Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 00:31, реферат
В социальной работе объектом является конкретная личность или же некоторая сообщность людей. Как правило,общност сведения о социальной общности приходится путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах — их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления — существенные характеристики социального целого. Поэтому, а также потому, что современная наука развивается на междисциплинарной основе, в социальной работе активно используются методики, разработанные в психологии.
Введение
Тестология как наука.
Зарождение и развитие тестологии.
Тестология в России.
Заключение
Литература
Министерство образования Ставропольского края
ГОУ ВПО Ставропольский Государственный Педагогический Институт
Кафедра психологии
Реферат по дисциплине «Качественные и количественные методы психологических исследований»
Тема «История развития тестологии в России»
Выполнила студентка 2 курса группы СП2Ин
Долгих Анастасия Борисовна
Проверила: кан.псих.наук преподаватель кафедры психологии
Хилько О.В.
Ставрополь 2013
Содержание
Введение
Заключение
Литература
Введение
В социальной работе объектом является конкретная личность или же некоторая сообщность людей. Как правило,общност сведения о социальной общности приходится путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах — их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления — существенные характеристики социального целого. Поэтому, а также потому, что современная наука развивается на междисциплинарной основе, в социальной работе активно используются методики, разработанные в психологии.
Одной из таких методик является тестирование. Тест — краткое испытание, результат которого выражен в количественной форме и показывает уровень выраженности каких — то измеряемых психических свойств [7;169]7. Это могут быть и черты, и способности, и состояния, широко объединяемые термином «психические свойства». Оценкой качества тестов занимается прикладная наука, называемая тестологией.
Тестология — наука, изучающая возможности оценить различные свойства личности с помощью специально разработанных тестов и методов их интерпретации [2;98]. Тестология появилась на стыке психологии, педагогики и других, так называемых поведенческих наук, и призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений.
2
1.
Тестология — междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. В психологии содержание тестологии во многом совпадает с содержанием дифференциальной психометрики. Но принципы и методы тестологии выходят за рамки психологии. Они широко применяются в других отраслях науки и практики — в педагогике, медицине, технике, менеджменте. В каждой из этих отраслей методы тестологии имеют общие черты, связанные с обеспечением таких свойств тестовых методик, как валидность, надежность, эффективность. Но есть и определенная специфика, связанная со спецификой предмета тестирования (профессиональные и общеобразовательные знания, комплекс медицинских симптомов) и условий сбора эмпирической информации. Так как метод тестов не исчерпывает собой все многообразие методов современной психодиагностики, неправильно отождествлять тестологию с психодиагностикой.
Впервые понятие тест применительно в психологии ввел Фрэнсис Гальтон в 19 веке, и он же заложил основу математического аппарата: ввел формулу для вычисления коэффициента корреляции. Тестология как теория тестов со своими методами научного исследования появилась в начале 20 века. Авторы первого педагогического теста, созданного для измерения интеллектуальных способностей детей Альфред Бине и Симон в 1908 -1911 годах провели эмпирическую проверку заданий, которые предполагалось включить в их тест. Критериями оценки пригодности заданий стали эмпирическая мера трудности каждого задания, которую они определяли по доле правильных ответов в группах детей разного возраста, и степень совпадения результатов теста с мнением преподавателей. Так фактически были заложены основные характеристики теста: норма трудности и валидность; разработана шкала Бине — Симона. Показатель интеллекта Бине вычислял как разность между «умственным» и биологическим возрастом. Однако со временем было замечено, что эта разность все время увеличивается, в то время как отношение возрастов остается постоянным. Штерн в 1911 назвал отношение рассмотренных возрастов, выраженное в процентах, коэффициентом интеллекта (IQ); так IQ вычислялся до 30-х годов 20 века [4;7].
Современная тестология представляет собой вполне зрелую прикладную науку, которая ставит перед исследователями широкий спектр теоретических проблем, предлагает многочисленные математические подходы, модели и методы. Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку испытуемому в соответствии с поставленно целью исследования; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводившего исследование. Обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных исспытуемых.
Сейчас в тестологии намечаются следующие направления развития:
2.
Четвертое десятилетие 20 века отметилось применением технических средств для подсчета тестовых показателей. По — особому проходило развитие метода тестирования в отечественной педагогике. Практическое значение тесты получили после создания в 1925 году тестовой комиссии при педагогическом отделе Института методов школьной работы, в задачи которой входило разработка стандартизированных тестов для советской школы, их массовое использование в учебных заведениях. С помощью таких тестов, которые создавались на основе американских, можно было проверить знания учащихся по правописанию, счету, решению задач, географии, естествознанию и обществоведению. К тестам прилагались инструкции и личные карточки для учета прогресса учащегося.
Сторонники научного направления развития психологии активно способствовали распространению идеи тестирования, подражая своим западным коллегам. Позднее тесты для педагогических целей разрабатывали известные советские психологи и педагоги, среди которых - М.Басов, М.Бернштейн, П.Блонский, С.Василейский. Указанное время характеризуется интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования. Массовые тестовые исследования не всегда подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария. Учитывая распространение «тестомании» и ряда других субъективным причинам было принято постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпосу» от 4 июля 1936, в которой было запрещено использование тестов и анкет [3;170].
Всего в постановлении речь шла не о дидактических тестах, а о тестировании умственных способностей. Но в атмосфере 30-х годов 20 века термин «тест»стал символом «педологических извращений». Это постановление действовало до середины 50-х годов 20 века, но и позже любые тесты считались «Буржуазным средством». Вследствие этого даже будущие педагоги и психологи не изучали тестологии, не было профессиональной литературы посвященной проблемам конструирования и оценивания качества тестов.
Хотя в 30-е годы 20 века работа с тестами затормозилась, научное изучение истинных возможностей этого метода не прекращалась; элементы метода тестов успеваемости использовались при учете успеваемости учащихся в общеобразовательных школах. Образцы тестовых заданий можно найти в сборниках упражнений и задач, контрольных заданий по различным учебным предметам.
Открыт вопрос о возможности и целесообразности использования тестов в советской школе был лишь в 60-х годах 20 века в связи с возникновением и попытками реализовать индивидуальный подход в обучении. В 70-80-х годах 20 века широко распространялись сборники задач и упражнений, предназначенных для использования их машинами типа «репетитор», и разработаны тестовые задания, проверялись с помощью перфокарт. В 70-х годах 20 века появился ряд разработок, в которых освещался опыт и проблемы массовых процедур контроля знаний учащихся и студентов с помощью специально разработанных контрольных работ, имевших признаки классического тестирования. Их авторами были С.Архангельский, В.Аванесов, Л.Болотник, Г.Батурина, В.Беспалько, В.Володин, Л.Ительсон, Е.Кульянов, В.Копылов, В.Мезинцев, В.Огорелков, Н.Талызина.
В этот период появилось значительное количество работ, посвященных математическим проблемам педагогических измерений. В них рассматривались вопросы разработки шкал измерения результатов контрольных работ, математических моделей обработки информации в педагогических исследованиях, в частности с использованием ЭВМ, а также вопросы статистики.
Однако использование тестов многими не поддерживалось. Полемика о правильности внедрения тестов периодически велась до середины 70-х годов и почти полностью была приостановлена до начала 80-х годов 20 века. В то время психодиагностика стала отдельной областью исследований и приобрела значение многоотраслевой науки — общей психодиагностики. В настоящее время в психодиагностике использовалась вычислительная техника. В конце 20 века,после распада Советского Союза, развитие психологической диагностики, как и других наук, в известной мере приостановилось. Однако в основных психологических центрах определенная работа в области психодиагностики была продолжена [5;12].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод. Несмотря на заметное отставание разработки и внедрения тестовых технологий в конце 20 века, связанных с политикой СССР в 30-х годах, на сегодняшний день в России наблюдается заметное увеличение темпов развития тестологии, что связано с доступностью международного опыта и развитием компьютерной техники. Для дальнейшего развития тестовых технологий в стране основными задачами являются правильность образовательной политики государства, улучшение качества тестов, применение новых технологий в тестировании и разработку не только итоговых, но и обучающих образовательных тестов.
5
Заключение
Тестирование в настоящее время начинает охватывать фактически все сферы современной жизни. Мы сталкиваемся с тестами повсеместно: в образовательном процессе, при приеме на работу, при диагностике оборудования, в психологии, в социологии, встречаем их на страницах журналов.
Во многом такое распространение метод тестирования получил из -за своих положительных качеств, к которым относится: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, объективность, возможность компьютеризации. Все это позволяет наиболее быстро и эффективно получить необходимую информацию.
Таким образом, рассмотрев теоретико — методологические основы тестологии, можно сделать следующие выводы: теория и практика создания тестов в настоящее время хорошо развиты, так что можно даже говорить об особой прикладной дисциплине — тестологии. Создатели тестов опираются на методы математической статистики. В частности, каждый тест проверяется на надежность и валидность. Надежность тестов оценивается путем вычисления коэффициента корреляции для повторных измерений на одной и той же выборке. Он должен быть достаточно высок. Валидность в применении к тесту означает, что он измеряет именно то свойство, на которое направлен. Основным методом проверки валидности теста является сопоставление получаемых с его помощью результатов с каким -то внешним критерием [6;352]
Тестология, как и многие другие науки пришла к нам из-за рубежа, поэтому заслуга в развитии основ этой науки принадлежит зарубежным исследователям. Но и отечественные ученые внесли большой вклад в развитие тестологии. Кроме того, поборов пережитки советских времен, современные исследователи могут активно использовать метод тестирования на практике.6
Литература
7 Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности /Ядов В.А. -М,2007 — 567С.
2 Балыхина Т.М.Словарь терминов и понятий тестологии /Балыхина Т.М — М, 2000 — 164 С.
5 Мальцев А.В.Тестология в образовании:вчера, сегодня, завтра/Мальцев А.В.//Известия Уральского государственного университета. - 2008 №60. - С 7-14.
6. Новикова С.С. Социологические
и психологические методы
6 Новикова С.С.Социологические и психологические методы исследований в социальной работе/ Новикова С.С. - М,2006 — 496 С