Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 04:48, курсовая работа
В последние годы наблюдается значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ……………………………………………….………..…..6
1.1 Подходы и концепции коммуникативной компетенции …….……...6
1.2 Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…......................................................................................................12
1.3 Понятие профессионально важных качеств………………………....18
1.4 Понятие и типы профессий…………………………………………...20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ……………………………………………………………...23
2.1Обоснование выбора методик исследования коммуникативной компетентности …….……………………………………………………………....23
2.2 Описание результатов исследования………………...……………..…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………….....37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
Понятие "профессия" имеет в литературе много трактовок.
ВЫВОДЫ
Резюмируя содержание данной главы отметим, что коммуникативная компетентность является основной составляющей профессиональной компетентности разнотипных профессионалов. Она включает: высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно воспринимать и передавать информацию; умение активного слушания, построение обратной связи; понимание невербального языка общения; способность правильно оценивать собеседника как личность и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности и т.д.
С одной стороны, профессионально-важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны - они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.
Это одна из наиболее известных методик, создаваемых в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Впервые опубликован Р. Кеттеллом в 1950 году, последнее переработанное руководство вышло в 1970 году. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода на основе черт. Это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора.
Согласно теории личностных черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннею сущность поведения. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъекта на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же.
Факторный личностный опросник Р. Кеттелла позволяет получить наиболее полное, подробное представление о характере человека. При этом важно подчеркнуть, что опросник предназначен для оценивания нормальной личности. Опросник измеряет отдельные черты характера, отражающие самые разные аспекты личности человека: коммуникативные особенности, выраженность лидерского потенциала, развитость волевой регуляции поведения и стремления следовать социальным нормативам, наличие эмоциональных проблем (неуверенности в себе, тревоги, склонности к депрессиям и суицидным тенденциям), степень социальной приспособленности личности, склонность к конфликтам и борьбе с вышестоящими лицами, наличие интеллектуального и творческого потенциала.
Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности». При интерпретации профиля руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными [23].
При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.
Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.
Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о достоверности полученных результатов.
- замкнутость, неразговорчивость
- уверенная общительность
-Нормальная коммуникабельность
-Общительность (порой, быть может, даже сверх меры)
-«Рубаха-парень»
- Болезненная коммуникабельность
С помощью выбранных методик мы сможем оценить уровень коммуникативной компетентности и степень выраженности личностных особенностей разнотипных профессионалов и в дальнейшем выявить их взаимосвязь.
Выборку исследования составили 18 человек в возрасте от 23 до 48 лет. Каждый из респондентов ответил на вопросы двух методик для выявления уровня компетентности и на вопросы методики для определения личностных особенностей.
Полученные результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1. «Полученные данные в ходе исследования»
№ Р |
Ур.Ком |
Фактор А |
Фактор Б |
Фактор С |
Фактор Д |
Фактор К |
Фактор М |
Фактор Н |
A |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
1 |
3 |
9 |
10 |
7 |
11 |
9 |
8 |
12 |
5 |
8 |
6 |
3 |
7 |
7 |
8 |
6 |
6 |
5 |
8 |
6 |
7 |
4 |
6 |
5 |
2 |
3 |
11 |
11 |
13 |
8 |
18 |
13 |
7 |
9 |
10 |
7 |
7 |
6 |
5 |
9 |
10 |
10 |
4 |
8 |
4 |
6 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
16 |
9 |
7 |
10 |
9 |
8 |
7 |
5 |
8 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
8 |
5 |
6 |
5 |
5 |
8 |
3 |
5 |
7 |
4 |
2 |
5 |
5 |
6 |
7 |
9 |
8 |
10 |
5 |
6 |
6 |
7 |
5 |
6 |
4 |
7 |
4 |
4 |
7 |
8 |
4 |
6 |
7 |
8 |
5 |
3 |
12 |
12 |
12 |
10 |
4 |
10 |
14 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
4 |
5 |
7 |
8 |
5 |
7 |
5 |
8 |
4 |
6 |
2 |
15 |
10 |
14 |
9 |
18 |
6 |
13 |
7 |
5 |
6 |
9 |
8 |
6 |
8 |
10 |
7 |
5 |
7 |
7 |
8 |
1 |
6 |
6 |
7 |
2 |
4 |
9 |
10 |
12 |
9 |
7 |
8 |
6 |
8 |
6 |
9 |
8 |
7 |
8 |
5 |
4 |
5 |
7 |
5 |
6 |
4 |
6 |
4 |
8 |
3 |
6 |
8 |
12 |
6 |
18 |
8 |
7 |
8 |
7 |
9 |
7 |
6 |
5 |
9 |
10 |
6 |
8 |
8 |
6 |
4 |
6 |
5 |
6 |
9 |
2 |
16 |
16 |
8 |
12 |
15 |
9 |
12 |
7 |
6 |
4 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
7 |
6 |
3 |
3 |
5 |
10 |
2 |
16 |
8 |
8 |
3 |
14 |
10 |
16 |
6 |
2 |
8 |
3 |
4 |
7 |
5 |
8 |
3 |
3 |
10 |
9 |
3 |
5 |
8 |
7 |
11 |
3 |
12 |
12 |
12 |
10 |
4 |
10 |
14 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
4 |
5 |
7 |
8 |
5 |
7 |
5 |
8 |
4 |
12 |
2 |
15 |
10 |
14 |
9 |
18 |
6 |
13 |
7 |
5 |
6 |
9 |
8 |
6 |
8 |
10 |
7 |
5 |
7 |
7 |
8 |
1 |
6 |
6 |
13 |
3 |
9 |
10 |
7 |
11 |
9 |
8 |
12 |
5 |
8 |
6 |
3 |
7 |
7 |
8 |
6 |
6 |
5 |
8 |
6 |
7 |
4 |
6 |
5 |
14 |
3 |
11 |
11 |
13 |
8 |
18 |
13 |
7 |
9 |
10 |
7 |
7 |
6 |
5 |
9 |
10 |
10 |
4 |
8 |
4 |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
2 |
16 |
16 |
8 |
12 |
15 |
9 |
12 |
7 |
6 |
4 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
7 |
6 |
3 |
3 |
5 |
16 |
2 |
16 |
8 |
8 |
3 |
14 |
10 |
16 |
6 |
2 |
8 |
3 |
4 |
7 |
5 |
8 |
3 |
3 |
10 |
9 |
3 |
5 |
8 |
7 |
17 |
1 |
11 |
9 |
10 |
8 |
7 |
5 |
6 |
8 |
4 |
6 |
8 |
4 |
6 |
7 |
8 |
6 |
8 |
6 |
5 |
7 |
4 |
6 |
5 |
18 |
3 |
8 |
8 |
7 |
5 |
9 |
6 |
7 |
7 |
8 |
7 |
5 |
5 |
8 |
4 |
5 |
9 |
9 |
9 |
8 |
9 |
5 |
5 |
4 |
Информация о работе Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество