Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:42, доклад

Краткое описание

Объектом зависимости может стать не только алкоголь или наркотики. Человек попадает в зависимость от еды, работы, отношений, от своих увлечений. Тема доклада - компьютерная и Интернет-зависимость.
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад компьютерная зависимостьДокумент Microsoft Word.docx

— 37.24 Кб (Скачать файл)

Компьютерная  зависимость 
 
Объектом зависимости может стать не только алкоголь или наркотики. Человек попадает в зависимость от еды, работы, отношений, от своих увлечений. Тема доклада - компьютерная и Интернет-зависимость.   
 
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером.  
 
Современное состояние дел таково: если в середине-конце 90-х в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения.  
 
Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминают компьютер, практически наравне с занятиями спортом, прогулками общением и с друзьями. Что имеют в виду специалисты, когда говорят 
 
о компьютерной и Интернет-зависимости?  
 
Когда специалисты говорят о компьютерной или Интернет-зависимости, имеется ввиду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. Если речь идет об Интернет-зависимости, то ее определение звучит так: "Это навязчивое желание войти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из интернета, будучи on-line". По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6%.  Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов. По их мнению, симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете, постоянное ожидание следующего выхода в сеть, пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга поиска информации в сети. 
 
Сюда же относят патологическое стремление играть в сетевые игры, привязанность к онлайн-аукционам или электронным покупкам в интернете. Другая форма зависимости - общение в чатах, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Специалисты считают, что в случае долгой отлучки от компьютера и сети возникают подавленное настроение и депрессия.  
 
В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться, бриться и т. д. Была даже разработана анкета, по которой можно провести диагностику интернет-зависимости.  
 
Называют много отрицательных последствий от появления в нашей жизни компьютеров: дети меньше читают, много времени проводят за компьютерными играми, предпочитая их прогулкам, урокам, человеческому общения. 
 
О каком вреде для психики и здоровья мы можем говорить? 
 
  
 
Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб. Часто можно встретить и жалобы на онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома - "рука, держащая мышь" - имеется в виду компьютерная мышь. 
 
 При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение. 
 
А как отражается на психике, особенно детской, увлечение компьютерными играми? 
 
Смотря какими и смотря сколько времени ребенок проводит за компьютером. 
 
Игры бывают разными. Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр - как правило, пасьянсы. Могут быть хороши для отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером, тренируют мышление, внимание. 
 
Из этой же серии игры-головоломки, игры на быстроту реакции, например, компьютерный настольный теннис. 
 
Стратегические игры предполагают, что игрок управляет целым компьютерным миром - строит дома, завоевывает территории, добывает, например, нефть, золото.  
 
Есть разновидность компьютерных игр, называемых "Квест". Суть в том, что герой попадает в какую-то сложную, запутанную ситуацию, или получает какое-то задание, ему предстоит приключение. Задача играющего - разгадывать тайны, головоломки, сопутствующие приключению. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия.  
 
Такие игры могут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память. В основе таких игр могут лежать реальные исторические события - например, расцвет и падение римской империи, великие войны. Так что при грамотном подходе такие игры могут пробудить интерес к истории, дают возможность почувствовать себя участником событий, происходящих давным-давно. Отрицательным моментом таких игр можно назвать возникающую иллюзии всевластия и опасность ухода от реальности в виртуальный иллюзорный мир.  
 
Кроме того, практически все компьютерные игры имеют такую особенность: на определенном этапе игры можно сохраняться, чтобы в случае неудачи (например, гибели героя) можно было вернуться и начать сначала. В реальной жизни такой возможности нет, но дети, к сожалению, этого не понимают - что живем-то мы без черновика, и то, что сделано, порой уже не исправить. Хуже дело обстоит с различными "стрелялками".  
 
Вид на экране как правило соответствует виду из собственных глаз, то есть играющий не просто видит героя, а сам превращается в него. При этом его задача - уничтожить как можно больше врагов. В таких играх сцены насилия действительно могут оказаться разрушительными для детской психики, провоцируя детей на агрессивное поведение в реальной жизни. При современном уровне графики кровь на экране после выстрела героя может показаться вполне реальной.  
 
Задача родителей - однозначно не допустить появления таких игр у ребенка.  
 
То есть пристрастие к компьютеру может иметь и отрицательную, и положительную стороны. 
 
  
 
Возможности компьютера очень велики. Он может быть не просто печатной машинкой или игровым автоматом. Интернет действительно хорош для поиска информации, удобно пользоваться электронной почтой. Люди с ограниченным кругом общения или с ограниченными возможностями да и просто в поисках единомышленников могут использовать Интернет для общения. 
 
Общение происходит в так называемых "Чатах". Чат - это место для общения. Чаты могут быть тематические - для подростков, например, это чаты поклонников определенных музыкальных направлений, или чат, просто названный "от 12 до 18″, или, например, "чат, для тех, кому грустно".  
 
Чаты привлекают возможностью сохранять анонимность, возможностью разговаривать на интересующие темы. Хотя, конечно, о глубоком общении речи быть не может.  
 
Даже школьник, овладев азами программирования, может сделать собственную страничку (сайт) в Интернете, разместив там какую-то информацию. Сейчас многие организации имеют свои странички. Например, вот так выглядит главная страница нашего Отделения психологической помощи.  
 
Что можно посоветовать родителям, которые озабочены чрезмерным увлечением своих детей компьютерными играми и Интернетом?  
 
Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером. Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики...  
 
Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего. 
 
Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка

 

Доклад: «Компьютерная  и игровая зависимость» 
 
Что привлекает детей в виртуальном мире: слайд  
 
Это интересно! 
 
Это доступно и просто! 
 
Здесь он властелин и хозяин! 
 
Здесь можно реализовать свои желания и мечты! 
 
В виртуальном мире он может быть супер-героем! 
 
Результаты анкетирования «Компьютер в жизни вашего ребёнка» 
 
В анкетировании приняли участие – 73 уч-ся из 4, 6,9, 10 кл.  

  1.  
    Как вы проводите время за компьютером? 

 
 

  1.  
    Сколько времени вы проводите за компьютером?

 
 

  1.  
    Какие жанры компьютерных игр вы предпочитаете?

 
 

  1.  
    Считаете ли вы, что родители должны, знать в какие компьютерные игры играют их дети?

 
 

  1.  
    Ваши родители ограничивают время игры за компьютером?

 
 

  1.  
    Влияют ли компьютерные игры на психическое и физическое развитие?

 
 

  1.  
    Как вы считаете, есть ли у вас зависимость от компьютерных игр?

 
Причины захвата  компьютером личности ребёнка: 

  1.  
    Первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Став взрослым он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», чаще всего делает не думая.
  2.  
    Покупка маленькому ребёнку дорогостоящей игрушки- компьютера – связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности, ребёнок лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
  3.  
    Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, подросток попросту уходит виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, спрятавшись в укромном уголочке от лишних проблем и забот, чтобы не участвовать в страшном мире взрослых.
  4.  
    Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалогсогласованные действия. Ребёнка не научили советоваться, а значит слушать и самое главное слышать рекомендации. Такая «глухота» начинается вподростком возрасте, не слышит и не воспринимает указания взрослых.
  5.  
    В компьютерную зависимость чаще всего попадают не уверенные в себе дети, с низкой самооценкой, нецелеустремлённые, зависимые от мненияокружающих, замкнутые, малообщительные, которые в жизни имеют малый круг общения и друзей.
  6.  
    Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

 
Негативные последствия  компьютерных игр: 

  •  
    проблемы в учебе (снижается успеваемость);
  •  
    проблемы со здоровьем (деформация позвоночника, сколиоз, нагрузка на глаза «сажается» зрение ,спазмы мускулатуры лица, головные боли.
  •  
    Личностные изменения человека-замкнутость, тревожность, жестокость, агрессивное поведение. Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийство, кровавые сцены, обязывающим виртуального героя к насилию ради выживания;
  •  
    приобретение психологических трудностей в общении, во взаимопонимании как со сверстниками так и со взрослыми;
  •  
    малая приспособленность к жизни в реальном мире, инфантильный стиль отношения к проблемам.
  •  
    негативно воздействуют на детскую психику.Сегодня многие медицинские специалисты считают что, компьютерная зависимость должна быть включена в официальный список психических отклонений. 

 
 
Что делать, чтобы  ребёнок не стал зависимым от компьютера? 

  1.  
    Познакомить его с временными нормами для школьников:

 
Знакомство с комп с 7-8 лет. = 10-15 мин 
 
В начальном звене= до 20 мин. 
 
В среднем – до 30 минут  
 
Старшем звене – до 40 минут. 

  1.  
    В начальной школе компьютерные игры должны носить не развлекательный, а развивающий характер, расширяя кругозор ребёнка.
  2.  
    Играйте вместе с ребёнком в настольные и другие игры (шахматы, шашки, лото, паззлы, лего).
  3.  
    Культивируйте семейное чтение. Проблема наших детей, что они сейчас не читают самостоятельно художественную литературу.
  4.  
    Приучайте ребёнка к труду, в любом возрасте у него должны быть домашние обязанности.
  5.  
    У ребёнка должна быть разнообразная занятость свободного времени. Оптимальный вариант, когда вашему ребёнку остается очень мало времени на компьютерные игры, так он должен заниматься в спортивных секциях, школьных кружках, посещать музыкальную школу, принимать активное участие в школьных мероприятиях.
  6.  
    Используйте программные средства блокировки, фильтры для нежелательного просмотра материала, рекламы.
  7.  
    Не разрешайте ребенку предоставлять личную информацию через Интернет. Ребенку нужно знать, что нельзя через Интернет давать сведения о своем номере телефона, или домашнем адресе. Убедитесь, что у него нет доступа к номеру вашей кредитной карты или банковским данным. 
  8.  
    Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте вкурсе возникающих проблем, конфликтов. Контролируйте общения ребёнка на сайтах.
  9.  
    Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ. Каждая игра попадающая в руки ребёнка в начале должна проиграться кем –то из взрослых. Вникните в её содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребёнку? Какие качества личности будет развивать в нём? Не даст ли она какую –то опасную информацию? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения? 
  10.  
    Говорите с ребёнком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние к тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности. 
  11.  
    Не забывайте, что родители –образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? От курения, алкоголя, телевизора, интернета? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребёнка.

Многие родители не видят  ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид  досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки  или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. Чрезмерное увлечение компьютером у детей приводит к компьютерной и интернет зависимости.

 

Эта новая болезнь поражает детей младших классов и дошкольников, а так же детей подросткового  возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии.

 

У компьютерной зависимости  те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно.

 

Ребёнок ведёт себя странно, выключается от реальности, плохо  учится? Невозможно только играть, это  ненормально. Но, дети вообще более  впечатлительны и более увлекающиеся, чем взрослые. Просто запрещать —  значит ограничивать интерес и развитие. Если уж ваш ребёнок любит играть, следите за тем, во что он играет и что смотрит в интернете. Игры и глобальная сеть способны развивать, отвечать на вопросы о мире, подобно  энциклопедии, учить чувствовать, решать и думать. Есть множество хороших  игр, в которых ваше чадо может  развить не только реакцию, но и интеллект(нет, не только шахматы и головоломки). Математические, логические, психологические задачи ребёнку интересней решать в обёртке фентезийного мира. Если малыш убивает всех и вся в какой-нибудь ролевой игре — поговорите с ним, зачем он это делает, объясните, что играть можно и по-другому. Поймите — проблема не в комп. играх. Если гипотетический Вася не хочет учиться, он скорее будет лежать на диване и чесать пупок, чем заниматься делом, даже в отсутствии компьютера.

Так уж получилось, что нынешнее поколение лучше владеет компьютером, чем люди 30-50 лет. Это вполне нормально. Вам кажется, что ПК бездарно тратит время вашего ребёнка, но на самом  деле это универсальная платформа, которая может быть книгой, музыкальным  центром и игрой одновременно. Лучше разберитесь в том, что  следует, а что не следует делать ребёнку за компьютером. В Европе и США действует система рейтингования игр по системе ESRB — грубо говоря, по возрасту. У нас, к сожалению, такие рейтинги не работают, но они пишутся на коробке. а если и нет, то вы сможете спросить у продавца. В игре человек может найти друзей, выработать жизненные принципы, развить логику, закалить характер в поражениях и победах. Если вы не можете себе это представить или испытать за компьютером — это не значит, что этого не может сделать ваш ребёнок. Другой возраст, другое восприятие, более подходящее для развития.

Множество игр — просто развлечение на пару часов, занять время. А есть игры как произведения искусства, в которых и заложены вышеописанные  положительные моменты. Книга —  хорошо, компьютер — плохо. Скажите, дешёвые детективы принесут вашему чаду больше пользы, чем игра с проработанным  миром, персонажами, атмосферой, психологией  взаимодействия между участниками  игры? Вот почему так важно контролировать качество тех продуктов, которые  «потребляет» ребёнок. Еда ли это, фильмы, книжки или компьютерные игры. Вы заслужите  уважение и соучастие ребёнка, если сможете разобраться в том, во что стоит играть, а что нет, а не просто запрещать сидеть за монитором. Если вы не готовы принять для себя новую масс-медиа среду, почему ребёнок должен понимать запрет, ведь он будет казаться ему необоснованной. И именно проблема выбора и контроля — то в чём проекты, подобные нашему могут помочь родителям, а не только игрокам.


Информация о работе Компьютерная зависимость