Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:19, реферат
В настоящей работе нами будет рассмотрено одно из направлений современной психотерапии, разработанное немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером, получившее название: кататимно-имагинативная психотерапия или символдрама.
Кататимно-имагинативная психотерапия -– это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, известный также как метод “сновидений наяву”.
Один из важнейших критериев – это величина и формат выбранного листа бумаги.
Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.
Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с шизоидной, депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, «маленькие» и «скромные».
Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края. Это один из признаков эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.
Следующий важный диагностический критерий – это наличие специально нарисованных рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых как раз и служит рамка.
«Рамка» может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру.
Следующий диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги. Горизонтальный формат выбирается обычно, стремящимися охватить одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для экстенсивного типа личности. Часто на рисунке изображается несколько предметов, дорога и т. п. Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся вверх предмет.
Большое значение имеют средства, которые выбираются для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть свободный. Если из всего многообразия средств для рисования, пациент выбирает шариковую ручку – это говорит о закомплексованной шизоидной или навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Для шизоидов вообще характерны четкие границы и расщепление (на белое и черное или белое и синие). Если из всех материалов пациент выбирает простой карандаш – это говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Наиболее характерно это для людей с шизоидными и депрессивными чертами характера. Часто для таких пациентов свойственны также навязчивые черты. Тушь (особенно черная), по мнению некоторых исследователей, соответствует агрессивности.
В целом, нарастание степени выраженности внутренней свободы можно видеть в следующей последовательности выбора изобразительных средств:
– цветные карандаши,
– восковые мелки,
– пастель,
– гуашь,
– акварель.
В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.
При обсуждении рисунка пациента можно спросить: «Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?» Обычно самое важное пациент бессознательно располагает в центре или на первом плане, как бы, потом, он сам ни комментировал свой рисунок.
Характер перспективы – это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией перспектива искажена или вообще отсутствует.
Надо обращать внимание на изображение линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между «небом» и «землей», то это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между «верхом» и «низом».
При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»).
Предварительная беседа.
Обычно сеанс символдрамы начинается с предварительной беседы, длящейся от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут). Если предварительная беседа затягивается, то для представления образа времени уже не остается. В этом случае весь сеанс психотерапии по методу символдрамы проводится в режиме аналитической беседы без представления образов. Совсем не обязательно во что бы то ни стало представлять образы на каждом сеансе символдрамы.
Предварительную беседу принято проводить по такой схеме. Вначале обсуждается актуальное состояние пациента и его самочувствие. Далее можно перейти к обсуждению реальной ситуации пациента, актуализировав ее. При этом пациента можно спросить о событиях, которые происходили в его жизни после последней встречи с психотерапевтом. Иногда обсуждение затрагивает темы биографии пациента, связанные с актуальными в данный момент переживаниями. Некоторым пациентам важно обсудить с психотерапевтом вопросы, которые они считают для себя интимными. Также обсуждается отношение пациента к психотерапии и психотерапевту. Обсуждаются сновидения пациента. Перечисленные темы обсуждения являются общими для всех направлений психоаналитически ориентированной психотерапии.
Для символдрамы характерно также обсуждение образа предыдущего сеанса. Обычно пациенты приносят рисунок, который психотерапевт предложил им нарисовать после представления предшествующего мотива, а также дневник, в который пациенты записывают представленные образы. В дневнике записываются также некоторые значимые события, происходящие в жизни пациента, и сновидения. Психотерапевт в присутствии пациента читает вслух его дневник, рассматривает вместе с пациентом его рисунок и обсуждает их.
Релаксация
После проведения предварительной беседы пациенту предлагается представить образ. Пациент каждый раз сам выбирает, как ему хотелось бы представлять образы: сидя в удобном кресле или лежа на кушетке. Если пациент ложится на кушетку, то психотерапевт садится рядом у его изголовья. Во время представления образов источник приглушенного света должен находится позади пациента.
Сеттинг при представлении образов по методу символдрамы.
Если пациент представляет образы, сидя в кресле, то психотерапевт садится обычно напротив пациента на расстоянии 1,5 – 2 м. С инфантильными доэдипальными пациентами (а к ним, как правило, относятся пациенты, страдающие психосоматическими заболеваниями) рекомендуется сесть параллельно рядом.
Дети младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет) представляют образы, только сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Это положение лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.
В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно рядом с пациентом, чтобы не усиливать напряжение противостояния «ребенок–взрослый», «учитель–ученик», «ребенок–родитель». Сидеть следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.
Релаксация не является обязательной составной частью психотерапии по методу символдрамы. Можно просто попросить пациента закрыть глаза и представить образ. Х. Лёйнер обычно проводил релаксацию по технике, близкой к аутогенному тренингу, когда на различные участки тела последовательно внушается ощущение тепла, тяжести и расслабления. С точки зрения физиологии, ощущение тяжести способствует понижения мышечного тонуса, а ощущение тепла способствует расширению периферических сосудов. С психоаналитической точки зрения, такая релаксация способствует регрессу на оральную стадию развития, когда мать прижимает ребенка к своему теплому телу, а теплое грудное молоко своей тяжестью заполняет тельце младенца.
Представление образа
Пациент представляет с закрытыми глазами образ и рассказывает о нем сидящему рядом психотерапевту, который как бы «сопровождает» пациента в путешествии по его образу. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие. В частности, чтобы избегать эффектов внушения, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, т. е. не содержать элементов ответа.
На каждом сеансе символдрамы во время представления образов психотерапевт обязательно задает пациенту блок из следующих семи вопросов:
1. Какая сейчас погода? Какое небо? Какая температура воздуха?
2. Какое сейчас время года? Какой месяц?
3. Сколько сейчас времени? Который час? Что это скорее: утро, день или вечер?
4. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?
5. Сколько вам сейчас в образе лет? В каком возрасте вы себя представляете? Какому возрасту соответствует ваше настроение? Что это скорее: детство, юность или зрелые годы?
6. Как вы одеты?
6а. Что у вас на ногах? Попробуйте пошевелить пальцами ног... Как вы ощущаете обувь на ногах?
6б. Подышите животом... Как вы ощущаете одежду в области живота и талии?
6в. Пошевелите плечами... Как вы ощущаете одежду в области плеч?
6г. Как вы ощущаете одежду в области груди? (Вопрос задаётся женщинам.)
7. Что бы вам хотелось?
Эти вопросы можно задавать в любой последовательности, можно повторять несколько раз на любом этапе представления образа.
В культурно-лингвистическом контексте характеристики образа, связанные с вопросами о погоде, времени года и времени суток (1, 2, 3), как правило, символизируют:
1) общий фон актуального
2) эмоциональные отношения с матерью (и, прежде всего, на первом году жизни);
3) а также возможное
Представление образа продолжается в среднем около 20 минут. Окончание представления образа определяется следующими факторами:
1) временем представления образов – пациент должен «пробыть в образе» не менее 5, а лучше не менее 15–20 минут и не более 40 минут;
2) содержанием представления образов – пациент должен пройти все предусмотренные сценарием этапы, разработанные для каждого стандартного мотива;
3) интуицией психотерапевта, который чувствует, что пациент достиг в образе определенного состояния покоя и удовлетворения.
Когда психотерапевту кажется, что на этом можно было бы завершить представление образа, он спрашивает пациента. Если пациент высказывает желание продолжить представление образов, то лучше дать ему такую возможность. Как правило, трех или пяти минут бывает достаточно, и психотерапевту всегда необходимо иметь это время в запасе. Далее пациенту предлагается сделать все, что ему хотелось бы, запомнить все, что ему представляется, запомнить свое настроение, свои ощущения, запомнить все, что он видит, слышит и чувствует.
После этого пациенту предлагается посильнее потянуться и, когда он будет готов, медленно открыть глаза.
Необходимость потянуться перед тем, как открыть глаза, обусловлена тем, что представление образов способствует глубокой релаксации. Чем ярче человек представляет образы, тем глубже он расслабляется. Чем глубже человек расслабляется, тем ярче представляет образы. Происходит взаимная индукция яркости представления образов и глубины релаксации. За 20 минут представления образов по методу символдрамы иногда удается расслабиться даже сильнее, чем при помощи высшей ступени аутотренинга.
Последующее обсуждение.
По окончании представления образов проводится последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут, в ходе которого желательно оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить пациента о том, что для него было самым ярким и сильным впечатлением, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было реальным воспоминанием, а что – продуктом фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление.
Важнейший принцип психоаналитически ориентированной психотерапии заключается в том, что психотерапевт не дает пациенту никаких прямых интерпретаций глубинно-психологической символики. Тем более не следует переходить к интерпретациям сразу после представления образа во время последующего обсуждения. Если пациент все же настаивает: «Скажите, что означает мой образ», то психотерапевт может ответить: «Мы с Вами это обязательно обсудим, но давайте сделаем это на следующей встрече». Нужно объяснить пациенту, что если обсуждать значение символики сразу после представления образа, то тем самым разрушается эффект глубокого погружения в эмоциональные переживания. Нужно, чтобы прошло некоторое время, образ должен быть внутренне проработан, с ним нужно пожить. Одновременно тем самым психотерапевт мотивирует пациента прийти на следующий сеанс, чтобы обсудить свои переживания.
В завершении сессии пациенту дается задание нарисовать свой образ и записать его в специальном дневнике, который будет зачитываться психотерапевтом вслух на предварительной беседе следующего сеанса. В ходе этого чтения происходит обсуждение. Рисунок и дневник помогают пациенту раскрыть для себя значение своих переживаний.
Символдрама представляет собой самостоятельную, оригинальную дисциплину, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В ней успешно соединились преимущества богатого набора психотерапевтических техник: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга.
Информация о работе Кататимно-имагинативная терапия Х.Лейнера