Коммуникативно - личностный потенциал социального влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать важность коммуникативно - личностный потенциала социального влияния.
Объект исследования. Коммуникативно-личностный потенциал.
Предмет исследования. Условия реализации личностных потенциалов у студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коммуникативно - личностный потенциал социального влияния………………………………………………………………………….5
1.1 Коммуникативно-личностный потенциал влияния……………...………5
1.2 Типы личного влияния……………………………………………………..9
1.3Система коммуникативных свойств в структуре личности………….…14
Глава 2. Исследование коммуникативно-личностного потенциала….……23
Заключение………………………………………...…………………………..28
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 291.36 Кб (Скачать файл)

культуры.

Недостаточно высокий уровень коммуникативной культуры мешает менеджерам следовать гуманистическим принципам, реализовывать творческую направленность в профессиональной деятельности; препятствует установлению доверительных отношений между субъектами учебного процесса, полноценному и гармоничному развитию личности как педагога, так и учащихся. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о необходимости разработки и реализации модели развития коммуникативных личностных качеств студентов.

Одним из основных критериев успешной адаптации студента является показатель успешности его учебной деятельности. Часть студентов достаточно быстро и успешно адаптируется к вузу и его требованиям, другие с трудом проходят процесс входа в новую учебную среду. Знание психологических факторов, обеспечивающих успешность адаптации студента к вузу и успешность его учебной деятельности, позволит более дифференцированно построить систему психологического сопровождения студента на начальном этапе его профессионализации. От успешности обучения в вузе зависит дальнейшее благополучие будущего специалиста в выбранной им сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреева И.В. Этика деловых отношений. - Спб.: Вектор, 2006.
  2. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении. М.: Дело, 2010.
  3. Ведомская Я.В. Формирование коммуникативной компетентности СПб.:, 2009.
  4. Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика. М.: Проспект, 2007.
  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2011.
  6. Куницына В.Н. Межличностное общение. СПб., 2012.
  7. Михайлюк Е.Б. Психология влияния. Ростов н/Д, 2009.
  8. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. СПб., 2008.
  9. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ.ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
  10. Сидоренко Е.В. Личное влияние и противостояние чужому влиянию (Психологические проблемы самореализации личности). СПб., 2007.
  11. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2009.
  12. Волков, И. В. Типология современных менеджеров среднего звена на основе оценки их личностных потенциалов / И. В. Волков // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2011. – №6
  13. Шеина М.Е. Коммуникативно-личностное развитие специалиста/ М.Е. Шеина, В.В. Рыжов // Вестник университета (Государственный университет управления).-2009.
  14. Шеина М.Е. Коммуникативно-личностная компетентность и профессионализм общения [Текст] /М.Е. Шеина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. - М.: Изд-во Русско-американского института, 2008.
  15. Шеина, М.Е. Диалог – основа духовного понимания личности и общения [Текст]/ В.В. Рыжов, М.Е. Шеина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. М.: Изд-во Русско-американского института, 2010.
  16. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). Минск, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Исследование уровня эмпатийных тенденций

Предлагаемая ниже методика успешно используется казанским психологом И. М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

Тест опросника

1.  Мне больше нравятся  книги о путешествиях, чем книги  из серии «Жизнь замечательных  людей».

2.  Взрослых детей раздражает  забота родителей.

3.  Мне нравится размышлять  о причинах успехов и неудачах  других людей.

4.  Среди всех музыкальных  передач предпочитаю передачи  о современной музыке.

5.   Чрезмерную раздражительность  и несправедливые упреки больного  надо терпеть, даже если они  продолжаются годами.

6.  Больному человеку  можно помочь даже словом.

7.   Посторонним людям  не следует вмешиваться в конфликт  между двумя лицами.

8.  Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9.  Когда в детстве  слушал грустную историю, на мои  глаза сами по себе наворачивались  слезы.

10.  Раздраженное состояние  моих родителей влияет на мое  настроение.

11.  Я равнодушен к  критике в мой адрес.

12.   Мне  больше  нравится  рассматривать  портреты,  чем  картины с пейзажами.

13.  Я всегда прощал  все родителям, даже если они  были неправы.

14.  Если лошадь плохо  тянет, ее нужно хлестать.

15.   Когда я читаю  о драматических событиях в  жизни людей, то чувствую, словно  это происходит со мной.

16.  Родители относятся  к своим детям справедливо.

17.  Видя ссорящихся  подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.  Я не обращаю внимание  на плохое настроение моих  родителей.

19.  Я подолгу наблюдаю  за поведением животных, откладывая  другие дела.

20.  Фильмы и книги  могут вызвать слезы только  у несерьезных людей.

21.  Мне нравится наблюдать  за выражением лиц и поведением  незнакомых людей.

22.  В детстве я приводил  домой кошек и собак.

23.  Все люди необоснованно  озлобленны.

24.  Глядя на постороннего  человека, мне хочется угадать, как  сложится его жизнь.

25.   В детстве младшие  по возрасту ходили за мной  по пятам.

26.   При виде покалеченного  животного я стараюсь ему чем-то  помочь.

27.  Человеку станет  легче, если внимательно слушать  его жалобы.

28.  Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в  число свидетелей.

29.  Младшим нравится, когда  я предлагаю им свою идею, дело  или развлечение.

30.  Люди преувеличивают  способность животных чувствовать  настроение своих хозяев.

31.   Из затруднительной  конфликтной ситуации человек  должен выходить самостоятельно.

32.  Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33.  Молодежь должна  удовлетворять любые просьбы  и чудачества стариков.

34.  Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники  иногда были задумчивы.

35.   Беспризорных домашних  животных следует отлавливать  и уничтожать.

36.   Если мои друзья  начинают обсуждать со мной  свои личные проблемы, я стараюсь  перевести разговор на другую  тему.

Подсчет результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

 

 

Классификатор теста

Если вы набрали от 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла – высокаяэмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов – низкий  уровень эмпатийности. Вы испытываете  затруднения в установлении контактов  с людьми, неуютно чувствуете  себя в большой компании. Эмоциональыне  проявления в поступках окружающих  подчас кажутся Вам непонятными  и лишенными смысла. Отдаете предпочтение  уединенным занятиям конкретным  делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок  и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за  деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют  вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь  и станете пристальнее всматриваться  в поведение близких и принимать  их проблемы как свои.

11 баллов и менее –  очень низкий уровень. Эмпатийные  тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать  разговор, держитесь особняком среди  сослуживцев. Особенно трудны контакты  с детьми и лицами, которые  намного старше вас. В межличностных  отношениях нередко оказываетесь  в неловком положении. Во многом  не находите взаимопонимания  с окружающими. Любите острые  ощущения, спортивные состязания  предпочитаете искусству. В деятельности  слишком сконцентрированы на  себе. Вы можете быть очень  продуктивны в индивидуальной  работе, во взаимодействии же  с другими не всегда выглядите  в лучшем свете. Болезненно переносите  критику в свой адрес, хотя  можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

     Приложение 2

ДИАГНОСТИКА  
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ  
(Методика А. В. Карпова)

 
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: 1 — абсолютно неверно; 2 — неверно; 3 — скорее неверно; 4 — не знаю; 5 — скорее верно; 6 — верно; 7 — совершенно верно. Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может».

Текст опросника

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда  потом долго думаю о ней; хочется  ее с кем-нибудь обсудить. 
2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову. 
3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор. 
4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем. 
5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей. 
6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях. 
7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение. 
8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною. 
9. Я часто ставлю себя на место другого человека. 
10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы. 
11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план. 
12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач. 
13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки. 
14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты. 
15. Я беспокоюсь о своем будущем. 
16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью. 
17. Порой я принимаю необдуманные решения. 
18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. 
19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя. 
20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить. 
21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие. 
22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог. 
23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки. 
24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть. 
25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами. 
26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым. 
27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Информация о работе Коммуникативно - личностный потенциал социального влияния