Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:54, реферат
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Каждый коллектив вырабатывает систему социального контроля — совокупность способов воздействия на своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и пр., с помощью чего их поведение приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности.
Система социального контроля опирается,
во-первых, на привычки, то есть
укоренившиеся способы
во-вторых на обычаи — установившиеся виды поведения, которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих членов их признавать и придерживаться;в-третьих, на санкции, представляющие собой ту или иную реакцию группы на поведение индивида в социально-значимых ситуациях;
в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.
Люди подчиняются социальному контролю группы при необходимости принятия решения в условиях цейтнота, высокой сплоченности, изолированности от внешней среды, наличии готового варианта решения, устраивающего всех, оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельной ценности.12
Этапы и уровни развития коллектива.
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
На первом этапе в качестве
средства, сплачивающего детей в
коллектив, должно выступать единоличное
требование педагога к учащимся. Следует
отметить, что большинство воспитанников,
особенно младших возрастных групп,
практически сразу и
На втором этапе развития
коллектива основным проводником требований
к личности должен быть актив. Педагогу
в связи с этим необходимо отказаться
от злоупотребления прямыми
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", — писал А. С. Макаренко. Положение, "когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
В настоящее время сложился другой подход (Л.И.Новикова, А. Т.Куракин и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать детей.
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.
Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.
Если же начальное объединение произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к группе-кооперации.
Группа-кооперация отличается
реальной и успешно действующей
организационной структурой, высоким
уровнем групповой
Группа-автономия
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.
Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.
Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования. Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4—5 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).
Учебно-воспитательный коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.
Коллективизм — это
чувство солидарности с группой,
осознание себя ее частью, готовность
к действиям в пользу группы и
общества. Воспитание коллективизма
в школьном коллективе достигается
различными путями и средствами: организацией
сотрудничества и взаимопомощи в
учебе, труде, общественной работе; совместным
участием школьников в культурно-массовых
и спортивных мероприятиях; постановкой
перед учащимися перспектив (целей
деятельности) и совместным участием
в их осуществлении; активизацией работы
детских и юношеских
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.13
Список использованной литературы:
1. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова. – М.: Школа-Пресс,2000. – 450 с.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Как общаться с ребенком/ Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Академия, 1997- 261 с.
3. Ильин, Е.Н. Путь к ученику/Е.Н. Ильин. – М.: Академия,1988. – 345 с.
4. Сластёнин, В.А. Педагогика:учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко - М.: «Школа-Пресс», 1997. -543 с.
5. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании/ А.В. Луначарский – М.: Педагогика, 1976. – 640 с.
6. Бабанский, Ю.К. Педагогика/ Ю. К. Бабанский – М.:Просвещение,1983. – 517 с.
7. Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива/ Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник – М.: Педагогика,1988. -144 с.
8. Ерина, Е.Л. Управление персоналом в социальных учреждениях: учебно-методический комплекс дисциплины/ Е.Л. Ерина – М.: Академия, 2008. -214 с.
9. Энциклопедия менеджмента. 2008-2010г.г. [Электронный ресурс]
10. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ А.С. Макаренко – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.
11. Управление персоналом. Словарь-справочник 2001-2010г.г. [Электронный ресурс]
12. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – М.:Академия, 2002. – 342 с.
1 Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова. – М.: Школа-Пресс,2000. – С. 450.
2 Гиппенрейтер, Ю.Б. Как общаться с ребенком/ Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Академия, 1997- С. 26.
3 . Ильин, Е.Н. Путь к ученику/Е.Н. Ильин. – М.: Академия,1988. – С. 34.
4 Гиппенрейтер, Ю.Б. Как общаться с ребенком/ Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Академия, 1997- С. 61.
5 Луначарский, А.В. О воспитании и образовании/ А.В. Луначарский – М.: Педагогика, 1976. – С. 64.
6 Бабанский, Ю.К. Педагогика/ Ю. К. Бабанский – М.:Просвещение,1983. – С. 51.
7 Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива/ Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник – М.: Педагогика,1988. –С. 14.
8 Энциклопедия менеджмента. 2008-2010г.г. [Электронный ресурс]
9. Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива/ Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник – М.: Педагогика,1988. – С. 44.
10 . Сластёнин, В.А. Педагогика:учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко - М.: «Школа-Пресс», 1997. –С. 43.
11 . Управление персоналом. Словарь-справочник 2001-2010г.г. [Электронный ресурс]
12 Энциклопедия менеджмента. 2008-2010г.г. [Электронный ресурс]
13 Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – М.:Академия, 2002. – С. 42.
Информация о работе Коллектив как объект и субъект воспитания