История становления и развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:56, реферат

Краткое описание

В ходе работы над рефератом я ставлю перед собой следующие задачи и вопросы:
1Осмыслить понятие социальной психологии .
2.Когда и где была зарождена социальная психология?.
3. Какие науки связывает социальная психология?
4.Проследить развитие социальной психологии в отечественной и зарубежной истории.

Содержание

1.Введение_________________________________________________3стр.
2.История становления и развития социальной психологии ________4стр.
2.1.История отечественной психологии _________________________5-11стр.
2.2.Становление современной социальной психологии за рубежом___11стр.
5.Заключение_______________________________________________12стр.
6.Список используемой литературы. _______________________

Вложенные файлы: 1 файл

История социально- психологических учений..docx

— 27.90 Кб (Скачать файл)

ФГОУ СПО  « Камышинский технический колледж» 
 
 
 

                                                       Реферат

По  дисциплине: социальная психология 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила:

  студентка группы  Бух-209

                                                                  Егорова Галина

                                                                                     Преподаватель:

  Примаченко Е.В. 
 

2011 год.

Содержание:

1.Введение_________________________________________________3стр.

2.История   становления и развития социальной  психологии ________4стр.

2.1.История отечественной психологии _________________________5-11стр.

2.2.Становление современной социальной психологии за рубежом___11стр.

5.Заключение_______________________________________________12стр.

6.Список используемой литературы. ___________________________13стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Я считаю, что невозможно понять науку, не изучив этапы становления социальной психологии  в различных обществах. Поэтому из всех предложенных мне тем, мною была выбрана тема: « Истории социально- психологических учений». В ходе работы над рефератом я ставлю перед собой следующие задачи и вопросы:

1Осмыслить  понятие социальной психологии .

2.Когда  и где была зарождена  социальная  психология?.

3. Какие  науки связывает социальная психология?

4.Проследить  развитие социальной психологии  в отечественной и зарубежной  истории.

Найдя ответы на эти вопросы, и решив перед собой поставленные задачи, мы поймем, откуда своими «корнями» исходит социальная психология. 
 
 
 
 
 
 
 
 

История  становления и  развития социальной психологии.

Социальная  психология- это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно- психологических явлений, которые выступаю результатом взаимодействия людей (их групп) как представителей различных общностей.

Временной интервал Этапы становления
VI в. До н.э.- середина XIXв. Накопление  социально-психологических знаний в сфере философии и общей  психологии
50-60-е  гг. XIXв. – 20-е гг. XX в. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знаний
20-е  гг. XX в. – настоящее время Оформление  социальной психологии как науки

  Таблица 1.Этапы становления социальной психологии.

В историческом плане процесс развития любой  научной дисциплины, и социальной психологии в том числе, приблизительно один и тот же – зарождение социально- психологических идей в рамках философии  и постепенное отпочкование их от системы философского знания. В нашем  случае через первоначальное отпочкование двух других дисциплин- психологии и  социологии, давших непосредственно  жизнь  социальной психологии, превращение  социальной психологии в самостоятельную  дисциплину и возникновение, и развитие экспериментальной социальной психологии.

Современная социальная психология возникла в начале XX в. как реакция на «асоциальную» природу общей психологии с целью социализации психологии и « персонализации» в изучении общества. 

История отечественной психологии

Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы:

  • Зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках;
  • Отпочкование от родительских дисциплин ( психологии и социологии) и превращение в самостоятельную науку;
  • Возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

В основе периодизации истории отечественной  социальной психологии лежат общественно- исторические условия, логика развития самой психологии и развитие смежных  научных дисциплин. По этим основаниям в истории  отечественной социальной психологии  выделяют четыре периода:

1-й  период: становление социальной психологии.(60-е гг. XIX в. – начало XXв). Особенность первого периода было зарождение социально- психологических идей внутри естественных и общественных наук.  Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, поведении личность в группе и групповых процессах, общении и совместной деятельности. Эмпирические знания о поведении личности в группе и групповых процессах в этот период накапливается вне рамок собственно самой социальной психологии : в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев.

Так, в  военной науке и практике выделялись психологические особенности воинского коллектива, психология толпы, психология полководца. В юридической науке и практике выделялись такие проблемы, как психология судебной деятельности; психология преступления и преступника. Значительное  количество работ было посвящено изучению социально-психологических особенностей суда присяжных, общению и совместной деятельности в преступном мире и др. Аналогично западной социальной психологии в России развивалась идея «народной психологии» : был накоплен большой эмпирический материал при изучении языка, психологического склада, обычаев и напевов русского народа. В медицинской науке и психиатрической практике также формировался целый ряд социально-психологических идей. Они касались психологии личности больного человека и его взаимоотношений с другими людьми. Уникальный социально- психологический материал был получен при исследовании массовых психических явлений –кликушества, мерячия как явлений массового психического заражения.

Социально-психологические  идеи в этот период успешно развивали  представители общественных наук. В  социологии выделилась целая психическая  школа. Наиболее ярким представителем этой школы был Н.К.Михайловский. По его мнению,  социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Действующие  силы социального развития- это герои-предводители и толпа. Герой (вожак) управляет  толпой, он аккумулирует  разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между  героем и толпой определяется характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение. Михайловскому принадлежит первенство в разработке проблем подражания.

Социально-психологическая  проблематика в правоведении представлена в трудах Л.И.Петражицкого, одного из основателей субъективной школы  в правоведении. Л.И.Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. Ученый полагал, что реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные феномены. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека- эмоции (Петражицкий,1908).

Выдающееся  значение в развитии социальной психологии в русле естественных наук имеют  труды В.М.Бехтерева. Одна из его  работ, опубликованная в 1898 г. И посвященная  роли внушения в общественной жизни, является по существу первой специальной  публикацией социально-психологического плана. Фундаментальный труд Бехтерева «Коллективная рефлексология» (1921) может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. В этой книге денно развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом, по Бехтереву, является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова.

Бехтерев  выделил базовые признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает  коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность привело  ученого к пониманию коллектива  как собирательной личности. В  качестве социально-психологических  феноменов он выделяет взаимодействие, взаимоотношение, общение; в качестве коллективных –наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей  в коллективы взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция.

Бехтерев  обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применения анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.

2-й  период: развитие социальной психологии.( 20-е гг. XX в. – середина 30-х гг. XX в.) Характерная особенность этого периода – поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществляется как в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, так и путем освоение марксистских идей и их применения к пониманию социально-психологических явлений

Развернувшаяся  в этот период общая дискуссия  об отношении марксизма и психологии касалась и социальной психологии. Это было естественно и объяснялось  тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии.

При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Некоторые ученые утверждали, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных соотношений, то и  вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой  социальной психологии наряду с общей  якобы не должно быть. Противоположную  точку зрения представляли взгляды  тех ученых, кто утверждал, что  должна существовать только социальная психология. В ходе дискуссий эти крайние точки зрения преодолевались в пользу равноправного взаимодействия между социальной и индивидуальной психологией. В обсуждении данной проблемы приняли участие Л.Н. Войтоловский, М.А.Рейснер, А.Б.Залкинд, Ю.В.Франкфурт, К.Н.Корнилов, Г.И.Челпанов, который говорил о необходимости существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Социальная психология, согласно его теории, изучает общественно-детерминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией, теорией марксизма.

Вторым  направлением социальной психологии в  этот период было исследование проблемы коллективов. В создании теории коллективов, их классификации, закономерностях  развития участвовали многие социальные психологи(Б.В.Беляев,Л.Вызов,Л.Н.Войтоловский,А.С.Залужный,М.А.Рейснер,Г.А.Фортунатов). В этот  период был заложен  фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов  в отечественной науке.

3-й  период: стагнация  социальной психологии. ( Вторая половина 30-х гг.-середина 50-х гг;) Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии (т.к. все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять социально-психологические феномены и изучающую их науку) и резкой критикой идеологической направленности западной социальной психологии, полным расхождением в понимании общественных явлений, психологизаторством в социологии. Следует отметить также практическую невостребованность результатов социально-психологических исследований в то время и идеологическое давление на науку, которое нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП(б) 1936г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», вследствие чего были запрещены исследования в области педологии, сокращен объем работ в сфере психотехники и социальной психологии.

Информация о работе История становления и развития социальной психологии