Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 00:37, реферат

Краткое описание

Форма обучения - это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Выделяют формы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также такие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т. д. Главное, что отличает метод от формы, это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого ученика.

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения

Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. "Метод" (по-гречески - "путь к чему-либо") - способ достижения цели, способ приобретения знаний.

Форма обучения - это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Выделяют формы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также такие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т. д. Главное, что отличает метод от формы, это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого ученика.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю. К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

Т. А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы:

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ Рассказ, беседа, инструктаж и др. 
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Упражнение, тренировка, самоуправление и др. 
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ Иллюстрирование, показ, предъявление материала

Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности - методы формирования сознания, поведения и чувств:

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др. 
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ Упражнение, тренировка, самоуправление 
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ (стимулирования) Одобрение, похвала, порицание,КОНТРОЛЬ и др.

Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы: 
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Классификациям. А. Данилова, Б.П. Есипова исходит из того, что, если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их можно разделить на следующие группы: 
а) методы приобретения новых знаний; 
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; 
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп: 
а) методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся - рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала; 
б) методы закрепления изучаемого материала - беседа, работа с учебником; 
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала - работа с учебником, лабораторные работы; 
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков - упражнения, лабораторные занятия; 
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся - наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.

Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) методы обучения, например: рассказ, лекция, объяснение, и диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).

Остановимся еще на одной классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) - осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются "знания-знакомства".

2. Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание  для учащихся на воспроизведение  ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство  опытов и, таким образом, ученик  сам активно воспроизводит учебный  материал: отвечает на вопросы, решает  задачи и т. д.; в результате  формируются "знания-копии".

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники  и средства, педагог, прежде чем  излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные  подходы, показывает способ решения  поставленной задачи. Студенты как  бы становятся свидетелями и  соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем  такой подход широко используется.

4. Частично-поисковый, или  эвристический, метод. Заключается  в организации активного поиска  решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под  руководством педагога, либо на  основе эвристических программ  и указаний. Процесс мышления  приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется  и контролируется педагогом или  самими учащимися на основе  работы над программами (в том  числе и компьютерными) и учебными  пособиями. Такой метод, одной из  разновидностей которого является  эвристическая беседа, - проверенный  способ активизации мышления, возбуждения  интереса к познанию на семинарах  и коллоквиумах.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки  проблем и задач и краткого  устного или письменного инструктажа  обучаемые самостоятельно изучают  литературу, источники, ведут наблюдения  и измерения и выполняют другие  действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий  поиск проявляются в исследовательской  деятельности 

Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный - методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например: 1) усредненный общий темп изучения материала; 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися; 3) большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате ученики "разучиваются думать"; 4) почти полное незнание учителем, усваиваются ли учащимися сообщаемые знания; 5) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания; 6) затрудненность самостоятельной работы учеников с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала; 7) преобладание нагрузки на память учащихся, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит. Но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного воспроизведения информации по памяти не требуются, не применяются, и, с другой стороны, ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную информацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

 


Информация о работе Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения