опирающуюся  на знания общей и возрастной  психологии» социологии, педагогики. Психология профессионального образования  также непосредственно связана  с педагогической психологией, психологией  труда

 и  психодиагностикой.

 В  развитии исследований можно  условно выделить следующие направления:

 —  психологическое изучение профессий  и разработка «профессиограмм». Выявлялись объективные требования, предъявляемые профессией к человеку  — к отдельным психическим  функциям, способностям или свойствам  личности работника. Профессиограммы использовались для разных целей: профотбора, профконсультаций, борьбы с утомлением и производственными травмами;

 —  изучение закономерностей формирования  профессиональных умений и навыков  в процессе профессионального  обучения (выяснение условий и  их влияние на формирование  умений);

 —  проблемы совершенствования профессиональных  умений и развития способностей (выявление влияния условий профессионального  обучения и дальнейшей профессиональной  деятельности) на совершенствование  профессиональных умений и развитие  профессиональных способностей (сенсорных, интеллектуальных, моторных);

 —  теоретическая разработка психологических  проблем профессионального обучения.

История развития психологии педагогического образования.

 В  истории развития психологической  проблематики по профессиональному  образованию выделяется три периода. Каждый из них характеризуется  своими особенностями: ведущим направлением  исследований, их теоретической  ориентацией и своеобразием вклада  в разработку теоретических проблем  профессионального обучения. Первый  период — «психотехнический»  — падает на 20—30-е годы; второй  — с конца 30-х годов до середины 50-х; третий — с середины 50-х  по 70-е годы. Рассмотрим особенности  каждого из них.

Психотехнический период. Впервые проблемы психологии профессионального образования встали в 20-х годах в рамках психотехники как науки о труде. В отечественной психологии в этот период остро стояли проблемы переориентации науки в связи с восстановлением промышленности, индустриализацией страны, повышением производительности труда. Психотехника включалась в решение широкого круга проблем: профотбор, профконсультации, профобучение, борьба с профессиональным утомлением, производственным травматизмом. Важное значение в эти годы приобретает изучение профессий и составление «психограмм» (профессионально важных качеств), определенным образом структурированных и выражающих требования данной профессии к определенным свойствам и качествам человека. В связи с задачами выделения «профессионально важных качеств» встала задача их тестирования, во многом заимствованному из буржуазной психотехники тестов.

 

 При  этом диагностика «профессионально  важных признаков» проводилась  на начальных этапах развития  профессиографии не для задач  обучения и развития этих качеств, а для задач профотбора и  профконсультации. В 20-е годы в  центральном институте труда  разработан метод упражнений, трудовых  приемов для выработки так  называемых трудовых установок, которые должны были менять  трудовую сноровку, приспосабливая  конкретные органы к конкретному  виду труда.

 В 30-е годы в профессиографии  встают проблемы «реконструкции»  профессии с возможностью предвосхищения  новой психологической типологии  профессий. В эти годы осознается  недостаточность выделения формально-психологических  признаков и требований к отдельным  трудовым операциям, выдвигается  задача построения профессиографии  как науки о связи между  профессией и структурой личности. В связи с задачами политехнизма  организуются поиски рациональных  методов профессионального обучения, изучаются вопросы содержания, объема  и характера знаний, необходимых  не

 только  для овладения данной профессией, но и ориентации в технике, производстве. Изменяется подход  к выделению профессионально  важных качеств с точки зрения  политехнизма, акцентируются условия  обучения, обеспечивающего развитие  профессионально важных признаков,

 Психотехническое  направление, активно развиваемое  в 30-е годы, имело как положительные  результаты; связанные с разработкой  проблем политехнизма, так и негативные, механистические. С резкой критикой  психотехники в эти годы выступили

 Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Отмечалось, что в основе трудовой деятельности  лежат не механические функции, которые подвергались тестированию  со стороны психотехники, а высшие  психические функции. Труд, как отмечал  Л.С. Выготский, есть деятельность, опосредованная  не только орудием, но и сознательным  поведением человека. В этой связи  политехнизм рассматривался как  проблема органического соединения  в трудовом акте «мышления и умения», «теории и практики», составляющих общую структуру трудовой деятельности. С.Л. Рубинштейн, разрабатывая фундаментальное теоретическое положение о единстве сознания и деятельности, обращался к изучению осмысленной предметной деятельности как основы жизнедеятельности субъекта и его реальной связи с миром.

 Исследования  Н.А. Бернштейна явились важным  экспериментальным материалом о  психологической природе произвольных  движений, имеющих большие степени  свободы и входящих в состав  действия по решению стоящей  перед человеком двигательной  задачи. Развернувшаяся критика  психотехники привела к ее  свертыванию, что привело к прекращению  ее существования к концу 30-х  годов.

Развитие исследований в 30-50-е годы. Перед психологией труда встала задача ответить на социальный заказ по подготовке высококвалифицированных специалистов. Одной из главных стала проблема профессионального мастерства: выявление закономерностей формирования и совершенствования трудовых умений и навыков, их перестройка и функционирование в новых условиях, процесс формирования профессиональных способностей, разработка психологических вопросов профессионального обучения.

 В  эти годы развертывается широкий  фронт экспериментальных работ, методологической основой которых  является принцип единства сознания  и деятельности. Ведутся исследования  содержания и форм производственного  обучения:

 —  разрабатываются «инструкционные»  карты по формированию трудовых  приемов;

 —  изучается динамика формирования  производственных навыков;

 —  исследуются изменения в формировании  навыков под влиянием обучения (характер мотивов, влияние знания  результатов, роль самоконтроля);

 —  изучаются изменения навыков  после обучения, в процессе выполнения  профессиональной деятельности;

 —  предпринимаются попытки выяснения  природы переноса и обобщения  навыков.

 В  эти годы проводится большой  цикл работ по выявлению влияния  профессиональной деятельности  и условий обучения на формирование  профессиональных сенсорных способностей.

 Изучается  роль практического интеллекта  — особенности мыслительной деятельности  в профессиях, требующих решения  сложных практических задач, исследуются  закономерности формирования профессиональных  умений, навыков, способностей. Было  показано, что профессиональные  способности — не есть некоторые  изначальные задатки, они формируются  в деятельности, достигая высокого  уровня развития. Процесс формирования  умений и навыков в трудовой  деятельности определяется не  количеством упражнений, а его  организацией как активной, целенаправленной, сознательной деятельности субъекта, имеющей для него смысл.

Основные направления исследований 50-70-х годов. Дальнейшее развитие деятельностной парадигмы в отечественной психологии привело к разработке теоретических и прикладных аспектов педагогической психологии (исследования А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В, Запорожца, Д.Б. Эльконина), связанных с развитием идеи формирования знаний и умений.

В 60-80 годы развитие идей кибернетики, программирования обучения привело к разработке основ программированного обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

Информация о работе История развития психологии педагогического образования