Коммуникативный компонент общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:05, реферат

Краткое описание

Вербальная коммуникация – общение с помощью слов или речевая коммуникация. Рассмотрим выражение «речевая коммуникация», ведь ранее мы употребляли такое выражение, как «язык» – средство общения, поэтому необходимо выяснить соотношение, которое существует между понятиями «язык» и «речь».
Упрощенно можно сказать, что язык – это система знаков, отношения между которыми образуют упорядоченную структуру. В этом смысле говорят
о системе русского, английского или какого-либо другого языка. Универсальными языковыми единицами являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. д.), слова, словосочетания, предложения. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц. Язык – это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения ими своих мыслей, чувств, желаний, намерений.

Содержание

1 Язык и коммуникация. Основные функции языка
2 Вербальная коммуникация и ее составляющие
3 Нерефлексивное и рефлексивное слушание
4 Природа и типология невербальной коммуникации
5 Просодические и экстралингвистические средства
в невербальной коммуникации
6 Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Коммуникативный компонент общения.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Независимая позиция. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и такую позицию, т. е. по диагонали через весь стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например: на деловом совещании, семинаре и пр. Наконец, составной частью невербальных средств коммуникации является образ человека, то, как он выглядит в глазах окружающих. Один из важнейших элементов образа – манера одеваться.

Старинная пословица гласит: «По одежке встречают... ». Как показывают исследования, в 85 случаях из 100 люди после первого знакомства составляют для себя образ человека по его внешнему виду. Первая минута встречи является решающей в создании социального и психологического партнера, она определяет характер дальнейших взаимодействий. Изменить первое впечатление впоследствии трудно. Следовательно, даже самому умному, доброму, общительному и доброжелательному человеку, уникальному специалисту, в конце концов даже гению необходимо быть внимательным к своему облику, если он хочет наладить хорошие отношения с окружающими. Множество примеров невербальной коммуникации зафиксировано в воспоминаниях немецкого канцлера Отто фон Бисмарка: «Я нигде не испытывал потребности носить ордена, кроме как в Петербурге и в Париже; в этих столицах просто необходимо показываться на улице не иначе как с ленточкой в петлице, если хочешь, чтобы полиция и публика обращались с тобой вежливо. Один уличный мальчишка крикнул мне вслед: «Смотри-ка, да ведь это француз». Впоследствии мне неоднократно представлялся повод к тому, чтобы вспомнить этот отзыв. Моя длинная эспаньолка, – единственное, что я не сбрил, – мягкая шляпка и фрак произвели на мальчишку впечатление чего-то экзотического.» Во все времена одежда выражала принадлежность к той или иной социальной группе, касте, конфессии или профессии. Форма одежды во многих случаях регламентировалась указами монархов, за нарушение этих указов виновников привлекали к суду. Например, в 1615.г. в Чехии сейм объявил вышедший к тому времени из моды парчовый плащ официальной одеждой, без которого запрещалось появляться в Парижском Граде. А в Российской империи в 1742 г. вышел указ, запрещавший лицам, не имевшим ранга, носить одежду из бархата.

В последнее время требования к одежде далеко не так категоричны, как когда-то. Однако и сейчас в развитых демократических странах предприниматели придают очень большое значение внешнему виду своих сотрудников и деловых партнеров.

Многие ситуации современной жизни требуют строго определенной формы одежды. Это прежде всего протокольные мероприятия. Протокол не позволяет женщине появиться на приеме у монарха в мини-юбке.

Граждане и гражданки, пришедшие на аудиенцию к послу другой страны или министру в рваных джинсах, шортах и мини-юбках, могут быть просто не допущены секретарем высокопоставленного лица. Даже в приличный ресторан не пускают мужчин в шортах, без пиджака и галстука. Интересно, что в английском парламенте, например, летом – нельзя появляться в красном костюме. Это считается дурным тоном. А вот зимой можно.

Итак, образ, который человек создал, может усиливаться или ослабляться благодаря стилю одежды и внешнему виду. Тут важно все – какой выбран фасон, цвет, материал для костюма; как скомбинированы украшения, парфюмерия, макияж, прическа; официальность или небрежность в одежде и т. д. Специалисты убеждены в том, что если человек сделал правильный выбор во всех деталях, его шансы иметь успех и пользоваться уважением в коллективе могут превзойти все ожидания. Если же выбор оказался неудачным, могут возникнуть множество ненужных и неприятных вопросов, которые запомнятся на долгие годы. Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально, оно:

создает образ партнера по общению;

выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

является индикатором актуальных психических состояний личности;

выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

 

 

 

 

Список дополнительной литературы

 

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001, с.49-54.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация –М.,ПРИОР, 1998-224с.

Пиз А., Гарнер А. Язык разговора / пер. с англ. М.,ЭКСМО-Пресс, 2000, с.7-45, 176-223.

Современная психология. Спаравочник.М., ИНФРА-М, 1999 с.266-330.

Биркембил В. Язык интонации, мимики, жестов. Спб,Питер, 1997.224 с.

Читать человека как книгу. Мимика.Жест. Поза.Почерк.- Минск,ЭКСМО, 1995.343 с.

Горелов И.Н. Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации М.,Молодая гвардия, 1991- 24

 



Информация о работе Коммуникативный компонент общения