Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:29, реферат

Краткое описание

К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической.

Содержание

1. Связь различных областей клинической психологии с различными видами клиник…………………………………………………………………………. 1
2. Проблема локализации высших психических функций………………… 4
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР Клинич психол.docx

— 33.46 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1. Связь различных областей клинической психологии с различными видами клиник…………………………………………………………………………. 1

2. Проблема  локализации высших психических  функций………………… 4

Список  используемой литературы 

 

1. Связь различных  областей клинической  психологии с различными  видами клиник.

       К. К. Платонов рассматривал клиническую  психологию как часть медицинской  психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической.  

На рисунке  можно проследить направленность разделов клинической психологии на конкретные клиники:

      -           на психиатрическую клинику – патопсихология.

      Патопсихология, согласно Зейгарник, изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. До настоящего времени дискуссионным остается вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии как раздела психиатрии. Трудности такого разграничения неизбежны, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом — нарушениями психической деятельности. Предложение Платонова понимать под психопатологией те патологические изменения психики, которые изучает патопсихология, вряд ли могло быть принято. Правильно отмечал Блейхер, что психопатология не сводится к патологическим изменениям психики. Это наука, не только описывающая клинические проявления нарушений психики, но и изучающая их механизмы, в том числе и психологические.;

      -           на неврологическую – нейропсихология. Задача нейропсихологии, согласно взглядам Лурия, основателя этой отрасли психологии, — изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением новых, психологических, методов для топической диагностики локальных поражений мозга. Несколько позже Лурия видел задачу нейропсихологии как одного из разделов медицинской психологии в квалификации симптома — выделении фактора, лежащего в основе нарушения, и описании особенностей той структуры измененной психической деятельности, которая возникает в результате очагового поражения мозга;

      -           на соматическую – психосоматика. На выделение в качестве самостоятельного раздела медицинской психологии претендовал и комплекс проблем, относящихся к исследованию природы, методов лечения и предупреждения так называемых психосоматических расстройств, значимость которых в структуре заболеваемости населения постоянно возрастала. Психосоматическим исследованиям с использованием психологических методов посвятили свои монографические работы Губачев, Зайцев, Гоштаутас, Соложенкин, Березин и др.

      Перспективными  оказались исследования психосоматических  зависимостей путем использования  методологии психофизиологического  подхода, истоки которого содержатся в  трудах Сеченова, Павлова, Введенского, Ухтомского.

      В зависимости от характера решаемых задач существуют три самостоятельных  определения клинической психологии:

1. Клиническая психология - это область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения. Здесь психологические знания, навыки и методы используются в целях профилактики заболеваний, постановки диагноза, преодоления болезней, восстановления здоровья и социально-трудовой адаптации больных.

2.   Клиническая психология - это область психологической 
науки, изучающая частные и общие закономерности нарушений 
и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития. Указание на роль 
клинической психологии в решении общепсихологических проблем содержится в третьем определении.

3. Клиническая психология - это область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики, в условиях измененной, нарушенной психической деятельности.

 

2. Проблема локализации  высших психических  функций.

       Локализация высших психических функций —  кардинальная проблема о соотношении  мозга и психических процессов, разрабатываемая рядом научных  дисциплин: нейрофизиологией, нейроанатомией, нейропсихологией и другими нейронауками. История изучения этой проблемы восходит к трудам Гиппократа, Галена и др. Рассмотрение проблемы локализации высших психических функций всегда зависело от решения следующих вопросов: что такое психическая функция, каково строение мозга, и что собой представляет сама локализация. Представители одного из направлений в решении проблемы локализации высших психических функций — узкого локализационизма — рассматривали психические функции как единые, неразложимые на компоненты "психические способности", осуществляемые узкоограниченными участками коры головного мозга или соответствующими мозговыми "центрами". Поражение "центра" ведет к выпадению соответствующей функции. Другое направление — "антилокализационизм" — рассматривало мозг как единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции. Психические функции трактовались как неделимые психические способности. Согласно данной теории, поражение любой области мозга ведет к общему снижению функции (напр., к снижению интеллекта, как считал Ф. Гольц, или к общему ухудшению "символической функции", по К. Гольдштейну). Степень нарушения функции не зависит от локализации поражения, а определяется массой перенесшими локальные поражения мозга, как будто бы подкрепляют фактами оба указанных направления: поражение отдельных участков мозга приводит к нарушению различных психических процессов. Однако возможно осуществление той же функции другими отделами мозга, т. к. при локальных поражениях мозга нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений.  

       Данное  противоречие нашло разрешение в  теории системной динамической локализации  высших психических функций, разработанной  Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Эта теория основана на положениях, сформулированных в отечественной псхиологии Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия и др., о социально-исторической обусловленности, прижизненном формировании, системном строении и динамической организации высших психических функций человека, а также на трудах крупнейших отечественных физиологов — И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина, Я. А. Бернштейна, в которых развиваются представления о рефлекторной природе и сложной системной физиологической организации психических процессов.

       Согласно  теории системной динамической локализации  высших психических функций человека, психические функции следует  рассматривать как сложные системные  образования, прижизненном сформированные по своему генезу, опосредствованный по своему строению, прежде всего речью, и сознательные произвольные по своему функционированию. Физиологической основой психической функций являются сложные функциональные системы, состоящие из многих афферентных и эфферентных звеньев. Психическая функция лабильна, динамична, изменчива по своей организации. Различные звенья функциональной системы могут замещать друг друга, каждое ее звено связано с определенной мозговой структурой, а вся функциональная система — со многими мозговыми структурами как коры, так и подкорковых образований. Существуют общие звенья функциональных систем, которые участвуют одновременно в осуществлении нескольких психических функций. Поражение этих звеньев ведет к появлению закономерных сочетаний нарушений психических функций, составляющих определенные нейропсихологические синдромы. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций, мозг как субстрат психических процессов работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами надо соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных функций. Физиологические процессы, осуществляемые в определенных мозговых структурах, ответственные за возникновение определенных нейропсихологических синдромов, обозначаются в нейропсихологии как нейропсихологические факторы. Таким образом, вопрос о соотношении мозга и психики согласно концепции Л. С. Выготского и А. Р. Лурия (или психической способности), с отдельным узкоограниченным участком коры больших полушарий («центром») или со всем мозгом как единым недифференцированным целым. Теория системной динамической локализации высших психических функций представляет собой новый важный этап в решении сложнейшей проблемы мозгового субстрата психических процессов. Справедливость этой теории проверена многолетней практикой успешной нейропсихологической диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных функций.

 

Используемая  литература.

1. В.Н.  Косырев «Клиническая психология», Тамбов, 2003 г.

2. Б.Д.Карвасарский «Клиническая психология», 2004 г.

3. В.Д.  Менделевич «клиническая (медицинская)  психология, 2001 г.

4. Ресурс  интернет: http://gatchina3000.ru/literatura/luria_a_r/luria-1_01a.htm

Информация о работе Клиническая психология