Компьютерная зависимость среди подростков 12–16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы: провести микроисследование на предмет обнаружения симптомов компьютерной и интернет - зависимости среди подростков, обучающихся в МОУ УСОШ №1.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития проблемы компьютерной зависимости
2. Изучить сущность проблемы компьютерной зависимости: выявить причины и признаки развития у подростков интернет - зависимости и игромании.
3. Изучить способы избавления от компьютерной зависимости

Содержание

Введение
История вопроса
Раздел 1. Теоретическая часть. Понятие «компьютерная зависимость»
Интернет-зависимость
Игромания
Раздел 2. Практическая часть. Компьютерная зависимость среди подростков 12-16 лет
Способы предотвращения и коррекции компьютерной зависимости
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

5117_Ratushnyy_Aleksandr_Kompyyuternaya_zavisimosty_sredi_podrostkov_12_-_15_let.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)
  1. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети.
  2. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
  3. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
  4. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа StarCraft, квесты)

Что делает Интернет притягательным в качестве средства “ухода” от реальности?

- возможность  анонимного общения (здесь особое  значение имеет чувство безопасности  при использовании электронной  почты, чатов, ICQ и т.п.),

- возможность  для реализации представлений, фантазий; например, возможность создавать новые образы "Я", невозможный для реализации в обычном мире,

- чрезвычайно  широкая возможность поиска нового  собеседника, удовлетворяющего практически  любым критериям (здесь важно  отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового)

- неограниченный  доступ к информации (“информационный  вампиризм”)

Термин “интернет-зависимость” предложил доктор АйвенГолдберг  в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет.

Психологические симптомы:

- Хорошее самочувствие  или эйфория за компьютером.

- Невозможность  остановиться.

- Увеличение  количества времени, проводимого  за компьютером.

- Пренебрежение семьей  и друзьями.

- Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.

- Ложь работодателям или  членам семьи о своей деятельности.

- Проблемы с работой  или учебой.

Физические симптомы:

- Поражение нервных стволов  руки, связанное с длительным  перенапряжением мышц,

- Сухость в глазах,

- Головные боли по типу  мигрени,

- Боли в спине,

- Нерегулярное питание,  пропуск приемов пищи,

- Пренебрежение личной  гигиеной,

- Расстройства сна, изменение  режима сна.

Согласно исследованиям  Кимберли Янгопасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

- Навязчивое стремление  постоянно проверять электронную  почту

- Предвкушение следующего  сеанса он-лайн

- Увеличение времени,  проводимого он-лайн

- Увеличение количества  денег, расходуемых он-лайн

Игромания

Игровая зависимость  —форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Стадии психологической  зависимости от компьютерных игр

1. Стадия   увлечения  на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько  раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.   Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. 

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе  подростка на эту стадию формирования  зависимости, является появление  в иерархии потребностей новой  потребности — игра в компьютерные  игры.

Игра на этом этапе принимает  систематический характер. Если подросток  не имеет постоянного доступа  к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности  тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

3. Стадия зависимости.  Эта стадия характеризуется изменением  самооценки и самосознания. Игра  полностью вытесняет реальный  мир.   Подростки не отрываются  от внешнего окружения, не уходят  «в себя»; социальное окружение,  хотя и состоящее из таких  же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

4.Стадия привязанности.  Эта стадия характеризуется угасанием  игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Из всех зависимостей самой сильной является психологическая. Когда не остается сил бороться с чем-то, единственная возможность для труса - убежать от проблемы. Отвернуться от реальности. Так подсаживаются на наркотики или алкоголь. Компьютерные игры не лучше, увязший в придуманных мирах человек теряет фундаментальные инстинкты: осознание пространства и времени, жизни и смерти. Мораль и навыки общения с людьми остаются далеко позади, но кому до этого есть дело, когда в игре можно чувствовать себя сильным, геройствовать, вслучая неудач переигрывая неприятные моменты! Мерцание монитора согревает забитую душу, унося ее в мир грез. И чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин - сам по себе наркотик, заставляющий работать участки мозга, ответственные за удовольствие. В обычных ситуациях (взять хотя бы спорт) этот гормон "подстегивает" организм, заставляя нас делать все "быстрее, выше, сильнее", а сам разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему. Как результат - неврастения и непоправимые изменения в работе мозга.

Сознание начинает существовать уже "по ту сторону  экрана". Чем увлеченней играет геймер, тем меньше он реагирует на внешние раздражители. Необходимость есть и спать подменяются нуждой убийства виртуальных монстров, а разум человека перестает слышать естественные сигналы организма. В результате - дисфункция сердечно-сосудистой системы, истощение организма, потеря сознания и омертвение тканей. Человек медленно умирает, сам этого не осознавая.

Итак, подводя итоги 1 раздела, делаем выводы: компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Они помогают нам работать, учиться, общаться, отдыхать. Большинство людей адекватно к ним относятся и эффективно используют их, однако все чаще и чаще встречаются случаи, требующие внимания психологов и психиатров. Это либо тревожность, страх взаимодействия с компьютером, либо – компьютерная зависимость, болезненное пристрастие к компьютерным играм или Интернету. Весь мир сталкивается с этой проблемой. И проблема эта весьма серьезная.

Таким образом, мы подошли к нашему исследованию: существует ли среди учащихся нашей школы проблемы компьютерной и интернет – зависимости.

 

Раздел 2. Практическая часть. Компьютерная зависимость среди подростков 12-15 лет МОУ УСОШ №1

Изучая проблему компьютерной зависимости, мы обнаружили, что официальной информации о  страдающих компьютерной зависимостью в России до сих пор нет. Мы задались целью, определить существует ли такая проблема среди учащихся нашей школы.

Мы провели  микроисследование по теме «Исследование  компьютерной зависимости среди  подростков 12 – 15 лет»

Цель: проверить, существует ли компьютерная и интернет - зависимость среди подростков, обучающихся в МОУ УСОШ №1.

Объект исследования: компьютерная зависимость, игромания.

Предмет исследования: учащиеся МОУ УСОШ №1.

Гипотеза исследования:

В связи с  быстрыми темпами развития компьютерной техники и Интернета порядка 40% учащихся 12 – 15 лет имеют симптомы компьютерной или Интернет - зависимости;

Мы провели  тестирование учащихся МОУ УСОШ №1 в количестве 70 человек 12 – 16 лет. 

Цель первого  теста: обнаружить симптомы компьютерной зависимости.

Учащимся 6 – 9 классов  было предложено ответить на следующее вопросы:

1. Как часто  ты играешь в компьютер? 

а) каждый день  

б) день через  день  

в) когда нечем  заняться 

2. По сколько  часов играешь? 

а) 2-3 часа, ну больше 

б) час ну или 2 часа (когда заиграюсь)

в) не более часа

3. Сам ли ты  выключаешь комп?

а) в большинстве  случаев по требованию родителей, или  если очень сильно устану, а бывает, совсем не выключаю

б) когда как, иногда даже сам выключаю компьютер

в) конечно сам  и по своей воле

4. Когда есть  время, ты его тратишь на ...

а) конечно на компьютер на что же ещё

б) ну не знаю, всё  зависит от случая (могу и за компьютером  посидеть)  

в) вряд ли сяду за компьютер

5. Прогуливал  ли ты работу, учёбу, другое  важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер? 

а) да прогуливал, и что здесь такого 

б) ну было пару раз, да и то не такое важное событие 

в) нет 

6. Часто ли  ты думаешь об компьютере или  играх на компьютере?

а) да постоянно 

б) ну пару раз  на дню вспоминаю  

в) редко, почти  не вспоминаю 

7. Какую роль  для тебя  играет компьютер?

а) всё, или почти  всё 

б) ну значит много, но ещё есть много вещей, которые  для меня много значат

в) да ни какой  роли он для меня не играет

8. Приходя домой  ты первым делом...

а) сажусь за компьютер

б) всегда по-разному, могу и сесть за комп 

в) ну уж точно  не сяду за компьютер

 

Интерпретация теста:

От 8 до 12 баллов: норма

От 13 до 18 баллов: человек очень много времени  уделяет компьютеру

От 19 до 24 баллов: ярко выраженные симптомы компьютерной зависимости

Результаты  первого тестирования отражены в диаграмме:

Вывод: тестирование обнаружило, что 50% опрошенных очень  много времени посвящают компьютеру, а у 21% тестируемых ярко выражены симптомы компьютерной зависимости.

Мы решили провести половозрастной анализ ребят более  или менее подверженных компьютерной зависимости. Результаты анализа отображены на диаграммах:

Вывод:   половозрастной анализ подростков обнаружил, что наиболее подвержены компьютерной зависимости  мальчики 14 – 16 лет. Что можно объяснить  тем, что мальчики в переходном возрасте  не всегда могут  передать то, что чувствуют. Потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. А у девочек  интересы и увлечения шире, это

позволяет им плавно пережить кризисные возрастные периоды.

Цель второго  теста: обнаружить симптомы интернет - зависимости.

Учащимся 12-16 лет  был предложен тест:

1. Как часто  Вы обнаруживаете, что задержались  в сети дольше, чем задумывали?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

2. Как часто  Вы забрасываете свои домашние  обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

3. Как часто  Вы предпочитаете развлечения  в Интернете близости со своим  партнером?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

4. Как часто  Вы строите новые отношения  с друзьями по сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

5. Как часто  Ваши знакомые жалуются по  поводу количества времени, что  Вы проводите в сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

6. Как часто  из-за времени, проведенном в  сети страдает Ваше образование и/или работа?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

7. Как часто  Вы проверяете электронную почту,  прежде чем заняться чем-то  другим?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

8. Как часто  страдает Ваша эффективность  или продуктивность в работе из-за использования Интернета?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

9. Как часто  Вы сопротивляетесь разговору  или скрываете, если Вас спрашивают  о том, что Вы делала в  сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

10. Как часто  Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

11. Как часто  Вы чувствуете приятое предвкушение  от предстоящего выхода в сеть?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

12. Как часто  Вы боитесь, что жизнь без  Интернета станет скучной, пустой  и безынтересной?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

13. Как часто  Вы раздражаетесь, кричите, если  что-то отрывает Вас, когда  Вы находитесь в сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

14. Как часто  Вы теряете сон, когда поздно  находитесь  в сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

15. Как часто  Вы чувствуете, что поглощены  Интернетом, когда не находитесь  в сети, или воображаете, что  Вы там?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

16. Как часто  вы замечаете свои слова «еще  пару минут…», когда находитесь  в сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

17. Как часто  Вы пытаетесь безуспешно урезать  время пребывания в сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

18. Как часто  Вы пытаетесь скрыть количество  времени пребывания в сети?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

19. Как часто  Вы предпочитаете находиться  в сети вместо того, чтобы встретиться  с людьми?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

20. Как часто  Вы чувствуете, нервничаете, когда  Вы не в сети, что вскоре  исчезает, стоит Вам выйти в  Интернет?

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

всегда

Информация о работе Компьютерная зависимость среди подростков 12–16 лет