Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:04, дипломная работа
Цель работы - проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.
Введение..................................................................................................................................3
1. Общее понятие об ощущениях и их функциях в психологии
1.1 Понятие ощущения..........................................................................................................4-5
1.2 Свойства ощущений ........................................................................................................6
1.3 Пороги ощущений и чувствительность анализаторов..................................................7
1.4 Физиологические механизмы ощущений.......................................................................8-10
2. Классификация видов ощущений......................................................................................11-15
Заключение...............................................................................................................................16
Список литературы..................................................................................................................17
Содержание
Введение......................
1. Общее понятие об ощущениях и их функциях в психологии
1.1 Понятие ощущения......................
1.2 Свойства
ощущений ..............................
1.3 Пороги ощущений
и чувствительность анализаторов.
1.4 Физиологические
механизмы ощущений......................
2. Классификация
видов ощущений................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Всю информацию, которой оперирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорных познавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств с объектами окружающей среды. Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощущение является простейшим познавательным процессом, обеспечивающим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникают при непосредственном действии свойств и качеств внешней и внутренней среды на органы чувств. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в форме ощущений и впечатлений.
Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающем в форме впечатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение - это познавательный процесс, а впечатление - это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Таким образом, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. Эта информация существует в нашем сознании в форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных.
Ощущение, как таковое - достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.
Частичное или
полное отсутствие видов
ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание)
у человека препятствует или тормозит
его развитие.
Ощущения оказывают огромное значение
на формирование таких познавательных
процессов как речь, мышление, воображение,
память, внимание и восприятие, а так же
на освоение деятельности, как специфического
вида активности человека направленной
на создание предметов материальной и
духовной культуры, преобразование своих
способностей, сохранение и совершенствование
природы, и строительство общества.
Объект исследования - ощущения человека.
Предмет исследования - виды ощущений.
Проблемой исследования являются различные классификации ощущений в психологии.
Цель работы - проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.
1.1 Понятие ощущения
Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития [9, с. 96].
Ощущение является одним из простейших познавательных психических процессов. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений при помощи органов чувств. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением.
Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение - продукт развития в филогенезе раздражимости. Раздражимость - общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример - инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности - раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, - на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность - способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.
Различают две основные формы чувствительности, из которых одна зависит от условия среды и называется адаптацией, а другая - от условий состояния организма, называется сенсибилизацией.
Адаптация (приспособление, настройка) - это изменение чувствительности в процессе приспособления к окружающим условиям.
Выделяют три ее направления:
1) повышение
чувствительности под влиянием
слабого раздражителя, например
темновая адаптация глаза, когда
в течение 10-15 мин. чувствительность
возрастает более чем в 200 тыс.
раз (сначала не видим предметов,
но постепенно начинаем
2) понижение
чувствительности под влиянием
сильного раздражитель, например, для
слуха это происходит за 20-30 сек.;
при непрерывном и длительном
воздействии раздражителя
3) полное исчезновение
ощущения в результате
Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и свидетельствует о большей пластичности организма, его приспособления к условиям среды.
Сенсибилизация
- это обострение чувствительности в следствии изменения внутреннего
состояния организма под влиянием воздействия
раздражителей, которые поступают в это
же самое время в другие органы чувств
(к примеру, увеличение остроты зрения
под воздействием слабых слуховых или
обонятельных раздражителей) [8, с. 104].Ощущения – это отраженные
в коре головного мозга свойства воздействующих
в данный момент на мозг предметов и явлений
окружающего мира.
Ощущения присущи
не только человеку, это принадлежность
всего живого на Земле, причем ощущения
животных порой более тонкие, чем у человека.
Ощущения можно
подразделить на три большие группы:
1) ощущения, отражающие
свойства предметов и явлений окружающего
мира: зрительные, слуховые, вкусовые,
обонятельные, кожные;
2) ощущения, которые
отражают состояние организма: органические,
равновесия, двигательные;
3) ощущения, являющиеся
комбинацией нескольких ощущений (осязательные),
а также ощущения различного происхождения
(например, болевые).
1.2 Свойства ощущений
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений .Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.
Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.
И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений - степень (пороги) чувствительности.
Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого - выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот.
Таким образом,
ощущение - простейший психический процесс
отражения отдельного качества (свойства)
предмета при непосредственном воздействии
раздражителей на воспринимающую часть
анализатора.
Выделяются следующие
свойства ощущений:
1) пороги ощущений
и их чувствительность
2) адаптация
3) синестезия;
4) сенсибилизация.
1.3 Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Для того чтобы ощущение возникло, раздражитель должен быть определенной величины.
Например, человек
не почувствует несколько крупинок сахара
в стакане чая, не воспримет сверхвысокие
частоты и т. д. Минимальная величина раздражителя,
которая способна вызвать самое слабое
ощущение – это нижний абсолютный порог
ощущений. Если дальше продолжать проводить
опыт с добавлением небольших порций сахара
в стакан чая одновременно с несколькими
людьми, то может получиться что кто-то
почувствует наличие сахара раньше, чем
все остальные. Про такого человека можно
сказать, что его вкусовая чувствительность
выше, нежели у остальных. Способность
человека различать самые слабые внешние
воздействия называется абсолютной чувствительностью.
Очень велика
абсолютная чувствительность у зрительного
анализатора. Абсолютный порог и абсолютная
чувствительность находятся в обратно
пропорциональной зависимости. Это означает,
что чем выше чувствительность, тем меньше
величина порога (например, человеку требуется
меньшее количество сахара, чтобы почувствовать
его вкус). В случаях, когда величина раздражителя
становится настолько большой, что ощущение
пропадает, говорят о верхнем абсолютном
пороге ощущений (например, свет солнца
ослепляет).
На чувствительность
анализаторов и величину порогов влияют
многие факторы, наиболее значимые из
которых – профессиональная деятельность
человека, его интересы.
Адаптация. Многочисленные
эксперименты показали, что анализаторы
одного и того же человека могут изменять
свою чувствительность, приспосабливаясь
к новым условиям жизнедеятельности. Эта
способность называется адаптацией. Однако
разные органы чувств обладают различной
степенью адаптации. Очень велика адаптация
у зрительного и кожного анализаторов.
Например, под действием яркого света
чувствительность зрительного анализатора
уменьшается в 200 тыс. раз. Гораздо меньше
способен к адаптации слуховой анализатор.
Как правило, к шуму привыкают, но его все
равно слышат.
Сенсибилизация. Иногда можно
изменить чувствительность одного анализатора,
воздействуя на другой. Это явление и называется
сенсибилизацией. Например, известно,
что чувствительность зрительного анализатора
повышается, если его стимулировать слабыми
музыкальными звуками, и понижается, если
воздействовать резкими, сильными звуками.
Синестезия. Специальные
исследования показали, что иногда люди
соединяют различные ощущения в одно.
Такое слияние называется синестезией.
Экспериментально установлено, что есть
звуки яркие и тусклые, радостные и печальные.
В случаях, когда в деятельности какого-либо
анализатора наблюдается дефект, то другие
анализаторы начинают работать в усиленном
режиме, то есть наши органы чувств обладают
компенсаторными возможностями.
Можно привести
множество примеров, когда слепые становились
прекрасными музыкантами, а слепоглухие
адаптировались в окружающем мире благодаря
активной работе тактильных, обонятельных
ощущений и т. д.