Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:14, доклад
Реабилитация воспитанника в нашем понимании – это восстановление у воспитанника связей с социумом / введение в новый социум. Реабилитационный процесс – это комплексно направленное использование медицинских, педагогических психологических и социальных мер с целью приспособления депривированного подростка к здоровой среде и общественно- полезной деятельности. Индивидуальная реабилитация воспитанника происходит в коллективной деятельности. Коллектив – это средство самопознания, саморегуляции, самоисправления, саморазвития.
Комплесная реабилитация-
системообразующая
Реабилитация воспитанника в нашем понимании – это восстановление у воспитанника связей с социумом / введение в новый социум. Реабилитационный процесс – это комплексно направленное использование медицинских, педагогических психологических и социальных мер с целью приспособления депривированного подростка к здоровой среде и общественно- полезной деятельности. Индивидуальная реабилитация воспитанника происходит в коллективной деятельности. Коллектив – это средство самопознания, саморегуляции, самоисправления, саморазвития.
Оказание комплексной
помощи детям-сиротам является система
их изучения, направленная не на навешивания
ярлыков, а на подбор соответствующих
реабилитационных программ, включение
их в самопознание, самовоспитание,
самообразование и саморазвитие
через разнообразную
Для достижения главной цели ставятся следующие задачи:
1. Относительно детского дома.
Помочь адаптироваться в новых условиях (при переводе ребенка из реабилитационного центра):
Включить воспитанника в детско – взрослое сообщество;
Помочь в освоении новых требований и норм общежития.
Помочь сделать выбор
в системе дополнительного
2. Относительно ОУ.
Помочь адаптироваться в новых условиях:
Уточнение образовательного маршрута с ПМПК (потребность во взаимодействии с ПМПК на новых принципах);
Помочь сделать выбор
в системе дополнительного
3. Относительно разных уровней здоровья (физического, психического, социального, духовного)
Создать условия для понимания своей личности, осознания своих ролей, принятия себя и окружающих:
Помочь овладеть навыками эффективного общения, конструктивного
выхода их конфликтных ситуаций;
Помочь осознать ценностные ориентиры здорового образа жизни с целью укрепления своего здоровья;
Научить навыкам самовоспитания,
самообразования и
4. Относительно других учреждений и ведомств
Создать условия для обеспечения
детям – сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей
На жилье
На пенсионное обеспечение в случае потери кормильца
На труд
На получение образования в постинтернатный период
На проживание в семье.
Формы работы реабилитационной работы:
мониторинг
индивидуальные /групповые беседы
тренинги
КТД
Методы:
восстановительные технологии
анализ статистических данных
анкетирование
тестирование
наблюдение
рефлексия
Результаты комплексной реабилитации воспитанника можно определить по следующим критериям:
Отсутствие самовольных уходов из детского дома
Освоение ролевого репертуара на уровне детско – взрослого сообщества.
Усвоение и принятие норм и требований общежития.
Рациональное распределение свободного времени.
Положительная динамика в учении.
Освоение первичных навыков здоровьесбережения.
Портфолио программы реабилитации:
Карта воспитанника
Карта наблюдения за воспитанником в адаптационный период с последующим анализом.
Карта самонаблюдения воспитанников.
Концепция индивидуальной реабилитации.
Индивидуальный план работы специалистов в рамках Программы
Мониторинг процесса реабилитации.
Предполагаемый результат
индивидуальной
Параметры личности, характеризующие воспитанника при поступлении в детский дом
Предполагаемые изменения параметров в результате педагогического воздействия
Наличие нескольких хронических заболеваний
Стабилизация уровня
психо-соматического здоровья
Отставание в физическом развитии
Улучшение физического развития
Отсутствие общеучебных умений и навыков, предметных знаний, умений, навыков.
Успехи в образовательной сфере
Негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия в учебе
Положительная социализация в обществе
Склонность к девиантному, делинквентному поведению
Проявление доверия к людям, своему ближайшему окружению
Наличие вредных привычек
Отрицательное отношение к вредным привычкам, уменьшение зависимости от вредных привычек.
Отчужденность от мира взрослых
Улучшение навыков общения со сверстниками и взрослыми
Инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание, вспышки гнева, истерии
Появление навыков управления эмоциями
Неспособность к самоутверждению в труде из- за привычки имитировать учебную и трудовую деятельность, неспособности делать усилия, напрягаться в работе, неспособность к планированию своей работы и жизни в целом
Осознанный выбор профессии, развитие личностно- волевой сферы
Узкий круг интересов, неразвитые способности
Расширение круга интересов, яркое проявление способностей
Индивидуальное медико - психолого
– педагогическое сопровождение
воспитанников в
Индивидуальный подход в работе с воспитанниками детского дома с учетом требований гуманистической педагогики требует нового педагогического мышления педагога и обязательного выполнения следующих правил:
Воспитателям и всем специалистам необходимо научиться учитывать индивидуальные особенности воспитанников и осуществлять индивидуальный подход к каждому.
Воспитателям находить время для ежедневного контакта с каждым воспитанником.
Воспитателям уделять постоянное внимание всем воспитанникам группы – семьи.
Воспитателям и всем специалистам соблюдать единообразие требований. Проводить наибольшее сближение позиций воспитателей и специалистов с целью недопущения потери авторитета среди воспитанников.
Осуществлять адекватность требований к воспитанникам. Соответствие требований должно быть адекватным возможностям воспитанника. Предоставлять воспитаннику право самому определять свои главенствующие интересы в жизни.
Обеспечить эмоциональный комфорт каждому воспитаннику.
Поощрять активность. Вовлекать детей в общественно - полезную деятельность.
Избегать приклеивания ярлыков.
Положительная реакция и
Регулярно отмечать успехи воспитанников и оценивать их справедливо.
Использовать похвалы и поощрения.
Применять наказания в ограниченных случаях, особенно в период адаптации. Порицание должно быть оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи воспитанника.
Уметь перестроиться в связи с развитием воспитанника
Идеальная модель выпускника детского дома помогает осознать всем участникам реабилитационного процесса основные направления работы и пути решения поставленных задач (Приложение № ).
Итоги индивидуального медико - психолого – педагогического сопровождения воспитанников за первое полугодие 2007-08 уч. годаНаправления работы
Количество воспитанников
Прошли стационарное лечение:
26 чел
в отделении психосоматики
6 чел
в наркологии
4 чел
в психоневрологическом диспансере
16 чел
Изменен образовательный маршрут
1 чел
Изменен тип образовательного учреждения
16 чел.
Улучшили успеваемость
16 чел
Восстановлены отношения с биологическими родственниками
4 чел.
Изменили тип бродяжничества
(с длительного на
17 чел
Снято с учета в ОДН
3 чел
Проблемы, которые требуют усиления в медико - психолого – педагогическом сопровождении воспитанников на второе полугодие 2005-06 уч. годаНаправления работы
Количество воспитанников
Совершили преступления
4 чел
Отбыли наказание в ЦВИМПе
1 чел
Состоят на учете в ОДН
32 чел
Бродяжничают длительный период
5 чел
Не успевают в ОУ
15 чел
Обсуждались на КДН за административные нарушения
14 чел
Имеют токсическую зависимость разной степени тяжести
12 чел.
Информация о работе Комплесная реабилитация- системообразующая жизнедеятельности детского дома