Контрольная работа по «Психодиагностика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы : изучение проекционной техники, находящейся в составе психодиагностики.
Задачи контрольной работы: рассмотреть предысторию проективной диагностики классификацию проективных методик, раскрыть понятие “проекции” и других аспектов психодиагностики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1.Предыстория проективной диагностики……..………………..………...……5
2. Понятие “проекции” в психологии и психодиагностики…………………....7
3. Теоретическое обоснование проективного подхода к измерению личности………………………………………………………………………...…9
4. Диагностические возможности и ограничения проективных методик……11
5. Классификация проективных методик………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная психодиагностика 2012.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

      Неопределенность стимула порождает ряд других особенностей проективной диагностики. Так, ответы обследуемого не ограничиваются ни по времени, ни ко содержанию, ни по объему. Отсюда высокая вариативность индивидуальных ответов на один и тот же стимул. Неопределенность, многозначность проективного метода усиливает специальным образом формулируемая инструкция, цель которой - максимально замаскировать истинную цель исследования и предоставить человеку возможность, не осознавая того, включать механизмы идентификации себя с "героем" теста [5 с.64].

      В нашей стране наиболее популярны методика Ф.Гудинаф "Нарисуй человека", методика В.Вульфа "Нарисуй свою семью", методика М.З. Друкаревича "Несуществующее животное", Методика Дж. Бука "Дом, дерево, человек", которые чаще всего встречаются в психодиагностических комплексах отечественных психодиагностов, направленных на решение проблем как взрослых, так и детей.

      Популярность рисуночных проб далеко не случайна. Причина не только в кажущейся простоте проведения диагностики. Действительно, рисование позволяет человеку проецировать свои внутренние проблемы и отношение к миру в визуальных формах. Рисуночные методики могут служить уникальным средством коммуникации, аналогом внутренней речи в тех ситуациях, когда недоступны традиционное тестирование или психодиагностическая беседа (дети младшего возраста, лица с разными речевыми и слуховыми нарушениями и т.п.). Кроме того, сам процесс рисования сопровождается в подавляющем большинстве случаев положительными эмоциями: обследуемые нередко улыбаются, смеются, поют и даже пританцовывают и т.п.

      Одна из первых классификаций проективных методик предложена Френком. Классификация объединяет следующие группы методик:

конструктивные - обследуемому предлагается беспорядочный, неоформленный материал, которому необходимо придать субъективный смысл, например, тест Роршаха, свободный рисунок и т.п.;

конструктивные - обследуемому предлагаются оформленные детали, из которых необходимо создать по своему желанию осмысленное целое, например, тест Е.Торренса для диагностики творческих возможностей и т.п.;

интерпретационные - от обследуемого требуется истолкование какого-либо многозначного эпизода, события, например тематический апперцепционный тест Г.Мюррея и т.п.;

катарктические - все виды игровой, изобретательной деятельности, в которых обследуемый реализует подавляемые мотивы и отношения;

рефрактивные - непроизвольные высказывания, оговорки, описки, очитки, которые позволяют судить о скрытых мотивах межличностных отношений в результате непроизвольного изменения или нарушения общепринятых средств общения [1 с.321].

     Популярности проективных методик во многом способствуют отсутствие явных возрастных ограничений и доступность, практически не зависящая от уровня образования, опыта самоанализа. Первый опыт проективной диагностики возможен уже в раннем дошкольном возрасте и часто связан с выполнением рисуночных проб. Немаловажную роль в широкомасштабном распространении проективного метода играет простота оборудования и стимульного материала. Для выполнения ряда проективных рисуночных проб психологу необходимо иметь лишь лист белой бумаги и карандаш. К очевидным достоинствам проективных методик относится возможность выявления скрытых мотивов поведения и переживаний. Именно с этим моментом сторонники проективной диагностики образно сравнивают ее появление с открытием рентгеновских лучей.

     Проективная диагностика, как никакая  другая форма обследования, заставляет  психолога-диагноста быть предельно  внимательным к человеку, обратившемуся  за помощью, и в то же время  быть максимально требовательным  к себе. Проективная техника является  инструментом проникновения в  самые интимные и часто скрываемые  от других людей стороны жизни. Проективная диагностика способна  вскрыть механизмы психологической  защиты, созданные человеком для  сохранения собственной целостности, затронуть часто очень болезненные  проблемы взаимоотношения с самим  собой и с миром людей, обострить  страхи, тревоги, подавляемые и неудовлетворенные потребности. Поэтому использование проективной техники требует от психолога наивысшего мастерства, а интерпретация результатов - самых глубоких знаний психологии человека.

     В объяснении результатов проективного  тестирования психолог обычно  предпочитает какую-либо одну  из концепций:

- классическую;

- атрибутивную;

- аутистическую;

- рационализированную.

     Классическая проекция. Проекция  трактуется с психоаналитических  позиций. З.Фрейд считал проекцию  одним из психологических защитных  механизмов, который используется  бессознательной сферой "Я". С  помощью проекции внутренние  импульсы и чувства, в целом  неприемлемые личностью, приписываются  внешнему объекту и тогда проникают  в сознание как измененное  восприятие внешнего мира. Враждебность. о которой субъект ничего не  знает или не хочет знать, переносится  из внутреннего восприятия во  внешний мир и при этом приписывается  другим.

     Атрибутивная проекция. В основе  атрибутивной концепции лежит  приписывание собственных мотивов, чувств, черт личности другим  людям. Проекция существует не  только для защиты личности, но  и для описания внешнего мира. Она может возникать там, где  конфликт между сознательным  и бессознательным отсутствует. Проекция внутренних восприятий  вовне является одним из механизмов, которому подчинен процесс восприятия  и который принимает самое  большое участие в образовании  внешнего мира человека.

     Аутистическая проекция представляет  собой более частный случай, возникший  в процессе экспериментального  изучения порога узнавания различных  объектов. Эмпирически было доказано, что изображение пищи опознается  голодными людьми быстрее, чем  сытыми. Происходит не только  понижение порога узнавания, но и проецирование собственных потребностей. Неудовлетворенность той или иной потребности при определенной степени ее усиления и конкретизации способствует включению содержания потребности в процессы восприятия, воображения, а также в сновидения. В результате воспринимаемые человеком предметы и явления внешней реальности модифицируются согласно его собственным потребностям.

     Рационализированная проекция по  своему содержанию близка классической. Отличие заключается в том, что  человек отдает себе отчет  в своих действиях: он их объясняет, привлекая разные аргументы, т.е. рационализирует.

     Повышение надежности и объективности  любого способа получения психологической  информации связано с комплексным  подходом к изучению психической  организации человека и его  жизненных проблем. Одновременное  использование методик, выявляющих  различные аспекты психических  феноменов, позволяет видеть человека  в целом, в контексте его индивидуальной  истории, его личного, свойственного  только ему жизненного опыта, в контексте его самотворения  и самореализации.

 

 

5. Классификация проективных методик

 

1.    Методики дополнения. Стимульный  материал:

набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2.    Методики интерпретации. Стимульный  материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить  рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным  картинкам; ответить на вопросы  по предложенным ситуациям на  картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные  картинки-фотографии (Тест Сонди).

3.    Методики структурирования. Малоструктурированный  стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4.    Методики изучения экспрессии (анализ  почерка, особенностей речевого поведения).

5.    Методики изучения продуктов  творчества. Предметом интерпретации  является рисунок, который рисует  респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два  дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее  животное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Итак, в ходе исследования мы  выяснили, что проективная техника это группа методик, предназначенных для диагностики личности с характерным глобальным подход к оценке личности, а не выявлением отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые "проецируются" на ответы, а цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика[Текст]./М.К.Акимова.-  СПб., 2007. -  с.321

2. Белова О.В. Общая психодиагностика[Текст]./О.В.Белова. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – с.210

3. Бодалёв, А.А. Общая психодиагностика[Текст]./А.А.Бодалев.- СПб., «Речь», 2003.- с 127

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Уч.пособие. 1-е изд[Текст]./Л.Ф. Бурлачук. -  СПб., «Питер», 2006. – с. 252

5. Посохова, С.Т. Настольная книга практического психолога[Текст]. /С.Т.Посохова. - М., АСТ:Хранитель, 2008. – с. 64

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Психодиагностика»