Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:12, реферат
Критерии по активности: стенические (стен – сила); астенические. Стенические эмоции – это эмоции активизирующие деятельность поведения, повышающие их эффективность, мобилизующие организм. Астенические подавляют продуктивность, деятельность организма. По степени сложности и происхождению выделяют: собственно эмоции (низшие эмоции); чувства (высшие эмоции). Собственно эмоции часто связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувства, их возникновение связано с социальными потребностями. Выделяют несколько признаков отличающих эмоции от чувств. Эмоции носят врожденный характер.
Классификация видов
эмоций: Критерии по активности: стенические
(стен – сила); астенические. Стенические
эмоции – это эмоции активизирующие деятельность
поведения, повышающие их эффективность,
мобилизующие организм. Астенические
подавляют продуктивность, деятельность
организма. По степени сложности и происхождению
выделяют: собственно эмоции (низшие эмоции);
чувства (высшие эмоции). Собственно эмоции
часто связаны с удовлетворением биологических
потребностей.
Чувства, их возникновение связано с социальными
потребностями. Выделяют несколько признаков
отличающих эмоции от чувств. Эмоции носят
врожденный характер. Чувства прижизненно
формируемы. Чувства всегда предметны.
Эмоции не опредмечены. Чувства более
стойкие и глубокие в отличие от эмоций.
В свою очередь чувства могут подразделяться
по содержанию. Выделяют следующие виды
чувств: 1. Праксические (пракс–практика)
(чувство профессиональной гордости);
2. Интеллектуальные; 3. Моральные (этические).
2.Эстетические (чувство прекрасного).
По регулирующей функции эмоции подразделяются
на следующие виды: 1. Эмоциональный тон
ощущений; 2. Эмоциональный отклик: Настроение;
Конфликтное эмоциональное состояние:
стресс, аффект, фрустрация.
Эмоциональный тон ощущений –
это отношение человека к качеству ощущений,
т.е. различные ощущения являются для человека
приятным, неприятным или нейтральным
(запах розы – приятным, запах помойки
– неприятным). Эмоциональный тон различных
воздействий закрепляется в памяти, выступает
составной частью в представлении памяти,
участвует в формировании эмоциональной
памяти.
Эмоциональный отклик – это оперативная
реакция человека на изменение в окружающей
среде (багровое солнце). Одной из разновидностью
эмоционального отклика является эмпатия
(синтония) – умение сопереживать эмоциональное
состояние других людей.
Настроение – это ситуативно-обусловленное
доминирование какого-либо состояние,
которое усиливает или ослабляет психическую
деятельность человека на протяжении
определенного периода времени. Настроения
могут вызваться позитивными или негативными
воздействиями (комфортная обстановка,
успех или не успех в работе, в отношениях
между людьми). Настроение всегда причинно
обусловлено, хотя человек не всегда может
осознавать эту причину.
Стресс – это нервное психическое
перенапряжение, вызванное сверхсильным
воздействием, адекватная реакция, на
которое ранее не была сформирована, но
должна была найдена в сложившихся условиях.
Стресс всегда связан с тотальной организацией
сил организма, на поиск выхода из сложившейся
ситуации. Воздействие стрессоров вначале
вызывают вегетативное изменение (снижение
сахара в крови) и при этом резко понижается
способность к адекватному поведению,
происходит понижение всех психических
функций. Могут возникать ошибки в отражении
действительности, т.е. неправильно оценивается
количество и качество объектов, их пространственно-временные
характеристики, сужается объем внимания,
затрудняется его переключение. Затем
к человеку постепенно возвращается способность
адекватно действовать. Понятие стресса
ввел Г.Селье, он определил стресс как
совокупность адаптационно-защитных реакций
организма на воздействие, вызывающие
физическую или психическую травму.
В развитии стресса Селье выделил 3 этапа:
Считается, что стресс –
это неспецифическая
Аффект – внезапно возникающее в острой
конфликтной ситуации чрезмерно нервное
психическое перевозбуждение, которое
проявляется во временной дезорганизации
сознания и крайней импульсивности поведения.
Аффект – это взрыв. Состояние аффекта
характеризуется следующими чертами:
1. Поведение человека при аффекте регулируется
не заранее обдуманной целью, а теми эмоциями,
которыми полностью захватывают личность.
2. Резко снижается логичность мышления
и поведения, нарушается способность установить
внутренние логические взаимосвязи между
явлениями. 3. В сознании начинает доминировать
одно часто искаженное представление,
происходит сужение сознания. 4. Крайняя
импульсивность поведения, т.к. эмоции
теряют контроль со стороны сознания.
Может возникать частичная или полная
амнезия и страдает логика. Аффект может
возникать и при непосредственном воздействии,
а также он может быть результатом длительного
воздействия, суммации травмирующих событий,
запустить его может незначительный повод.
Субъективно аффект переживется как состояние,
происходящее помимо воли, как навязанное
извне. Усиленный волевой контроль в начальной
стадии развития аффекта может помочь
его избежать.
Фрустрация – это стойкое,
глубокое негативное эмоциональное состояние,
которое вызывается крушением значимых
целей для человека, срыва его жизненных
планов. Состояние фрустрации со значительной
дезорганизацией психических процессов
(депрессивное состояние, ослабление памяти).
Труднопреодолимость фрустрации связано
с тем, что человек не может преодолеть
причины, связанные с этим.
Фрустрационная толерантность –
готовность человека к фрустрационным
воздействиям, готовность их преодолеть.