Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 16:23, реферат
В работе показано, что поленезависимые креативны как группа в целом. В частности, об этом свидетельствует разный уровень развития невербальной креативности у студентов ПГУ и ПГИИК. При этом была выявлена значимая связь между показателями вербальной оригинальности и вербальной уникальности, что, возможно, обусловлено профессиональной направленностью обучения студентов ПГУ и ПГИК.
Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011
УДК 159
КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Латыпова Регина Р.
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;
E-mail: regina-star_90mail.ru
В работе показано, что поленезависимые креативны как группа в целом. В частности, об этом свидетельствует разный уровень развития невербальной креативности у студентов ПГУ и ПГИИК. При этом была выявлена значимая связь между показателями вербальной оригинальности и вербальной уникальности, что, возможно, обусловлено профессиональной направленностью обучения студентов ПГУ и ПГИК.
Творческое мышление
– один из интереснейших феноменов,
выделяющих человека из мира животных.
Уже в начале жизни у человека
проявляется настоятельная
Систематические психологические исследования творчества позволили разработать различные теоретические подходы к изучению данного феномена, накопить большой теоретический и эмпирический материал. Актуальность работы заключается в том, что, не смотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
Сегодня большинство исследователей делают акцент на разных составляющий процесса креативности, либо, ставя во главу угла одну составляющую, которая признаётся центральной (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Ф.Баррон и др.), либо выстраивая сложную систему взаимодействующих процессов (Г. Айзенк, Д. Фельдман и др.) [1].
Таким образом, новизна данной работы заключается в том, что эмпирических данных, подтверждающих наличие взаимосвязи креативности и поленезависимого когнитивного стиля, в проанализированной нами литературе нет. В целом, в психологии существует как минимум три основных подхода к проблеме творческого мышления. Они могут быть сформулированы следующим образом:
В настоящей работе приводится
обзор различных концепций и
подходов к изучению творческого
мышления и когнитивных стилей, рассматриваются
отличительные особенности
Значительное место в
Объектом работы является творческое мышление. Предмет – когнитивный стиль полезависимость -поленезависимость и его связь с процессом творческого мышления. Цель данного исследования – изучить особенности связи творческого мышления с когнитивными стилями: полезависимость – поленезависимость (на материале студентов Пермского государственного университета и Пермского государственного института искусств и культуры).
Основываясь на положении Г. Уиткина о том, что «поленезависимые лица более креативны как группа в целом» [7] нами были сформулированы следующие гипотезы:
В исследовании приняли участие 60 чел., из них 30 студентов 1-3 курсов ПГУ, специальностей: «психология», «клиническая психология», «социология»; 30 студентов 1-3 курсов ПГИИК, специальностей: «режиссура театральных представлений», «художественная живопись», «актёры драмы». Выборка состояла из 40 женщин и 20 мужчин. Возрастной диапазон участников исследования – от 18 до 22 лет. Каждый участник получал индивидуальный пакет методик. К исследованию испытуемые приглашались с учетом положительного отношения, на основе добровольного участия. Полученные эмпирические данные были обработаны с использованием статических процедур в программе «Statistica for Windows, Version 6».
Были использованы следующие методы:
В результате проведения исследования и статистической обработки данных были получены следующие результаты:
Таким образом, гипотеза в том виде в каком она была сформулирована нами не нашла подтверждения. В ходе исследования обнаружились интересные взаимосвязи между компонентами модели креативности теста вербальной креативности С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант) и когнитивным стилем тест «Фигуры Готтшальдта» [6]. А именно:
Библиографический список
COGNITIVE STYLES AND CREATIVE THINKING PROCESS
Regina R. Latypova
Perm State National Research University, 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia
This paper describes field-free creativity as a whole group. This is confirmed by the fact of different levels of creativity among students PSU and PGIIK. This research shows that there is a significant dependence between verbal originality and verbal uniqueness. This is probably because of professional orientation of PSU and PGIIK.
Рецензия-рекомендация на статью
Латыповой Р. Р. «Когнитивные стили и процесс творческого мышления»
Работа Р. Латыповой посвящена
актуальному для психологии способностей
и одаренности вопросу
Считаем, что полученные автором результаты представляют интерес для когнитивного направления в современной психологии, а статья может быть рекомендована к публикации.
Доцент каф. общей и
клинической психологии,
к.психол.н.
Информация о работе Когнитивные стили и процесс творческого мышления