Коллектив как объект и субъект воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:54, реферат

Краткое описание

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

Каждый коллектив вырабатывает систему социального контроля —  совокупность способов воздействия  на своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание  заслуг и пр., с помощью чего их поведение приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами  деятельности.

Система социального контроля опирается,

во-первых, на привычки, то есть укоренившиеся способы поведения  в определенных ситуациях;

во-вторых на обычаи — установившиеся виды поведения, которые коллектив  с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих  членов их признавать и придерживаться;в-третьих, на санкции, представляющие собой ту или иную реакцию группы на поведение индивида в социально-значимых ситуациях;

 

в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора  за поведением и поступками людей.

Люди подчиняются социальному  контролю группы при необходимости  принятия решения в условиях цейтнота, высокой сплоченности, изолированности  от внешней среды, наличии готового варианта решения, устраивающего всех, оценке внутреннего согласия как  важнейшей самостоятельной ценности.12

 Этапы  и уровни развития коллектива.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение  людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют  коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд  этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического  требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в  коллектив, должно выступать единоличное  требование педагога к учащимся. Следует  отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно  принимают эти требования. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно  к каждому воспитаннику. Здесь  вступает в силу метод параллельного  действия, поскольку педагог имеет  возможность опереться в своих  требованиях на группу учащихся, которые  его поддерживают. Однако сам актив  должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого  условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием  коллектива. Если этого нет, то нет  и коллектива в истинном смысле.

Третий этап органично  вырастает из второго, сливается  с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в  известном тоне и стиле, работа воспитателя  становится математически точной, организованной работой", — писал А. С. Макаренко. Положение, "когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем  системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными  полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в  самоуправлении.

В настоящее время сложился другой подход (Л.И.Новикова, А. Т.Куракин  и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать детей.

В последние десятилетия  наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической  направленностью. Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической  зрелости. Именно высокий уровень  такой зрелости превращает группу в  качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в  группу-коллектив.

Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно  незнакомых детей, оказавшихся (или  собранных) на одном пространстве и  в одно время. Но взаимоотношения  и взаимодействия поверхностны и  ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.

Если же начальное объединение  произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в  группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку —  она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность  группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к группе-кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей  организационной структурой, высоким  уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные  отношения и ее внутригрупповое  общение носят сугубо деловой  характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая  совместимость здесь вторичны и  зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень  — автономизацию.

Группа-автономия характеризуется  высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В  ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

Однако группа-автономия  может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том  случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.

Напротив, если группа выходит  на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

Исследования показали, что  названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами  в процессе коллективообразования. Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4—5 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).

Учебно-воспитательный коллектив  — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его  влияние на личность во многом зависит  от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами  и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм — это  чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и  общества. Воспитание коллективизма  в школьном коллективе достигается  различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в  учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой  перед учащимися перспектив (целей  деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.         Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова. – М.: Школа-Пресс,2000. – 450 с.

2.    Гиппенрейтер, Ю.Б. Как общаться с ребенком/ Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Академия, 1997- 261 с.

3.       Ильин, Е.Н. Путь к ученику/Е.Н. Ильин. – М.: Академия,1988. – 345 с.

4.    Сластёнин, В.А. Педагогика:учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко - М.: «Школа-Пресс», 1997. -543 с.

5.     Луначарский, А.В. О воспитании и образовании/ А.В. Луначарский – М.: Педагогика, 1976. – 640 с.

6.         Бабанский, Ю.К. Педагогика/  Ю. К. Бабанский – М.:Просвещение,1983. – 517 с.

7.     Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива/ Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник – М.: Педагогика,1988. -144 с.

8.    Ерина, Е.Л. Управление персоналом в социальных учреждениях: учебно-методический комплекс дисциплины/ Е.Л. Ерина – М.: Академия, 2008. -214 с.

9.         Энциклопедия менеджмента. 2008-2010г.г. [Электронный ресурс]

10.      Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ А.С. Макаренко – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.

11.      Управление  персоналом. Словарь-справочник 2001-2010г.г. [Электронный ресурс]

12.    Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – М.:Академия, 2002. – 342 с.

1         Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова. – М.: Школа-Пресс,2000. – С. 450.

2 Гиппенрейтер, Ю.Б. Как общаться с ребенком/ Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Академия, 1997- С. 26.

3 .       Ильин, Е.Н. Путь к ученику/Е.Н. Ильин. – М.: Академия,1988. – С. 34.

4 Гиппенрейтер, Ю.Б. Как общаться с ребенком/ Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Академия, 1997- С. 61.

5 Луначарский, А.В. О воспитании и образовании/ А.В. Луначарский – М.: Педагогика, 1976. – С. 64.

6 Бабанский, Ю.К. Педагогика/  Ю. К. Бабанский – М.:Просвещение,1983. – С. 51.

7 Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива/ Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник – М.: Педагогика,1988. –С. 14.

8 Энциклопедия менеджмента. 2008-2010г.г. [Электронный ресурс]

9.     Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива/ Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник – М.: Педагогика,1988. – С. 44.

 

10 .     Сластёнин, В.А.  Педагогика:учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко - М.: «Школа-Пресс», 1997. –С. 43.

11 .      Управление персоналом. Словарь-справочник 2001-2010г.г. [Электронный ресурс]

12 Энциклопедия менеджмента. 2008-2010г.г. [Электронный ресурс]

13 Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – М.:Академия, 2002. – С. 42.


Информация о работе Коллектив как объект и субъект воспитания