Несмотря на определенную степень
незрелости системы зрительного
восприятия, ее организация к
концу дошкольного периода, за
счет специализированного участия
проекционных ассоциативных корковых
зон и их взаимодействие обеспечивает
высокую разрешающую способность
перцептивной функции, возможность
восприятия новых сложных объектов
и выработки соответствующих
эталонов, что способствует значительному
обогащению индивидуального опыта.
Вместе с тем в 6 летнем возрасте
имеются затруднения в произвольной
регуляции восприятия, в умении
управлять этими процессами в
соответствии с заданной инструкцией.
Психофизиологической основой развития
произвольности процесса восприятия
является становление мозговых
механизмов внимания.
Важной когнитивной функцией
является внимание. С 4 до 7 лет идет быстрое
нарастание объема внимания. В 5 летнем
возрасте система восприятия носит определенные
черты незрелости. Еще не специализировано
участие заднеассоциативных структур
в зрительном восприятии, что определяет
затруднения в анализе сложных изображений,
не имеющих аналогов в индивидуальном
опыте ребенка. Существенные изменения
в организации системы восприятия с 6 лет
– специализированное вовлечение в анализ
и обработку зрительной информации заднеассоциативных
отделов – создает условия для углубленного
восприятия предметов. Этому соответствует
качественное изменение электрофизиологического
коррелята внимания. Усиление тета-ритма
в ответ на новые стимулы начинает перемежаться
со зрелым типом реакции активации – блокадой
(десинхронизацией) альфа-ритма в каудальных
отделах коры. Десинхронизация альфа-ритма
создает условия для формирования новой
системы анализа информации, необходимой
для снятия неопределенности, расширяет
сферу действия внимания, обеспечивая
его направленность не только на стимулы,
обладающие привлекательностью. Развивающаяся
в дошкольном возрасте возможность произвольной
регуляции деятельности по внешней инструкции
является предпосылкой способности ребенка
к управлению своим вниманием. Скачек
в структурно-функциональном созревании
лобных областей к 6-7 годам создает физиологическую
основу осознанной регуляции активационных
процессов – включение механизмов произвольного
внимания [13].
Вообще внимание как элемент
когнитивной деятельности тесно
взаимодействует со всеми психическими
функциями. Рассматривая когнитивные
процессы, важно подчеркнуть, что,
начиная с периода новорожденности,
внимание способствует удовлетворению
развивающейся познавательной потребности.
В основе начальных форм внимания
лежат установочные и прослеживающие
глазные движения, обеспечивающие
возможность восприятия ребенком
внешнего мира.
Двусторонняя связь восприятия
и внимания способствует прогрессивному
развитию в онтогенезе обоих
процессов. Развитие сенсорных
систем (блок анализа и переработки
информации по А.Р.Лурия) в совершенствовании
воспринимающей информации мозга определяет
возможность привлечения внимания к более
сложным признакам объекта, а это, в свою
очередь способствует его более глубокому
и полному описанию и опознанию.
Внимание, как и восприятие, является
сложно организованной системой,
включающей мозговые структуры
различного уровня. Общая мобилизационная
готовность обеспечивается ретикулярными
и лимбическими структурами, оказывающими
активирующее облегчающее влияние
на корковые процессы (блок поддержания
тонуса и бодрствования). Избирательность
и направленность внимания создается
системой регуляции, контроля
и активации с участием лобных
отделов коры (третий блок) на
основе проанализированной информации
и доминирующей потребности [34].
С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание
объема внимания. У детей 5-6 лет
в результате несовершенного
участия лобных отделов в восприятии
информации активированные корковые
процессы в основном реализуются
не на основе анализа информационной
значимости стимула, а связаны
с возбуждением эмоциональных
структур, следовательно, внимание
детей 5-6 лет, прежде всего,
обусловлено вовлечением в реакцию
на внешние стимулы эмоциональной
сферы, что отличает его от
7-летних, для которых в норме
должно быть естественным уменьшение
импульсивных реакций и возрастание
роли такой характеристики деятельности
как произвольность. Отсюда –
возможность длительное время
выполнять непривлекательное задание.
У старших дошкольников и младших
школьников в связи с большой
зрелостью лобных отделов значительную
роль уже играет оценка информации
и совершенные механизмы произвольного
внимания. Эти изменения совместно
со снижением удельного веса
категории предпочтения для привлечения
внимания организуют его интеллектуализацию,
обусловленную нарастающей кортикализацией
этой функции.
Об интеллектуализации внимания
старших дошкольников свидетельствуют
результаты экспериментов, направленных
на изучение способности к
выделению информационной значимости
последовательно предъявленных одинаковых
по физическим характеристикам простых
стимулов при отсутствии внешней инструкции.
Также у детей 6 лет возрастает устойчивость
внимания, появляется возможность регуляции
деятельности по образцу. Именно с этого
возраста и начинается развитие качественно
нового этапа в организации внимания.
Уровень речевого развития ребенка во многом
определяет успешность обучения в школе,
однако значительная часть детей с возраста
6 лет (около 60%) имеют нарушения речевого
развития. Функциональная система речи
включает, прежде всего, комплекс анализаторных
систем, незрелость которых серьезно сказывается
на развитии речи. Это подтверждается
наличием высоких корреляций между уровнем
речевого развития и сформированностью
структур второго (операционального) блока
мозга, связанных как со звукоразличением,
так и с нарушениями артикуляции. Фарбер
отмечает, что элементарное речевое развитие
детей, начиная с 6 лет, уже не определяется
функциональной зрелостью коры и подкорковых
структур. В возрасте пяти лет происходит
интенсивное развитие речи. На протяжении
дошкольного возраста формируется планирующая
и регулирующая функция речи. А.Р.Лурия
отмечает, что с пяти лет речь только начинает
выполнять основную нагрузку в регуляции
поведения и деятельности детей. По данным
его исследований к 5 годам лобные доли
головного мозга вступают в работу и достигают
такого уровня зрелости, который позволяет
речи приобрести регулирующую функцию.
Ребенок становится способным подчинять
свои действия принятой программе, контролировать
ее выполнение [19]. На более высокую ступень
поднимается и процесс обобщения – дети
пяти лет могут обобщать группы предметов
по общим существенным признакам. Пятилетки
усваивают не только способ обозначения
групп предметов, но и принцип обозначения
и дают свое наименование группам предметов
с учетом того общего признака, на основе
которого предметы могли бы быть объединены
одним признаком [7].
Необходимым компонентом когнитивной
деятельности является психомоторное развитие. Анализ уровня
развития мелкой моторики и графических
движений позволяет не только выделить
факторы риска, но и достаточно четко прогнозировать
трудности при обучении письму. Факторы
риска в развитии моторных функций имеют
подавляющее большинство детей 6-7 лет
(около 90%). Основой этих трудностей является
прежде всего незрелость структур второго
операционального блока мозга. Показательно,
что эти влияния связаны с трудностями
выполнения заданий, требующих координации,
точности, ловкости, т.е. связанных с процессами
произвольного контроля. Известно, что
ведущим звеном контроля произвольных
функций в этом возрасте является зрение,
поэтому нельзя исключить влияние уровня
развития и зрительно-пространственного
восприятия на качество выполнения моторных
задач [13].
Таким образом, формирование функциональной
организации мозга, лежащей в
основе когнитивной деятельности,
- процесс длительный, наблюдаемый
в течение всего периода восходящего
онтогенеза. В основе этого процесса
лежит, с одной стороны, специализация
корковых зон, а с другой
– возрастающая возможность их
пластического взаимодействия.
Специализированное участие областей
коры в осуществлении различных
форм интегративной деятельности
мозга определяется структурным
созреванием нейронных ансамблей
и совершенствованием их организации.
Формирование и расширение системы
горизонтальных корковых связей
создают предпосылки для широкого
взаимодействия нервных центров.
Что касается когнитивных процессов,
то на основании анализа представленных
работ можно сделать вывод
о некоторой несформированности
у детей 5-6 лет психофизиологических
механизмов, обеспечивающих основные
когнитивные функции. Однако возраст
5-6 лет многие авторы считают периодом
интенсивного развития морфо-функциональных
структур, обеспечивающих формирование
и развитие когнитивных функций.
Около пяти лет происходят многочисленные
изменения во всех сферах развития ребенка. Возраст пяти
лет также определяется как сенситивный
для развития произвольности.