Контрольная работа по «Психология личности и дифференциальная психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:50, контрольная работа

Краткое описание

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Содержание

Введение
Общее понятие о способностях личности. Структура способностей.
Количественная и качественная характеристика способностей личности.
Задатки и их роль в развитии способностей и талантов.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

васильченко.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения  и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства  существующих на Земле культур с  самого рождения ребенка и в течение  всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление  то общее, что есть в психологии и  поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут  возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в  пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.

Примечательным  является и такой факт. Житейский  опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда  будто бы формируют у них психологические  особенности, характерные для людей  противоположного пола, т.е. ведут к  маскулинизации женщин и феминизации  мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных  с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально  обусловленные черты, а не те, которые  можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие  занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных  условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием  способностей, оказывают на них гораздо  более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые  имеются между людьми разного пола.

 

Заключение

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными  или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или  талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены  и их проявление целиком зависит  от унаследованного генетического  фонда. Обучение и воспитание, считают  ученые, стоящие на этой позиции, может  лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия  они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки  зрения считают, что особенности  психики определяются качеством  воспитания и обучения и что у  каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного  направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных  племен, получив соответствующее  обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о  так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют  о непоправимом уроне, даже невозможности  человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются  в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности  к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в  течение долгого времени и  на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла  её в полном объёме. Большинство  теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры  таланта имеет очень большое  значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

При рассмотрении психологической  литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость  и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается  как высшая степень проявления таланта  или одарённости. Отсюда следует  необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия  проблемы.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так  или иначе затрагивающих эту  тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических  проблем, появляющихся у учителей и  родителей одаренных детей в  наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать  столько в свою память, что порой  их молодая неустойчивая психика  не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о  развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством  и качеством знаний.

Многие деятели современной  науки выделяют личностный фактор как  единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому  как за рубежом, так и у нас  в стране разрабатываются новые  программы развития талантливых  детей и подростков, дающие им возможности  как можно раньше начать реализовывать  свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны  только на основе твёрдой теоретической  базы, после того как проблема будет  всесторонне изучена и будут  сформированы теоретические положения  в рамках единой психолого-педагогической концепции.

 

 

Список литературы

 

  1. Асмолов А.Г. Психология  личности. -  М.: Академия. – 2007.
  2. Ауэрбах А., Корсини Р. Психологическая энциклопедия. - СПб.: Питер., 2003.
  3. Гусева Т.И., Катарьян Т.В. Психология  личности. Учебное пособие - Изд.: Научная книга,  2012.
  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб: Питер, 2001
  5. Основные методы сбора данных в психологии. Учебное пособие - Изд.: Аспект Пресс., 2012.
  6. Капрара Дж. Психология личности. - СПб: Питер, 2003.
  7. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия по психологии - СПб: Питер, 2002.
  8. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебное пособие - СПб: Питер, 2009.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология личности и дифференциальная психология»