Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 12:31, реферат
Когнитивная психология является одним из направлений исследования познавательной деятельности, средствами ее моделирования. Каждый человек мыслит в рамках того познавательного стиля, который у него сложился, считая присущую ему форму понимания происходящего единственно возможной и «верной». Начиная с 60-х годов можно наблюдать развитие в психологии когнитивного направления. Этой тематикой занимались такие известные психологи с мировым именем, как Брунер, Ж. Пиаже, А.Бек, К. Левин и Д.Келли.
Когнитивный подход в психологии……………………………………..3
Развитие мышления в онтогенезе (теория Жана Пиаже)….…………….4
Теория личностных конструктов Джорджа Келли…………………...….7
Теория поля Курта Левина……………………………………………….11
Вывод….…………………………………………………………………..16
Список использованной литературы….………………………
Содержание
Когнитивная психология является одним
из направлений исследования познавательной
деятельности, средствами ее моделирования. Каждый
человек мыслит в рамках того познавательного
стиля, который у него сложился, считая
присущую ему форму понимания происходящего
единственно возможной и «верной». Начиная с 60-х годов можно наблюдать развитие
в психологии когнитивного направления.
Этой тематикой занимались такие известные
психологи с мировым именем, как Брунер,
Ж. Пиаже, А.Бек, К. Левин и Д.Келли. Они изучали принципы
организации познавательных процессов
и различия в том, как люди воспринимают,
осмысливают и организуют свой опыт, оценивают
его и пользуются им. Личность, при этом,
интересует их не сама по себе, а как объяснительный
принцип.
Из этого следует, что когнитивная психология
изучает, как люди получают информацию
о мире, как эта информация представляется
человеком, как она хранится в памяти и
преобразуется в знания, которые затем
влияют на наше внимание и как следствие
поведение. Также следует сказать, что
когнитивная психология влияет на все
разделы психологии, причем достаточно
особое внимание уделяется обучению. В когнитивной системе как нельзя
лучше описываются все этапы процесса
обучения человека. В когнитивной
психологии психика рассматривается,
как система когнитивных реакций и прослеживается
связь этих реакций не только с внешними
стимул-реакциями, но и с внутренними переменными,
например с самосознанием, когнитивными
стратегиями, селективностью внимания
и тому подобное. Когнитивная психология
не является вариантом концептуального
видения личности. В ней разрабатывают
различные подходы, общим для которых,
является направленность на изучение
процессов познания и интеллекта. Когнитивная
психология подчеркивает влияние интеллектуальных
процессов на функционирование личности,
но не работает над созданием теории личности.
Представители когнитивного направления
считают, что неправильное поведение человека
вызвано прежде всего иррациональными
мыслями. В задачу терапевта входит изучить
мыслительные процессы пациента и довести
до его сознания иррациональные моменты
его мысли. Если человек будет более объективно
воспринимать события, это приведет к
поиску новых форм поведения, то есть модификация
мнения приведет к модификации поведения.
Среди теорий, описывающих интеллектуальное развитие, наиболее влиятельной в современной когнитивной психологии является теория Жана Пиаже. Хотя в последнее время возникло множество альтернативных концепций, теория Пиаже является своеобразным отправным пунктом для ориентации в сложном процессе развития мышления в онтогенезе. В концепции Пиаже широко применяются понятия логики и математики, а интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического мышления у детей от рождения до раннего юношеского возраста. Жан Пиаже (1896-1980) был одним из самых выдающихся экспериментальных психологов 20 века. Его работа повлияла на многих выдающихся психологов последующих поколений, которые изучали не только поведение человека, но и поведение не относящихся к человеку видов, таких как приматы. В детстве Жан Пиаже настолько сильно интересовался биологией и естественными науками, что уже к пятнадцатилетнему возрасту опубликовал несколько статей по моллюскам. Прежде чем стать психологом, Жан Пиаже получил образование в сфере естественных наук и философии. После окончания учёбы он переехал во Францию, где устроился работать в школу для мальчиков. Директором в школе был Альфред Бине — создатель теста IQ. Во время обработки результатов теста IQ Пиаже обратил внимание на значительную разницу между ответами детей младшего и старшего возраста, где младшие постоянно давали неправильные ответы на определённые вопросы. Это наблюдение подтолкнуло его к заключению, что когнитивные процессы детей отличаются от когнитивных процессов взрослых. Концепция Пиаже (1966г.) говорит о том, что развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Т.к. внешние воздействия засталяют наш организм либо видоизменять структуры активности (если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации), либо, если это понадобится вырабатывать новые структуры. Здесь имеется ввиду, что приспособление осуществляется при помощи двух механизмов. А именно: 1. ассимиляция (при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям). 2. аккомодация (при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации). Швейцарский психолог поставил перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир. Он выделяет 3 главные стадии развития познавательных процессов: 1. Сенсомоторная стадия (становления и развития чувствительных и двигательных структур – первые два года жизни ребенка). 2. Стадия конкретных действий (слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризуются - от 2 до 11лет. Так развивается мышление. Вначале это мышление носит субъективный характер, на этой стадии оно эгоцентрично, но, несмотря на это оно позволяет ребенку манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать и осуществлять над ними конкретные операции. А к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность). 3. Стадия формальных операций (развивается абстрактное мышление, также понятийное мышление. Согласно Пиаже эта стадия достигает полного развития к 14-16 годам. Хотя во многих исследованиях было показано, что лишь часть людей примерно 25-50% действительно может мыслить абстрактно). Также Пиаже благодаря своим исследованиям выделяет в каждой стадии свои подстадии: - врожденные рефлексы (1 месяц жизни ребенка) – это рефлексы сосания, мигания, хватания вызываются внешними стимулами; - моторные навыки ( с 1 до 4 месяцев) – здесь уже формируются условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка и окружающей среды, например, схватывание бутылочки с соской и т.д.; - циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – развитие координации между перцептивными системами и моторными движениями, например, хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь; - координация средств и цели (с 8 до 12 месяцев) – действия ребенка все более преднамеренны, направлены на достижение своей цели; - случайное открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) – потянув скатерть, можно достать лежащие на столе предметы; - изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – поиск новых решений для достижения целей, доставание желаемых предметов, решение 2-3-фазных задач; Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием наглядно-действенного мышления и становлением наглядно-образного мышления. Стадия конкретных операций включает в себя 3 подстадии: - предоперационный уровень (с 2 до 5 лет) – для этого уровня характерно развитие образного символического мышления, которые позволяют ребенку представлять себе объекты при помощи мыслительных образов и обозначать их словами или символами. Мышление ребенка достаточно существенно отличается от мышления взрослого и по форме и по содержанию. Особенностями мышления ребенка являются: эгоцентризм и синкретичность. - первый уровень конкретных операций ( с 5-6 до 7-8 лет) – ребенок приобретает способность к расположению объектов по уменьшению размеров, к их классификации, также у него формируется представление о сохранении материала. - второй уровень конкретных операций (с 8 до 11 лет) формируется представление о сохранении массы и объемы, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона. - стадия формальных операций (с 11-12 до 15 лет) – формируются понятийное и абстрактное мышление, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логических правил дедукции. Таким образом, изучив все вышеизложенное, можно сделать вывод, что Пиаже рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей в свою очередь подготавливает предыдущую.
Джордж Келли
(1905-1965) - один из
основателей когнитивного направления
в психологии личности убеждал, что все
люди действуют как исследователи, постоянно
думают, теоретизируют, погружаются в
творческий процесс, прогнозируют события.
Подобно тому, как ученые проводят свои
исследования и ищут истины, каждый человек
и осуществляет свое исследование в масштабах
собственного жизненного опыта, обдумывает
свои гипотезы, стремится предвидеть и
контролировать события своей жизни. Кроме того, что Келли был выдающимся
педагогом, ученым, теоретиком, он занимал
ключевые посты в американской психологии.
Он был президентом двух подразделений
- клинического и консультативного - в
Американской психологической ассоциации.
Он также активно читал лекции в Соединенных
Штатах и за границей. В последние годы
жизни Келли уделял большое внимание возможному
применению своей теории личностных конструктов
в разрешении различных международных
проблем. Личность является
деятельным в своем стремлении осмыслить
реальный мир опыта, лучше представить
себе будущее и творить свою судьбу. Она
формирует теории и гипотезы о себя и других
людей и может держаться своих взглядов,
подобно многих ученых, которые порой
цепляются за свою теорию, несмотря на
то, что наталкиваются на свидетельство
о ее несостоятельности. Термины, которые
люди используют для понимания друг друга,
для описания себя и своей позиции, получили
название личностных конструктов. Личностные конструкты это: а) всесторонние конструкты, которые
включают в себя широкий спектр явлений;
б) частные конструкты – включают узкий
диапазон явлений и возможностей; в) основные
конструкты, которые регулируют основную
деятельность человека; г) периферические
конструкты – могут меняться, не изменяя
значительно основную структуру. Структура личности
в рамках данного подхода рассматривается
как индивидуально своеобразная иерархия
конструктов. То есть, система конструктов
человека организуется в пирамидальную
структуру. Также Келли различает
проницаемый и непроницаемый конструкт.
Проницаемый конструкт допускает в свой
диапазон элементы применимости, еще не
истолкованные в пределах его границ,
он открыт для объяснения новых явлений.
В свою очередь непроницаемый конструкт
остается закрытым для интерпретации
нового опыта. Келли предположил, что конструкты
можно классифицировать: 1. Упредительные
классификационные конструкты (то, что
попало в одну классификацию, исключается
другой, не позволяя увидеть оцениваемое
явление в новом свете). 2. Констелляторные
конструкты (когда явление относится к
какой-то категории одного конструкта,
другие его характеристики. Т.е. если относим
человека к данной категории, то наделяем
его всеми соответствующими характеристиками).
Келли видел задачу психотерапии в том,
чтобы помочь людям изменить их конструктую
систему, улучшить ее прогностическую
эффективность, а также помочь пациенту
развивать новые гипотезы, новые конструкты,
сделать доступными факты, по которым
пациент сможет проверить свои гипотезы,
сформировать или реорганизовать конструктную
систему в более эффективную. В результате
чего человек осознает и интерпретирует
и себя, и ситуации иначе. Человек становиться
новым, более эффективным человеком.
Курт Левин (1890-1947)
- основатель психологической теории поля,
которая представляет собой метод анализа
жизненного пространства как отдельного
человека, так и группы людей. Для описания
психологической реальности, построения
структуры личности и моделирования ее
поведения в теории поля используются
средства топологи, как раздела математики,
изучающей свойства и взаимное расположение
геометрических фигур. Благодаря исследованиям
Левина и его коллег такие понятия, как
потребность, стремление, когнитивная
карта, умысел, мотив, цель, когнитивный
диссонанс, атрибуция и ожидания заняли
достойное место в психологии. Конструкты
теории поля, которые используют в так
называемых действующих исследованиях,
способствуют осмыслению и решению самых
разных проблем. Именно поэтому метод
Левина в последнее время часто используют
в образовании и других сферах социальной
жизни. Основные принципы теории поля: - применение
конструктивного, или генетического, метода
вместо классификационного. Сущность
конструктивного метода состоит в представлении
индивидуального случая с помощью небольшого
количества конструктивных элементов.
Общие законы психологии суть утверждения
об эмпирических взаимоотношениях этих
конструктивных элементов или об их свойствах.
В соответствии с этими законами можно
образовывать бесчисленное множество
сочетаний конструктивных элементов,
и каждое такое сочетание будет соответствовать
тому или иному конкретному случаю в определенный
момент времени. Таким образом, можно построить
мост между общим и конкретным, между законами
и индивидуальными особенностями. Конструктивный
метод - подход Левина к решению методологического
вопроса о номотетических и идиографических
методах в психологии. Этот принцип противопоставляется
такому подходу, при котором игнорируются
индивидуальные особенности и используются
общие законы и закономерности. - анализ психологического поля с позиции
целостности в противовес тому сложившемуся
в психологии подходу, согласно которому
изучаются отдельные элементы ситуации.
Вместо того, чтобы вычленять из ситуации
тот или иной изолированный элемент, значимость
которого невозможно оценить без рассмотрения
ситуации в целом, теория поля, как правило,
предпочитает начинать с характеристики
ситуации в целом. А уже после такого "анализа
в первом приближении" различные аспекты
и части ситуации подвергаются все более
и более конкретному и детальному анализу. -
изучение ситуации не с физической, а с
психологической точки зрения, т.е. с точки
зрения того, как она представлена субъекту.
Этот подход используется в противовес
идее физикалистского бихевиоризма объяснять
психические явления в "объективных
физических" терминах. Левин утверждает,
что одной из задач психологии является
задача - найти адекватные научные понятия,
благодаря которым стало бы возможно такое
представление сочетаний психологических
факторов, чтобы из них можно было бы вывести
поведение данного индивида. - исследование
поведения с точки зрения актуально складывающихся
обстоятельств и условий, в настоящем,
в ситуации "здесь и сейчас". Это положение
противопоставляется точке зрения З. Фрейда,
согласно которой адекватный анализ трудностей
человека должен строиться при учете его
прошлого опыта, либо используется как
контрпозиция идее А. Адлера и гуманистических
психологов (Г. Олпорта, К. Роджерса, А.
Маслоу) об исследовании личности с точки
зрения того, что она ожидает от будущего. - изучение
поведения с динамической точки зрения,
т.е. с точки зрения сил и напряжения психологического
поля. - математическое представление психологических
ситуаций (топологии и векторного анализа)
для изложения результатов в строго логической
последовательности. Топологические и
векторные понятия в такой мере сочетают
в себе аналитическую мощь и концептуальную
точность, что делает их превосходящими
подобные другие известные в психологии
концептуальные средства. Теорию поля
можно разделить на две части – структурную
(топологическую) и динамическую (векторную). Структурная
часть теории поля: Человек - замкнутая
система, обладающая двумя свойствами
- отделенностью от остального мира границей
и включенностью в большее пространство.
Он не может рассматриваться как автономная
система, поскольку всегда включен в другую
систему, называемую психологической
средой. Психологическая среда и человек
объединяются общим понятием - жизненное
пространство, которое рассматривается
как психическая реальность, т.е. как тотальность
возможных событий, способных повлиять
на поведение человека. Граница между
жизненным пространством и внешним миром
проницаема. Объекты, события, идеи, которые
в данный момент являются элементами жизненного
пространства, могут в следующий момент
стать элементами непсихологической среды
(физической, социальной и др.), если перестают
иметь какое-либо значение для человека,
стремящегося удовлетворить свои потребности,
снять напряжение. Человек отделен от психологической
среды границей, и сам обладает определенной
структурой. В структуре личности выделяется
внутренний регион и перцептуально-моторный
слой. Внутренний регион поделен на определенные
ячейки, которые, по всей видимости, ассоциируются
с потребностями человека. Перцептуально-моторный
слой не дифференцирован и обеспечивает
взаимодействие между внутриличностным
регионом и средой. Среда также дифференцирована
и разделена на регионы, которые могут
изменяться. Каждый субрегион содержит
один психологический факт (наблюдаемый
или мысленный). Все воспринимаемое и выводимое
относится к фактам. Взаимодействие между
фактами описывается как событие по следующим
критериям: близости/удаленности регионов,
прочности/слабости границ, текучести/ригидности.
Из вышесказанного можно сделать заключение, что когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации. Обработка информации - это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы. Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как и компьютер, обрабатывает символы при решении задач и становится возможным использовать компьютер для моделирования деятельности человека. Когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе.
Список использованной литературы.
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - РнД., 2008.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб. 2009.
3. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.
Современный психологический
4. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психиатрический журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии-1996
5. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб. 2001.
6. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М. 2001.
7. Столяренко Л. Д. Психология личности. – РнД., 2009