Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:58, реферат
ТАТ – проективный метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности. Этот метод способствует определению уровня скрытых тенденций, которые человек, скрывает или не может показать вследствие их неосознанности. На факультативных занятия будут разбираться процедура проведения исследования и обработки полученного материала, основы анализа и интерпретации рассказов, а также особенности реагирования и характеристики рассказов для различных групп больных с нервно-психическими заболеваниями.
Клинико-психологический алгоритм исследования пациетов
1. Тематический апперцептивный
ТАТ – проективный
метод, с помощью которого можно
выявить доминантные
2. Методика исследования
Шкала интеллекта
для взрослых Векслера (WAIS), методика
исследования мышления и интеллекта
в клинике нервно-психических
заболеваний, которая позволяет
диагностировать уровень
На факультативных занятия будут разбираться
процедура проведения исследования и
обработки полученного материала, основы
анализа и интерпретации профиля при исследовании
уровня интеллектуального развития и
структуры интеллекта.
3. Проективные методики: исследование
самооценки по Дембо - Рубинштейн, тест фрустрационной толерантности
С. Розенцвейга, Хэнд-тест.
В рамках факультативного
занятия будет разобрана
4. Структура клинического заключения (группа
или индивидуальные консультации).
Факультативное
занятие направлено на формирование
навыка обобщения результатов
Методология клинико-психологического исследования
Цель клинико-психологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.
Основными задачами проведения клинико-психологического исследования являются:
— дифференциальная диагностика
нарушений психической
— анализ структуры и установление степени психических нарушений;
— определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;
— оценка динамики психических нарушений во времени;
— решение экспертных задач.
Диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза — определением характера расстройства. Следует различать медицинский и клинико-психологический диагноз. Медицинский диагноз фокусируется на формальном отнесении видимой психологической проблемы к конкретной таксономической единице — наиболее подходящему названию, включенному в принятую систему классификации. Правильное определение названия расстройства автоматически предопределяет возможный круг его причин и соответствующее воздействие на них посредством специфического лечения.
Клинико-психологический диагноз представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения). Фактически клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.
Клинико-психологическая диагностика включает следующие компоненты:
— описание проблемы или расстройства (главные и сопутствующие признаки; степень выраженности — продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния);
— формальная классификация проблемы или расстройства (определение типа);
— объяснение возможных причин или условий возникновения проблемы или расстройства;
— прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений о развитии патологического состояния в определенных обстоятельствах);
— общая психологическая оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравнения оценки до начала и после окончания терапевтических воздействий).
В диагностике
можно выделить два противоположных
подхода: объясняющий и понимающий. Первый связан с нозологической
парадигмой клиническо-психологической
диагностики, второй — с описательно-
Ведущий нозологический принцип диагностики — принцип объяснения, который основывается на понятности или непонятности для стороннего наблюдателя (психолога или врача) поведения человека и особенностей его психической деятельности.
Основной акцент
в нозологически
Симптом — это строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.
Другими словами,
симптом есть обозначение патологического
признака. Не каждый признак является
симптомом, а только тот, для которого
установлена причинно-
Построение клинико-психологического исследования
Различают несколько этапов клинико-психологического исследования.
Первый — до знакомства с пациентом — этап формулирования клинической задачи.
Сюда включается беседа с людьми, окружающими ребенка: педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками, врачами — по поводу особенностей его поведения и личности, возникающих проблем [С врачом обсуждаются вопросы особенностей течения основного заболевания ребенка, диагностических или терапевтических проблем, имеющихся у врача в связи с психологическими особенностями ребенка, ознакомление с историей болезни (анамнез, течение болезни, результаты исследований, прием лекарств, психический статус).]; определение характеристик систем межличностных отношений проблемного ребенка (социальные условия его жизни), оценка материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с общим состоянием физического здоровья: нет ли сопутствующих соматических заболеваний, не получает ли ребенок психотропные вещества. Нежелательно проведение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, натощак или сразу после еды. Повторные исследования лучше проводить в то же время, что и первичные. На этом этапе составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.
Второй этап — беседа с пациентом.
Беседу нужно
начинать с расспроса паспортных
данных, на основании чего составляется
первое суждение о состоянии памяти.
Затем уточняется состояние памяти
(кратковременная и
Третий
этап — экспериментально-
Выполнению каждого задания должна предшествовать инструкция, которая должна определять ситуацию исследования и обеспечивать сотрудничество психолога и пациента. Небрежно поданная инструкция может привести к неадекватным результатам. Инструкцию необходимо предварительно испытать до начала ЭПИ. Она должна быть максимально лаконичной, соответствовать умственным способностям пациента, исключать возможность разноречивого понимания. Возможно использование предварительных примеров. Если пациент не справляется с заданием, важно совместно обсудить причины этого. Также важно оценить, принимается помощь со стороны психолога пациентом или отвергается им (негативизм, нарочитость = сопротивление). Необходима полная и точная запись обстоятельств, проводимого эксперимента, высказываемых пациентом суждений.
Четвертый этап — составление заключения.
Заключение
всегда должно быть ответом
на вопрос, поставленный перед
психологом. Единой формы заключения
нет. Но заключение никогда
не является простым
Информация о работе Клинико-психологический алгоритм исследования пациетов