Клиникалық психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:12, реферат

Краткое описание

Клиническая психология (англ. clinical psychology; от греч. kline — постель, больничная койка) - термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).

Вложенные файлы: 1 файл

Клиническая психология.docx

— 39.81 Кб (Скачать файл)

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Клиническая психология (англ. clinical psychology; от греч. kline — постель, больничная койка) - термин, получивший распространение  в западной психологии, в одном  из своих значений близкий термину  «мед. психология»; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных  и девиантных форм поведения детей  и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией  пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).

 

Исторически представления  о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она  берет в работах психиатров конца XIX - нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, З. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и  др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической  патологии, описать ее феноменологию  и специфическое отличие от нормы. Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное  понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к  экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

 

Др. источником К. п. можно  считать изучение индивидуально-психологических  различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом  в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в  западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают  все большую популярность, представляя  компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных  психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более  тонком, глубоком понимании бессознательных  тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз  болезни. (См. Тесты проективные.) Проективные  методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики - диагностикой и психотерапией. С 1960-х  гг. благодаря «антипсихиатрическому  течению» в К. п. проникают гуманистические  идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие «клиника», становясь  синонимом «клиники жизни», включая  в себя многообразие межличностных  проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. Клиническая психология все  реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы  ее профессиональной компетентности расширяются  от постели больного к его жизни  внутри больничного коллектива и  вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных  форм ведения больного, в т.ч. групповой  и семейной психотерапии, психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический  подход к больному человеку, ориентированный  на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.

 

На наш взгляд, термином «Клиническая психология» обозначается особый подход, метод в широком  смысле слова, позволяющий изучать  не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические  знания о человеке: общепсихологические  закономерности - с фактами, выводимыми «методом прецедента», т.е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического  анализа т.н. случая (case study — детальное  описание и изучение 1 индивида), в  результате чего складывается целостное  представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания  человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический  подход).

 

Среди современных тенденций  развития Клинической психологии следует  отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности  к духовному росту, порождению новых  творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в  широком смысле слова позволяет  решать проблемы диагностики и психологической  помощи взрослым и детям в сфере  воспитания и образования, иметь  дело с трудовой и социальной реабилитацией  пожилых людей и инвалидов, создавать  специальные программы работы с  жертвами насилия и посттравматического  стресса. (Е.Т. Соколова)

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

 

Клиническая психология (от греч. klinike — врачевание, kline — постель, ложе) - область медицинской психологии, изучающая психические факторы  происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические  аспекты целебных воздействий. Цель и задачи К. п. определяются практическими  потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим Клиническая психология включает в себя разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию (см. Психосоматика).

 

 

В круг проблем соматопсихологии входит изучение личности, психологических  вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим  и психическим. Особое значение в  соматопсихологии имеет исследование больных с психосоматическими расстройствами - внутренними заболеваниями (например, гипертоническая болезнь, хроническая  коронарная недостаточность, бронхиальная астма и др.), в происхождении  и течении которых ведущее  место занимают психические факторы. Разделение Клинической психологии на пато-, нейро- и соматопсихологию весьма условно и отражает традиционную медицинскую классификацию болезней.

 

Области К. п. сближаются благодаря  задачам исследования, применяемым  методам, а также в связи с  наличием пограничной патологии, являющейся предметом изучения нескольких разделов К. п. Теоретическое и прикладное значение К. п. раскрывается в решении  вопросов совершенствования диагностической  и экспертной работы, психологического потенцирования лечебных мероприятий, изучения взаимоотношений больных, организации работы персонала лечебных учреждений и оптимизации лечебной среды клиник, разработки специальных  психологических методов, повышающих результативность и длительность эффекта  лечения, коррекцию изменений в  личности больных, возникающих в  ходе заболевания. В зарубежной, в  частности, американской, психологии, объем К. п. соответствует содержанию понятия «медицинская психология».

 

Словарь психиатрических  терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

 

нет значения и толкования слова

 

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

 

нет значения и толкования слова

 

Оксфордский толковый словарь  по психологии

 

Клиническая психология - область  психологии, занимающаяся аберрантным, плохо адаптивным или патологическим поведением человека. Среди многочисленных проблем клинической практики –  диагностика, оценка, классификация, лечение, профилактика и исследования. Хотя в последние годы проявилась тенденция  к эмпирическому подходу, с позиций  которого врач-клиницист проводит исследования, делая выводы, разрабатывая методологию, клиническая психология по-прежнему в значительной степени отражает исторически сложившийся стиль, который является преимущественно  медицинским по ориентации. Однако, чтобы оценить огромный диапазон, доступный практикующему консультанту (и даже большее количество –  человеку, которому требуется психотерапия), следует ознакомиться с некоторыми наиболее признанными и широко применяемыми терапиями: см. поведенческая, химо, клиентоцентрическая, когнитивно-бихевиористская, встреч, гештальт, групповая, психоанализ (различные  формы) и т.д.

предметная область термина

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ АСПИРАНТУРУ (clinical psychology graduate training) До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась; стимул к  развитию программ их подготовки появился после Второй мировой войны, когда  очевидной стала потребность  в большом количестве клинических  психологов. Хотя термин "клиническая  психология", по-видимому, был впервые  введен Лайтнером Уитмером в 1896г., в  течение неск. десятилетий не существовало определенной области исслед. и подготовки, по отношению к к-рой можно  было бы применить этот термин. Со времен Уитмера психологи занимались коррекционной  работой как члены "бригад" (вместе с психиатрами и соц. работниками) в психиатрических клиниках и  больницах, занимали должности "психометристов" или лиц, проводящих "умственные испытания", а тж работали психотерапевтами. Их подготовка состояла в изучении традиционной академической психологии на психол. факультетах ун-тов, к-рое  дополнялось практикумом и работой "интерна" на нек-рых доступных  должностях под наблюдением психиатров. К 1947г. неск. ун-тов уже осуществляли подготовку специалистов в области  клинической психологии через аспирантуру. В начале того же года Американская психол. ассоц. (АРА) создала специальную  комиссию под председательством  Дэвида Шекоу, перед к-рой были поставлены следующие задачи:

Определить рекомендуемую  программу подготовки специалистов в области клинической психологии.

Определить стандарты  для орг-ций, предлагающих подготовку специалистов в области клинической  психологии, включ. ун-ты, интернатуры  и др. учреждения для прохождения  практики.

Посетить ин-ты, проводящие обучение, и проанализировать работу.

Поддерживать связь с  др. орг-циями, занимающимися сходными задачами.

 

Полный доклад этой комиссии был опубликован в конце того же года под названием "Рекомендуемая  программа специализации по клинической  психологии". Он основывался на рез-татах  дебатов специальной комиссии и  на более ранних документах, выпущенных Американской ассоц. прикладной психологии (АААР), созданной в 30-х гг. и вошедшей позднее в состав АРА. В докладе  сначала формулировались "непрофессиональные требования" ("preprofessional requirements") к поступающим на специализацию "клиническая психология", к-рые  включали наличие высокого уровня интеллекта и целого ряда личностных качеств, а  тж обширной подготовки по психологии, естественным и гуманит. наукам. Затем  в докладе предлагалась четырехгодичная  программа подготовки специалистов через аспирантуру с получением степени д-ра философии (Ph.D).

 

Учебый план должен был  включать курсы в следующих областях: общая психология (физиолог. и сравнительная  психология, возрастная психология, история  психологии и соц. психология); психодинамика  поведения (динамическая и эксперим. динамическая психология, психопатология); диагностические методы (наблюдение, интервьюирование, различные интеллектуальные и личностные тесты); терапия (индивидуальная и групповая); методы научного исслед. и родственные дисциплины. В дополнение к этому академическому учеб. плану  для студентов рекомендовалось пройти практикум, включающий целый год работы интерном с целью обеспечения "занимающего все рабочее время контакта с пациентами клиник - контакта гораздо более интенсивного, нежели тот, с к-рым приходилось иметь дело во время клинической практики на втором году обучения". Поворотным событием в истории подготовки специалистов в области клинической психологии стала конференция в Боулдере, штат Колорадо, созванная летом 1949г. Ее результаты, а тж выработанная на ней т.н. "Боулдерская модель" клинической подготовки оказывали существенное влияние на протяжении более чем трех последующих десятилетий. АРА при содействии Национального ин-та психич. здоровья организовала двухнедельную конференцию с целью сформулировать задачи и программу подготовки клинических психологов для удовлетворения появившегося спроса на их услуги. Большая часть дискуссии касалась доклада комиссии АРА 1947г., к-рый, в общем и целом, был поддержан конференцией. Конференция в Боулдере рекомендовала базовый учеб. план по клинической психологии, к-рый "должен был быть организован т. о., чтобы и диагностические и терапевтические методики давались в неразрывной связи с теориями личности и поведения".

 

На конференции предлагалось включить в базовый учеб. план следующие  дисциплины:

физиология человека;

теория личности;

возрастная психология;

общественные отношения;

психопатология;

оценка личности;

клиническая медицина и клиническая  психиатрия;

психотерапия и коррекционные  процедуры;

методология клинических  исследований;

профессиональные и межпрофессиональные  отношения;

ресурсы и организация  общины (community);

практикум и интернатура.

 

Новая общая докторская программа  подразумевала не менее 4 лет аспирантской работы. За этот период нужно было написать курсовую работу по общей и клинической  психологии, пройти практикум, включающий год работы в интернатуре, а тж завершить исслед. по теме обязательной докторской диссертации. Необходимость  в квалифицированных клинических  психологах растет, и более заметными  становятся проблемы, связанные с  самой моделью их обучения. Уже  на конференции в Боулдере были высказаны  нек-рые сомнения относительно достижимости поставленных научно-практических целей. Затем в последующие десятилетия  поднимался вопрос, могут ли в действительности оба комплекса личных качеств и способностей - ученого и клинического врача - "сосуществовать" в одном человеке. Как свидетельствует опубликованная характеристика участников клинических программ, все чаще лица, обучающиеся по этим программам, намного больше интересуются клинической практикой, чем исслед.

 

В конце 60-х появилась новая  модель подготовки специалистов, к-рая  предшествовала и, возможно, явилась  стимулом проведения конференции в  Вэйле (Vail), - в 1968г. в ун-те Иллинойса  была введена докторская программа, предполагавшая присуждение степени  д-ра психологии (Psy.D). Программа обучения клинической психологии по этой программе  была отлична от предыдущей, в рамках к-рой готовились доктора философии, т.к. она была направлена на подготовку клинических врачей-практиков, а  не ученых. В новой программе акцент делался на прикладные курсы, посвященные  различным методам оценки и вмешательства, деятельности по охране психич. здоровья населения и т.п. Было отменены жесткие  требования докторской (Ph.D) диссертации, однако занятия, посвященные оценке и аналитическому обзору исслед., остались частью программы.

 

После 1968г. неск. ун-тов стали  присуждать степень д-ра психологии. В рамках нек-рых ин-тов программа  получения докторской степени по психологии осуществляется отдельной  структурой, независимой от факультета психологии. Др. явлением стали профессиональные школы психологии.

 

К началу 80-х гг. появились  профессиональные школы, полностью  независимые от действующих ун-тов. Большинство из них предлагают степень  д-ра психологии, хотя нек-рые сохранили  и степень д-ра философии. Такие  школы обычно имеют очень небольшой  штат сотрудников, работающих полный рабочий  день; они полагаются прежде всего  на привлечение специалистов-профессионалов на условиях неполной занятости. Что  касается программ получения степени  д-ра философии в области клинической  психологии, то здесь в первый год  студент проходит курсы статистики, клинической оценки, теории личности и семинары по теме магистерской диссертации. Второй год обучения составляют психопатология, введение в психотер., практикум  и завершение работы над магистерской диссертацией. Третий год посвящен практикуму повышенного типа (на должностях младшего персонала (clerkship), курсам по выбору, истории, теории систем и исслед. по теме диссертации. Наконец, на четвертом  году соискатели проходят обучение в  интернатуре в течение полного  рабочего дня. Однако, как отмечалось выше, эти идеальные временные  рамки соблюдаются редко: большинству  соискателей требуется 5 и более  лет, чтобы завершить обучение по программе. Не существует двух похожих  программ получения докторской степени  по клинической психологии. Различные  программы заметно разнятся между  собой. Изначально участники конференции  в Боулдере мудро отказались от того, чтобы создать конкретную, единую программу клинической подготовки. Принимая во внимание постоянные изменения  в мире и в соц. условиях, они  оставили возможность для инноваций  и творчества. См. также Комитет  по профессиональной психологии (США), Американская психологическая ассоциация А. Рабин

Информация о работе Клиникалық психология