Компьютерная кампиметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:17, отчет по практике

Краткое описание

Цель исследования:
1. Измерение порогов различения цветовых оттенков;
2. Идентификация эмоционального состояния (перенапряжение-стресс, эмоциональное равновесие, истощение-релаксации);
3. Оценка ресурсов оперативной памяти и внимания (наличие или отсутствие дефицита).

Вложенные файлы: 1 файл

отчёт по капиметрии.docx

— 72.43 Кб (Скачать файл)

 

Отчёт по практикуму

Компьютерная кампиметрия

 

 

 

 

Цель исследования:

 

1. Измерение порогов различения  цветовых оттенков;

2. Идентификация эмоционального состояния (перенапряжение-стресс, эмоциональное равновесие, истощение-релаксации);

3. Оценка ресурсов оперативной  памяти и внимания (наличие или  отсутствие дефицита).

 

Описание  методики:

 

Методика  компьютерной кампиметрии (Полевая С.А., 2005) обеспечивает регистрацию индивидуальной функции цветоразличения в виртуальном цветовом пространстве, построенном на основе цветовых моделей HLS и RGB.

Основной  протокол кампиметрии предполагает измерения дифференциальных порогов по оттенку, яркости и насыщенности.

Процедура тестирования выглядит следующим образом: Испытуемому давалась установка определить форму пятна-стимула (круг, квадрат или треугольник, например), вписанного в цветовой квадрат на экране — фон. Изначально оттенок фона и пятна были одинаковыми. Испытуемый с помощью клавиатуры/мыши/джостика получал возможность управлять цветом пятна. В качестве порога цветоразличения  в методике  рассматривается такая разница между оттенками фона и пятна, при которой испытуемый правильно определял форму пятна. Для регистрации динамического диапазона наряду с задачей поиска формы представлена и  обратная задача. Как только форма пятна распознавалась правильно, разница между оттенком стимула и оттенком фона автоматически увеличивалась на 10 условных единиц, и испытуемому предлагалось изменять состояние системы до тех пор, пока квадрат вновь не станет однородным. Так фиксируется верхний и нижний пороги цветоразличения.

 

 

 

 

 

 

 

Схема панели экспериментатора:

 

Цифрами обозначены параметры режима стимуляции

 

Параметры управления режимом стимуляции:

Номер

Название

Функция

1

Способ управления

Выбор способа реагирования для испытуемого  из следующих вариантов:

- Кнопки на экране – испытуемый  манипулирует кнопками в окне  программы, кликая по ним мышью;

- Кнопки мыши – испытуемый  манипулирует левой и правой  клавишами мыши, независимо от  положения курсора в окне программы;

- Кнопки на клавиатуре – испытуемый  манипулирует кнопками клавиатуры (стрелки вниз и вверх);

- Джойстик – испытуемый манипулирует  наклоном джойстика;

- Хэнтрекер – испытуемый манипулирует хэнд-трекером.

2

Порядок предъявления стимулов

Выбор порядка предъявления стимулов для испытуемого из следующих  вариантов:

- По возрастанию

- По убыванию

- Случайный

-Пользовательский

3

Цветовая модель

-RGB

- HSB

 Модель RGB соответствует объект - центрированному пространству  нейронных репрезентаций цветового  сигнала, а модель HLS соответствует  субъект - центрированному пространству  субъективных цветовых образов. Более интуитивным способом описания цвета является представление его в виде тона, насыщенности и яркости — система HSB. Она же известна как система HSL (тон, насыщенность, освещенность).

Система RGB адекватна цветовому  восприятию человеческого глаза, рецепторы  которого тоже настроены на красный, зеленый и синий цвета.

4

H

Оттенок

5

S

Насыщенность

6

L

Яркость

7

Фоновый стимул

Фон, в который будет вписан активный стимул: квадрат.

8

Активный стимул

Стимул - форму которого необходимо определить.

■  █ ▲   ● и др.

9

Пуск

Запускает тестирование с текущими параметрами

10

Новое измерение

Позволяет редактировать заданные до этого параметры и запускает новое тестирование

11

Просмотр

Отображает спектр цветов


 

Ход работы:

1. Назначение режима стимуляции.

Номер

Название параметра

Значение параметра

1

Способ управления

Кнопки на экране

2

Порядок предъявления стимулов

Случайный

3

Цветовая модель

Для тестирования использовалась наиболее естественная для восприятия человека система координат HSL.

4

H

10

5

S

220

6

L

100

7

Фоновый стимул

Квадрат

8

Активный стимул

■  █ ▬


2. Инструкция испытуемому:

«Посмотрите на цветовой спектр. Какой  цвет Вам нравится больше всего? _______ В тестировании Вам необходимо будет определить форму фигуры, выделяя её из фона нажатием на кнопку. Как только Вы увидите форму стимула, необходимо указать её, выбрав соответствующий ей стимул на экране. А затем обратная задача - сравнять фигуру с фоном: как только она перестанет быть заметной необходимо нажать на кнопку. Можете приступать» (показать на примере).

3. Измерение верхних и нижних порогов цветоразличения;

4. Сохранение данных в файл.

Примечание: Название файла имеет следующий формат: ФИО_дата_номер группы. txt. Файлы всей группы сохраняются в общую папку, названную по номеру группы.

5. Обработка данных в среде Excel: расчет порогов цветоразличения, построение функции цветоразличения.

6. Описание результатов, включающего название файла с данными, таблицы, графики.

  1. Формулировка заключения об эмоциональном состоянии и ресурсах оперативной памяти, внимания

 

Примечание: Формат таблицы:

Нф

(Оттенок фона)

Н+

(Оттенок стимула  при обнаружении формы пятна)

Н-

(Оттенок стимула  при стирании пятна)

ΔН+

(Верхний порог)

ΔН-

(Нижний порог)

           
           

Формат графика:

По оси Х – индекс оттенка  фона (Нф)

По оси У – дифференциальный порог

Сплошная линия – дифференциальные пороги для прямой задачи;

Пунктирная линия - дифференциальные пороги для обратной задачи

 

Результаты методики компьютерная кампиметрия:

 

Нф

(Оттенок  фона)

Н+

(Оттенок  стимула при обнаружении формы  пятна)

Н-

(Оттенок  стимула при стирании пятна)

ΔН+

(Верхний  порог)

ΔН-

(Нижний  порог)

1

0

3

0

3

0

2

10

11

10

1

0

3

20

21

20

1

0

4

30

31

30

1

0

5

40

41

40

1

0

6

50

52

50

2

0

7

60

62

60

2

0

8

70

72

71

2

1

9

80

88

86

8

6

10

90

94

91

4

1

11

100

101

100

1

0

12

110

112

110

2

0

13

120

122

120

2

0

14

130

131

130

1

0

15

140

141

140

1

0

16

150

151

150

1

0

17

160

161

160

1

0

18

170

174

171

4

1

19

180

181

180

1

0

20

190

191

190

1

0

21

200

201

200

1

0

22

210

211

210

1

0

23

220

222

220

2

0

24

230

232

230

2

0

25

240

242

241

2

1

26

250

252

250

2

0


 

 

 


Рис. 1. Функция цветоразличения

 

В результате исследования, можно  сделать вывод:

1. Структура субъективного цветового пространства неоднородна: дифференциальные пороги по оттенку для чистых цветов значительно больше, чем для смешанных.

 

 

Психологическая интерпретация

 

Испытуемый  находится в активном, рабочем  эмоциональном состоянии (нормотония), так как максимальный порог цветоразличения  – в зеленом цвете.

У испытуемого  нет нарушений концентрации внимания и дефицита оперативной памяти, так  как все пороги на прямую задачу выше порогов на обратную.

Вывод

 

 Структура субъективного цветового пространства неоднородна: дифференциальные пороги по оттенку для чистых цветов значительно больше, чем для смешанных. Максимальный порог цветоразличения в зеленом оттенке. Испытуемый находится в активном, рабочем эмоциональном состоянии (нормотония) и у него нет нарушений концентрации внимания и дефицита оперативной памяти.


Информация о работе Компьютерная кампиметрия