Клинико-психологический алгоритм исследования пациетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

ТАТ – проективный метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности. Этот метод способствует определению уровня скрытых тенденций, которые человек, скрывает или не может показать вследствие их неосознанности. На факультативных занятия будут разбираться процедура проведения исследования и обработки полученного материала, основы анализа и интерпретации рассказов, а также особенности реагирования и характеристики рассказов для различных групп больных с нервно-психическими заболеваниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Алгоритм клинико-психолгич исследования.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Клинико-психологический алгоритм исследования пациетов

 
1. Тематический апперцептивный тест (ТАТ), применение в клинике.

ТАТ – проективный  метод, с помощью которого можно  выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты  личности. Этот метод способствует определению уровня скрытых тенденций, которые человек, скрывает или не может показать вследствие  их неосознанности. На факультативных занятия будут разбираться процедура проведения исследования и обработки полученного материала, основы анализа и интерпретации рассказов, а также особенности реагирования и характеристики рассказов для различных групп больных с нервно-психическими заболеваниями.

 
2. Методика исследования структуры  интеллекта Векслера. Шкала памяти  по Векслеру. Применение в клинике.

Шкала интеллекта для взрослых Векслера (WAIS), методика исследования мышления и интеллекта в клинике нервно-психических  заболеваний, которая позволяет  диагностировать уровень интеллектуального  развития человека, структуру и особенности  интел¬лекта. Сочетая в себе возможности качественного и количественного анализа и оценки интеллекта человека, методика Векслера помогает решать не только практические задачи, но и проводить дифференциальную диагностику.    
На факультативных занятия будут разбираться процедура проведения исследования и обработки полученного материала, основы анализа и интерпретации профиля при исследовании уровня интеллектуального развития и структуры интеллекта.

 
3. Проективные методики: исследование  самооценки по Дембо - Рубинштейн, тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, Хэнд-тест.

В рамках факультативного  занятия будет разобрана процедура  исследования с помощью данных проективных  методик, особенности проведения и  анализа материала, основы интерпретации.

 
4. Структура клинического заключения (группа или индивидуальные консультации).

Факультативное  занятие направлено на формирование навыка обобщения результатов психологического исследования: изучение алгоритма написания  заключения, структуры личности, особенностей изложения полученной психологической информации о человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методология клинико-психологического исследования

Цель клинико-психологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.

Основными задачами проведения клинико-психологического исследования являются:

— дифференциальная диагностика  нарушений психической деятельности;

— анализ структуры и  установление степени психических нарушений;

— определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;

— оценка динамики психических  нарушений во времени;

— решение экспертных задач.

Диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза — определением характера расстройства. Следует различать медицинский и клинико-психологический диагноз. Медицинский диагноз фокусируется на формальном отнесении видимой психологической проблемы к конкретной таксономической единице — наиболее подходящему названию, включенному в принятую систему классификации. Правильное определение названия расстройства автоматически предопределяет возможный круг его причин и соответствующее воздействие на них посредством специфического лечения.

Клинико-психологический  диагноз представляет собой психологический  анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения). Фактически клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.

 

Клинико-психологическая  диагностика включает следующие  компоненты:

— описание проблемы или  расстройства (главные и сопутствующие  признаки; степень выраженности — продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния);

— формальная классификация  проблемы или расстройства (определение  типа);

— объяснение возможных  причин или условий возникновения  проблемы или расстройства;

— прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений  о развитии патологического состояния  в определенных обстоятельствах);

— общая психологическая  оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравнения оценки до начала и после окончания терапевтических воздействий).

В диагностике  можно выделить два противоположных  подхода: объясняющий и понимающий. Первый связан с нозологической парадигмой клиническо-психологической диагностики, второй — с описательно-феноменологической. В нозологической парадигме психолог опирается на общие выводы, применимые к широким группам людей. В описательно-феноменологической парадигме психолог делает акцент на уникальной ситуации развития конкретного ребенка или семьи.

Ведущий нозологический принцип диагностики — принцип  объяснения, который основывается на понятности или непонятности для стороннего наблюдателя (психолога или врача) поведения человека и особенностей его психической деятельности.

Основной акцент в нозологически ориентированной  клинико-психологической диагностике  делается на различении отдельных признаков расстройства и определении их связи с патологическим процессом. Патологические признаки обозначаются с помощью системы симптомов.

Симптом — это строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.

Другими словами, симптом есть обозначение патологического  признака. Не каждый признак является симптомом, а только тот, для которого установлена причинно-следственная связь с патологией. Психопатологические  симптомы делятся на- позитивные и негативные.

 

 

 

 

 

 

 

Построение  клинико-психологического исследования

Различают несколько  этапов клинико-психологического исследования.

Первый  — до знакомства с пациентом — этап формулирования клинической задачи.

Сюда включается беседа с людьми, окружающими ребенка: педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками, врачами — по поводу особенностей его поведения и личности, возникающих  проблем [С врачом обсуждаются вопросы особенностей течения основного заболевания ребенка, диагностических или терапевтических проблем, имеющихся у врача в связи с психологическими особенностями ребенка, ознакомление с историей болезни (анамнез, течение болезни, результаты исследований, прием лекарств, психический статус).]; определение характеристик систем межличностных отношений проблемного ребенка (социальные условия его жизни), оценка материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с общим состоянием физического здоровья: нет ли сопутствующих соматических заболеваний, не получает ли ребенок психотропные вещества. Нежелательно проведение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, натощак или сразу после еды. Повторные исследования лучше проводить в то же время, что и первичные. На этом этапе составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.

Второй  этап — беседа с пациентом.

Беседу нужно  начинать с расспроса паспортных данных, на основании чего составляется первое суждение о состоянии памяти. Затем уточняется состояние памяти (кратковременная и долговременная — даты собственной жизни, исторические события, недавние события), оценивается внимание, характеризуется состояние сознания: ориентировка во времени, месте и собственной личности. Вопросы необходимо задавать в непринужденной, естественной манере, как в обычной беседе. Также выясняется отношение пациента к своему заболеванию, проблеме, разъясняется цель ЭПИ. В дальнейшей беседе выясняются особенности личности (до заболевания и на настоящий момент), оценка происходящих изменений, оценка самочувствия, работоспособности, определяется культурно-образовательный уровень.

Третий  этап — экспериментально-психологический.

Выполнению  каждого задания должна предшествовать инструкция, которая должна определять ситуацию исследования и обеспечивать сотрудничество психолога и пациента. Небрежно поданная инструкция может привести к неадекватным результатам. Инструкцию необходимо предварительно испытать до начала ЭПИ. Она должна быть максимально лаконичной, соответствовать умственным способностям пациента, исключать возможность разноречивого понимания. Возможно использование предварительных примеров. Если пациент не справляется с заданием, важно совместно обсудить причины этого. Также важно оценить, принимается помощь со стороны психолога пациентом или отвергается им (негативизм, нарочитость = сопротивление). Необходима полная и точная запись обстоятельств, проводимого эксперимента, высказываемых пациентом суждений.

Четвертый этап — составление заключения.

 Заключение  всегда должно быть ответом  на вопрос, поставленный перед  психологом. Единой формы заключения  нет. Но заключение никогда  не является простым повторением  протокола исследования. Важна характеристика  психического состояния на основании полученных данных, должны быть отмечены особенности поведения, отношение к исследованию, наличие установочного поведения, выделяются ведущие патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (например, темп реакций, истощаемость, устойчивость), описываются сохранные стороны психической деятельности. Допускается приведение характерных ярких примеров. В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома). Заключение не должно быть категоричным по стилю утверждений.

 

 

 

 


Информация о работе Клинико-психологический алгоритм исследования пациетов