Комплесная реабилитация- системообразующая жизнедеятельности детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:14, доклад

Краткое описание

Реабилитация воспитанника в нашем понимании – это восстановление у воспитанника связей с социумом / введение в новый социум. Реабилитационный процесс – это комплексно направленное использование медицинских, педагогических психологических и социальных мер с целью приспособления депривированного подростка к здоровой среде и общественно- полезной деятельности. Индивидуальная реабилитация воспитанника происходит в коллективной деятельности. Коллектив – это средство самопознания, саморегуляции, самоисправления, саморазвития.

Вложенные файлы: 1 файл

Комплесная реабилитация.docx

— 15.68 Кб (Скачать файл)

Комплесная реабилитация- системообразующая жизнедеятельности  детского дома

 

Реабилитация воспитанника в нашем понимании – это  восстановление у воспитанника связей с социумом / введение в новый  социум. Реабилитационный процесс –  это комплексно направленное использование  медицинских, педагогических психологических  и социальных мер с целью приспособления депривированного подростка к здоровой среде и общественно- полезной деятельности. Индивидуальная реабилитация воспитанника происходит в коллективной деятельности. Коллектив – это средство самопознания, саморегуляции, самоисправления, саморазвития.

 

Оказание комплексной  помощи детям-сиротам является система  их изучения, направленная не на навешивания  ярлыков, а на подбор соответствующих  реабилитационных программ, включение  их в самопознание, самовоспитание, самообразование и саморазвитие через разнообразную деятельность.

 

Для достижения главной цели ставятся следующие задачи:

1. Относительно детского  дома.

Помочь адаптироваться в  новых условиях (при переводе ребенка  из реабилитационного центра):

Включить воспитанника в  детско – взрослое сообщество;

Помочь в освоении новых  требований и норм общежития.

Помочь сделать выбор  в системе дополнительного образования

 

2. Относительно ОУ.

Помочь адаптироваться в  новых условиях:

Уточнение образовательного маршрута с ПМПК (потребность во взаимодействии с ПМПК на новых принципах);

Помочь сделать выбор  в системе дополнительного образования  с последующей профилизацией  и профессиональным самоопределением;

 

3. Относительно разных  уровней здоровья (физического, психического, социального, духовного) 

Создать условия для понимания  своей личности, осознания своих  ролей, принятия себя и окружающих:

Помочь овладеть навыками эффективного общения, конструктивного 

 

 выхода их конфликтных  ситуаций;

Помочь осознать ценностные ориентиры здорового образа жизни  с целью укрепления своего здоровья;

Научить навыкам самовоспитания, самообразования и саморазвития.

 

4. Относительно других  учреждений и ведомств

Создать условия для обеспечения  детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей гарантированных  государством прав и льгот:

На жилье

На пенсионное обеспечение  в случае потери кормильца

На труд

На получение образования  в постинтернатный период

На проживание в семье.

 

Формы работы реабилитационной работы:

мониторинг

индивидуальные /групповые  беседы

тренинги

КТД

 

Методы:

восстановительные технологии

анализ статистических данных

 анкетирование

 тестирование

наблюдение

рефлексия

 

Результаты комплексной  реабилитации воспитанника можно определить по следующим критериям:

Отсутствие самовольных  уходов из детского дома

Освоение ролевого репертуара на уровне детско – взрослого сообщества.

Усвоение и принятие норм и требований общежития.

Рациональное распределение  свободного времени.

Положительная динамика в  учении.

Освоение первичных навыков  здоровьесбережения.

 

Портфолио программы реабилитации:

Карта воспитанника

Карта наблюдения за воспитанником  в адаптационный период с последующим  анализом.

Карта самонаблюдения воспитанников.

Концепция индивидуальной реабилитации.

Индивидуальный план работы специалистов в рамках Программы

Мониторинг процесса реабилитации.

 

 Предполагаемый результат  индивидуальной реабилитационной  работы 

Параметры личности, характеризующие  воспитанника при поступлении в  детский дом  

Предполагаемые изменения  параметров в результате педагогического  воздействия

 

Наличие нескольких хронических  заболеваний  

Стабилизация уровня

психо-соматического здоровья

 

Отставание в физическом развитии  

Улучшение физического развития

 

Отсутствие общеучебных  умений и навыков, предметных знаний, умений, навыков. 

Успехи в образовательной  сфере 

 

Негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия  в учебе  

Положительная социализация в обществе

 

Склонность к девиантному, делинквентному поведению  

Проявление доверия к  людям, своему ближайшему окружению 

 

Наличие вредных привычек  

Отрицательное отношение  к вредным привычкам, уменьшение зависимости от вредных привычек.

 

Отчужденность от мира взрослых  

Улучшение навыков общения  со сверстниками и взрослыми 

 

Инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание, вспышки гнева, истерии  

Появление навыков управления эмоциями

 

Неспособность к самоутверждению  в труде из- за привычки имитировать  учебную и трудовую деятельность, неспособности делать усилия, напрягаться  в работе, неспособность к планированию своей работы и жизни в целом   

Осознанный выбор профессии, развитие личностно- волевой сферы 

 

Узкий круг интересов, неразвитые способности 

Расширение круга интересов, яркое проявление способностей

 

 

Индивидуальное медико - психолого  – педагогическое сопровождение  воспитанников в реабилитационном процессе способствует их комплексной  реабилитации, помогает им выявить  свои способности и раскрыть таланты, стать успешными в учении, преодолеть вредные привычки и девиантное поведение, укрепить свое здоровье.

Индивидуальный подход в  работе с воспитанниками детского дома с учетом требований гуманистической  педагогики требует нового педагогического  мышления педагога и обязательного  выполнения следующих правил:

Воспитателям и всем специалистам необходимо научиться учитывать  индивидуальные особенности воспитанников  и осуществлять индивидуальный подход к каждому.

Воспитателям находить время  для ежедневного контакта с каждым воспитанником.

Воспитателям уделять  постоянное внимание всем воспитанникам  группы – семьи.

Воспитателям и всем специалистам соблюдать единообразие требований. Проводить наибольшее сближение  позиций воспитателей и специалистов с целью недопущения потери авторитета среди воспитанников.

Осуществлять адекватность требований к воспитанникам. Соответствие требований должно быть адекватным возможностям воспитанника. Предоставлять воспитаннику право самому определять свои главенствующие интересы в жизни.

Обеспечить эмоциональный  комфорт каждому воспитаннику.

Поощрять активность. Вовлекать  детей в общественно - полезную деятельность.

Избегать приклеивания ярлыков. Положительная реакция и поощрения  усилий воспитанников по преодолению  своих недостатков в учебе, общественно  – полезной деятельности и общении.

Регулярно отмечать успехи воспитанников  и оценивать их справедливо.

Использовать похвалы  и поощрения.

Применять наказания в  ограниченных случаях, особенно в период адаптации. Порицание должно быть оптимистично, включать в себя элементы личного  огорчения педагога и его веры в будущие успехи воспитанника.

Уметь перестроиться в  связи с развитием воспитанника

 

Идеальная модель выпускника детского дома помогает осознать всем участникам реабилитационного процесса основные направления работы и пути решения поставленных задач (Приложение № ).

 

Итоги индивидуального медико - психолого – педагогического  сопровождения воспитанников за первое полугодие 2007-08 уч. годаНаправления  работы  

 Количество воспитанников

 

 Прошли стационарное  лечение: 

26 чел

 

 в отделении психосоматики 

6 чел

 

 в наркологии  

4 чел

 

 в психоневрологическом  диспансере 

16 чел

 

 Изменен образовательный  маршрут 

1 чел

 

 Изменен тип образовательного  учреждения 

16 чел.

 

 Улучшили успеваемость   

16 чел

 

Восстановлены отношения  с биологическими родственниками  

4 чел.

 

Изменили тип бродяжничества

(с длительного на эпизодический) 

17 чел

 

Снято с учета в ОДН 

3 чел

 

 

Проблемы, которые требуют  усиления в медико - психолого –  педагогическом сопровождении воспитанников  на второе полугодие 2005-06 уч. годаНаправления  работы  

 Количество воспитанников

 

Совершили преступления 

4 чел

 

Отбыли наказание в  ЦВИМПе 

1 чел

 

Состоят на учете в ОДН 

32 чел

 

Бродяжничают длительный период 

5 чел

 

Не успевают в ОУ 

15 чел

 

Обсуждались на КДН за административные нарушения 

14 чел

 

Имеют токсическую зависимость  разной степени тяжести 

12 чел.

 

 


Информация о работе Комплесная реабилитация- системообразующая жизнедеятельности детского дома