Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 04:48, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы наблюдается значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ……………………………………………….………..…..6
1.1 Подходы и концепции коммуникативной компетенции …….……...6
1.2 Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…......................................................................................................12
1.3 Понятие профессионально важных качеств………………………....18
1.4 Понятие и типы профессий…………………………………………...20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ……………………………………………………………...23
2.1Обоснование выбора методик исследования коммуникативной компетентности …….……………………………………………………………....23
2.2 Описание результатов исследования………………...……………..…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………….....37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 290.05 Кб (Скачать файл)

 

Понятие "профессия" имеет в литературе много трактовок.

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества [18, с. 150].

В англоязычной среде различают понятия "профессия" (ргоfession) и "занятие" (оссupation). Термин "профессия" применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий. 
В отечественной литературе принято отделять понятия "профессия" и "специальность". Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками,: помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия –слесарь, специальности - сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.

Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами [9, с. 56].

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым .

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: 
1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 
2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания. 
3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель. 
4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 
5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра [9, с. 84].

 

ВЫВОДЫ

Резюмируя содержание данной главы отметим, что коммуникативная компетентность является основной составляющей профессиональной компетентности разнотипных профессионалов. Она включает: высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно воспринимать и передавать информацию; умение активного слушания, построение обратной связи; понимание невербального языка общения; способность правильно оценивать собеседника как личность и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности и т.д.

С одной стороны, профессионально-важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны - они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

В состав компетентности входит совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, в связи с этим выделяют различные стратегии построения системы диагностики.

Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия .

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

 

2.1Обоснование выбора  методик исследования

 

В нашем исследовании мы использовали методики, направленные на оценку коммуникативной компетентности и степени выраженности личностных особенностей разнотипных профессионалов.

Для анализа личностных особенностей профессионалов  мы использовали факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Это одна из наиболее известных методик, создаваемых в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Впервые опубликован Р. Кеттеллом в 1950 году, последнее переработанное руководство вышло в 1970 году. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода на основе черт. Это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора.

Согласно теории личностных черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннею сущность  поведения. Различия в поведении людей объясняются различиями  в выраженности личностных черт. При этом  предполагается, что порядок субъекта на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же.

Факторный личностный опросник Р. Кеттелла позволяет получить наиболее полное, подробное представление о характере человека. При этом важно подчеркнуть, что опросник предназначен для оценивания нормальной личности. Опросник измеряет  отдельные черты характера, отражающие самые разные аспекты личности человека: коммуникативные особенности, выраженность лидерского потенциала,  развитость волевой регуляции поведения и стремления следовать социальным нормативам, наличие эмоциональных проблем (неуверенности в себе, тревоги, склонности к депрессиям и суицидным тенденциям), степень социальной приспособленности личности, склонность к конфликтам и борьбе с вышестоящими лицами, наличие интеллектуального и творческого потенциала.

Вопросы опросника носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации, что позволяет снизить процент субъективизма в ответах респондентов.

Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности». При интерпретации профиля руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными [23].

 При интерпретации уделяется  внимание, в первую очередь, «пикам»  профиля, то есть наиболее низким  и наиболее высоким значениям  факторов в профиле, в особенности  тем показателям, которые в «отрицательном»  полюсе находятся в границах  от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.

Опросник содержит следующие шкалы:

- «замкнутость- общительность»

- «интеллект»

- эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость»

- «подчиненность- доминантность»

- «сдержанность- экспрессивность»

- «подверженность чувствам- высокая нормативность поведения»

- «робость- смелость»

- жесткость- чувствительность»

- «доверчивость- подозрительность»

- «практичность- развитое  воображение»

- «прямолинейность- дипломатичность»

- «уверенность в себе- тревожность»

- «консерватизм- радикализм»

- «конформизм- нонконформизм»

-«низкий самоконтроль- высокий  самоконтроль»

- «расслабленность- напряженность»

- «адекватность самооценки».

 

Для диагностики коммуникативной компетентности были выбраны 2 методики:

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составление вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем, чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.

Фактор А

Высокая оценка +А – открытый, легкий, общительный.

Низкая оценка –А – необщительный, замкнутый.

Фактор В

Высокая оценка +В – с развитым логическим мышлением, сообразительный.

Низкая оценка –В – невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.

Фактор С

Высокая оценка +С – эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.

Низкая оценка –С – эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.

Фактор Д

Высокая оценка +Д – жизнерадостный, беспечный, веселый.

Низкая оценка –Д – трезвый, молчаливый, серьезный.

Фактор К

Высокая оценка +К – чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением.

Низкая оценка –К – полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.

Фактор М

Высокая оценка +М – предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.

Низкая оценка –М – зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.

Фактор Н

Высокая оценка +Н – контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.

Низкая оценка –Н – импульсивный, неорганизованный.

Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.

Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о достоверности полученных результатов.

 

Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

Данный тест можно отнести к экспресс-методикам, он дает возможность быстро определить уровень коммуникабельности человека. Испытуемым предлагается ответить на 16 вопросов, затем полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый:

- явная некоммуникабельность

- замкнутость, неразговорчивость

- уверенная общительность

-Нормальная коммуникабельность

-Общительность (порой, быть может, даже сверх меры)

-«Рубаха-парень» 

- Болезненная коммуникабельность

С помощью выбранных методик мы сможем оценить уровень коммуникативной компетентности и степень выраженности личностных особенностей разнотипных профессионалов и в дальнейшем выявить их взаимосвязь.

 

2.2. Описание результатов  исследования

 

Выборку исследования составили 18 человек в возрасте от 23 до 48 лет. Каждый из респондентов ответил на вопросы двух методик для выявления уровня компетентности и на вопросы методики для определения личностных особенностей.

Полученные результаты представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1. «Полученные данные в ходе исследования»

 

№ Р

Ур.Ком

Фактор А

Фактор Б

Фактор С

Фактор Д

Фактор К

Фактор М

Фактор Н

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

1

3

9

10

7

11

9

8

12

5

8

6

3

7

7

8

6

6

5

8

6

7

4

6

5

2

3

11

11

13

8

18

13

7

9

10

7

7

6

5

9

10

10

4

8

4

6

3

3

3

3

4

16

9

7

10

9

8

7

5

8

4

5

6

7

9

8

5

6

5

5

8

3

5

7

4

2

5

5

6

7

9

8

10

5

6

6

7

5

6

4

7

4

4

7

8

4

6

7

8

5

3

12

12

12

10

4

10

14

7

5

5

5

5

5

7

4

5

7

8

5

7

5

8

4

6

2

15

10

14

9

18

6

13

7

5

6

9

8

6

8

10

7

5

7

7

8

1

6

6

7

2

4

9

10

12

9

7

8

6

8

6

9

8

7

8

5

4

5

7

5

6

4

6

4

8

3

6

8

12

6

18

8

7

8

7

9

7

6

5

9

10

6

8

8

6

4

6

5

6

9

2

16

16

8

12

15

9

12

7

6

4

6

7

7

7

7

7

7

5

7

6

3

3

5

10

2

16

8

8

3

14

10

16

6

2

8

3

4

7

5

8

3

3

10

9

3

5

8

7

11

3

12

12

12

10

4

10

14

7

5

5

5

5

5

7

4

5

7

8

5

7

5

8

4

12

2

15

10

14

9

18

6

13

7

5

6

9

8

6

8

10

7

5

7

7

8

1

6

6

13

3

9

10

7

11

9

8

12

5

8

6

3

7

7

8

6

6

5

8

6

7

4

6

5

14

3

11

11

13

8

18

13

7

9

10

7

7

6

5

9

10

10

4

8

4

6

3

3

3

15

2

16

16

8

12

15

9

12

7

6

4

6

7

7

7

7

7

7

5

7

6

3

3

5

16

2

16

8

8

3

14

10

16

6

2

8

3

4

7

5

8

3

3

10

9

3

5

8

7

17

1

11

9

10

8

7

5

6

8

4

6

8

4

6

7

8

6

8

6

5

7

4

6

5

18

3

8

8

7

5

9

6

7

7

8

7

5

5

8

4

5

9

9

9

8

9

5

5

4

Информация о работе Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество