Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 04:04, контрольная работа
Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.
Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры. Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом пути.
Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как проявляется изучаемое явление, событие, процесс. Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор, 6) целостное сообщение.
Основные этапы контент-анализа: 1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории анализа и машиночитаемый вид; 2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единиц анализа; 3) интерпретация результатов. Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет, фильмов, публичных выступлений, теле - и радиопередач, общественных и личных документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д. 3. Контент-анализ как психодиагностическая процедура Контент-анализ — метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.
Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации; анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах.
В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии. В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.
В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике. В психологии метод, близкий к контент-анализ, применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста.
Использование контент-анализ в психологии и Психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особым достоинством контент-анализ является то, что он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных.
Конкретные направления
применения контент-анализ включают: 1)
анализ результатов проективных методик
исследования Личности; 2) изучение диагностических
интервью, содержания бесед, другой речевой
и письменной продукции испытуемого; 3)
анализ содержания открытых вопросов при
массовом анкетировании; 4) изучение психологических
особенностей личности по качественным
характеристикам, развернутым экспертным
оценкам; 5) анализ объективной информации
о личности; 6) анализ высказываний при
диагностике особенностей групповой коммуникации.
В целях диагностики некоторыхличностных особенност
) проводится своеобразный контент-анализ. Контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого (напр.
Количество «тематических» высказываний, глаголов, логических «гнезд» и т. д.), что часто находит применение в «Завершение предложения» методиках. Проведение контент-анализ в любом из направлений требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур.
Наиболее важным является определение категорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования или обследования. Такие категории (напр.
Количество речевых актов взаимодействий, побуждающих высказываний, частота отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство по поводу «карьеры», «семьи» и т. д.) должны быть исчерпывающими, охватывать все части фиксируемого содержания. В случае включения контент-анализ как элемента процедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и «стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими исследование.
После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации).
Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования. Заключение Контент-анализ (англ.
Content analysis, нем. Content-Analyse, фр.
Analyse du contenu) — исследовательская
техника для получения выводов
путем анализа содержания
Например, такими показателями могут быть: для определения размера публикации — количество слов в тексте; для определения ключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей; для определения смысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в тексте определенных слов и т. д. Подсчет частоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов, таблиц, фотографий, характеризует количественный контент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия или отсутствия исследуемой переменной — качественный контент-анализ. Применение метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным.
Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.
Список литературы Анцупов А. Я. Словарь Конфликтолога. 2-е из.
, Питер, С.-Петербург, 2006 Барсамов В. А. Контент - анализ газетных материалов // Социс – 2006 - №2 Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент. Справочник.
М.: Инфра-М, 2002. Клуппт М. А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования.
2003. № 6. Козлова
Н. Н. Методология анализа
История контент-анализа как психодиагностической процедуры...
Метки: психодиагностика, психологического, личность, социальный, конфликт
Контент-анализ |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология |
Метод анализа результатов деятельности в форме контент-анализа предусматривает содержательный анализ по заранее определенной схеме — на основании критериев, показателей, смысловых единиц, обозначенных в соответствии с целью, — продуктов деятельности субъекта, и последующей статистической обработки в виде определения количественного соотношения между ними. Это позволяет установить степень выраженности определенной смысловой информации и осуществить перевод содержания документа в количественное выражение. Иными словами, диагностическая задача состоит в том, чтобы выявить и оценить некоторые психологические характеристики индивида, которые проявляются в том, что он делает, в частности в продуктах художественно-творческой деятельности (рисунки, постройки, тексты, произведения, письма, сочинения и др.). Источник: Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте _ СПб . Речь; 2006. - 320 с. |
|
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
Под понятием «документальный источник» понимаются:
письма;
автобиографии;
дневники; фотографии; записи на кино-
и видеопленке; творческие результаты
в разных видах искусства; материалы различных
средств массовой информации (газеты, журналы
и т. п.).
Для того чтобы при изучении
документов можно было преодолеть субъективизм
исследователя, выявить достоверную информацию
и достаточно точно ее регистрировать,
был разработан специальный метод, получивший
название контент-анализ (
Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.
Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.
В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.
В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество тематических высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.
Следует коротко остановиться еще на одном классе методик. В последнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике. Однако само их появление в психодиагностической литературе следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой особенностью психологического диагностирования. Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.
Приведенная в данной главе классификация психодиагностических методик не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методик на классы. Так, в книге «Общая психодиагностика» дана классификация психодиагностических методик, опирающаяся на такое основание, как наличие или отсутствие оценок выполнения заданий по типу правильно — неправильно. Класс психодиагностических методик, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, тест замаскированных фигур Уиткина). К классу методик, в которых понятие правильный или неправильный ответ не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методики.
Еще одним основанием для классификации методик может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методики на следующие группы:
влияние психодиагноста выражено
минимально;
влияние психодиагноста выражено максимально;
влияние психодиагноста выражено в средней
степени (промежуточное положение между
двумя полюсами).
В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методики. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру.
Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено.
В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методик, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.
Перечень оснований для классификации психодиагностических методик может быть продолжен.
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
Информация о работе Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры